Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Автодилеры "чего-то" ждут и не торопятся обновлять склады

  • 11 марта 2015
  • Просмотров 10392

Подводя итоги 2014 года и анализируя сложившуюся ситуацию на рынке новых автомобилей в Беларуси, в начале февраля крупные игроки этого бизнеса чуть ли не в один голос пророчили закрытие дверей многих автосалонов. Наплыв российской «бэушки» - это один из главных признаков снижения официальных продаж и повод для беспокойства. 

На фоне курсовой разницы белорусы живо запаслись российскими иномарками в отдельные декабрьские дни создавая пробки на трассе М1 и километровые заторы на подъезде к пунктам регистрации  ТС. Тем самым, естественно, поставив под большой вопрос официальные продажи 2015 года. Что бы оценить масштабы проблемы – обратимся к цифрам.  По данным Государственного таможенного комитета, в 2014-ом в страну прибыл «свежий» российский автопарк в количестве более 100 тысяч иномарок.

Так,  только в декабре из России ввезли 48 тысяч машин. Это больше, чем за 11 месяцев 2014 года! По данным ГТК, за январь - ноябрь белорусы ввезли с РФ  43 тыс. автомобилей.  При этом, по данным БАА, доля новых ввезенных автомобилей составила 25 тысяч. Все остальное – премиальная «бэушка». Сюда же следует добавить еще почти 40 тысяч авто из старушки Европы. Подбив цифры получаем -  131 тысячу ввезенных авто. И это не считая 25 тысяч автомобилей проданных новыми местными дилерами здесь в Беларуси. С ними  - уже 156 тысяч! Что же, неплохо потратились наши земляки.  Но все равно до результатов «хапуна» 2011-го не дотянули. Тогда, напомню, в преддверии  повышения растаможки, в Беларусь ввезли около 250 тысяч иномарок из Европы.

Немудрено, что вопрос: кому теперь продавать? Был чуть ли не главным на повестке дня во время февральской пресс-конференции. Белорусы наелись новых машин, нахватали 5-7-летнего «премиума» и нынче поглядывают разве что на новые бюджетные машинки за 10 тыс. долларов в официальных салонах.


Поглядывают, но не покупают.  Ведь всегда есть соблазн подобрать авто «по круче». И если у владельцев «премиума» из РФ еще есть шанс, пусть не заработать, но продать машину по весне за те же деньги что и купил на авторынках страны, то новоиспеченным владельцам новых бюджетных «поло-седанов» и «киа рио» впору плакать и... ездить самим!  У белорусских дилеров уже дешевле!

Между тем, официальные продажи «бюджетников» только за февраль просели на 40%. И это несмотря на то, что дилеры марок Volkswagen, Renault, Skoda, Nissan смогли договориться со своими поставщиками из Европы и России об изменении ценообразования. Напомню, во время февральского заседания председатель БАА Сергей Михневич озвучил мысль о равноправном ценообразовании. «Нам просто необходимо получить такие же ценовые предложения, например, как у россиян. Поэтому абсолютно все представители белорусского автобизнеса сейчас ведут активные переговоры с производителями, для того чтобы пересмотреть подходы к формированию цены,» - заявил тогда эксперт. 

Белорусскому автомобильному бизнесу пошли на встречу. Что позволило в эти первые два-три месяца хоть что-то продавать. Естественно, о прибылях говорить не приходится. Большинство белорусских дилеров распродают склады и боятся строить долгосрочные прогнозы. Обзвонив некоторых столичных «официалов» и поговорив насчет перспектив развития белорусского автомобильного рынка в этом году, понял одно: рецессия прекратится не скоро. Многие перестали обновлять склады, модельный ряд представлен всего 1-2 моделями, так что выбирать откровенно не из чего, а обновление складов до лета не планируется. Как выяснилось,  заказывать у импортера за валюту и продавать здесь за белорусские рубли, возможно, себе потом дороже. К тому же между  многими популярными моделями у нас и в РФ до сих пор сохраняется пропасть в цене – и оспаривать это белорусские дилеры не собираются.

«В прошлом году в связи с девальвацией российского рубля нашими гражданами в России было приобретено большое количество новых автомобилей. На данный момент автомобильный рынок Беларуси насыщен, поэтому, на наш взгляд, в ближайшие 2-3 месяца он будет находиться в стадии затишья. Исключение составит более бюджетный сегмент автомобилей российской сборки,»  - рассказала нам Ольга Никишина, специалист по связям с общественностью «Атлант-М Холпи».  

«Что касается нашей компании, основной акцент мы делаем на послепродажное обслуживание автомобилей Mazda и Kia, в том числе тех, которые были в большом объеме приобретены нашими гражданами в Российской Федерации, и гарантию на которые мы поддерживаем. Относительно продаж новых автомобилей мы делаем ставку на лидера продаж прошлого года Mazda6, которые на данный момент реализуются по максимально сниженным ценам,» - добавила она.

Максимально сниженные цены – это 20 600$* за Mazda6 в базовой версии Base c 2-литровым двигателем мощностью 165 л.с. По умолчанию, в базовую комплектацию входят ABS, система электронного распределения тормозного усилия, система динамической стабилизации, антипробуксовочная система, системы предупреждения об экстренном торможении, помощи при трогании с места на уклоне, предотвращения повторного столкновения после удара сзади, контроля давления в шинах и 17-дюймовые легкосплавные диски. Соглашусь, «помощников» хоть отбавляй! Но вот, еще один из законодателей бизнес-класса нынче обходится еще дешевле.

Так, за Toyota Camry, которые напрямую поставляются в Беларусь из России в базовой версии просят в пересчете по актуальному курсу 19 240$.*

Рестайлинговая "Тойота" в базе идет с  6-АКПП (до этого устанавливался 4-ступенчатый "автомат")  и 2-литровым "движком" мощностью 150 л.с., когда как Mazdа6  уже радует более резвым агрегатом с табуном в 165 "лошадок" и 6-ступенчатой МКПП либо "автоматом". И вот еще что: «Кэмри» - российская, а «Мазда» прямиком из страны восходящего солнца. Вот только кому-то это теперь по-настоящему важно, когда разница за одинаковые по классу автомобили может достигать 500 – 2000 долларов? А ведь есть еще новый Ford Mondeo (от 18 500$)* и Kia Optima (от 21 150$)*. Эти грозные соперники также не лыком шиты и готовы навязать серьезную борьбу за своего клиента. Особенно в это нелегкое время. 


Кстати, в Беларуси новый «Мондео» будет доступен в двух вариантах сборки: европейской и российской. Что касается стоимости, то в первом варианте автомобиль ( 1.5 л. EcoBoost 160 л.с.) оценен в 27 300$, а во втором (2,5 л. 149 л.с.) в 18 000$* (в РБ около 20 тыс. долларов).


А вот что касается «Оптима», то в наличии у дилера имеется всего ДВЕ машины! «Больше вариантов нет. Осталось 2 машины. Одна черная, другая – белая. Комплектация Luxe по цене 400 млн. рублей (26 750$)*. Выбора нет, но и поставок из Кореи в ближайшее время не планируется. Посмотрим, что будет на рынке,» - рассказал менеджер по продажам «Атлант-М Холпи».

В бюджетных сегментах все не так просто. Да, продажи есть. И они не единичные. Вот только покупательский интерес вращается около народных «Рено Логан», «Поло седан» или «Шкода Рапид».


И дело не в том, что дешевле, а в том, что некогда популярных хитов из С-класса, «зажигалок» а-ля Nissan Juke или Мazda3 просто нет в наличии и в ближайшем будущем привоз этих моделей не предвидится. Продавать себе в убыток – не вариант.


«Делать точный прогноз динамики развития авторынка в Беларуси сейчас сложно: слишком много экономических факторов, которые не могут не влиять, - отметила в комментарии AV.by начальник отдела маркетинга импортера ŠKODA в РБ Горбарук Дарья. -  В настоящий момент можно опираться на цифры: в январе этого года мы заключили 78 договоров, а уже в феврале 280. Но выводы делать рано: подождем, что покажет март.»

По ее словам, чешского дилера в РБ откровенно радует тот факт, что теперь клиентам предлагаются автомобили SKODA как чешского, так и российского производства, причем российские автомобили продаются по ценам, сопоставимым с предлагаемыми российскими дилерами.

 «Это увеличило количество продаж: львиную долю конкуренции для нас в прошлом году составляли именно автомобили из РФ. Теперь за разумные средства можно приобрести автомобиль в отличной комплектации, при этом и на российские авто сохранена гарантия импортера в 3 года, что на год больше, чем в РФ. Что касается моделей,  наиболее популярных сейчас, то могу сказать, что SKODA Rapid и SKODA Octavia идут «голова в голову», продажи по ним составляют практически равное количество,» -  резюмировала представитель  ООО "ФелОкт-сервис"

Действительно, SKODA Rapid по цене от 9 670$ *по-настоящему сладкое предложение этой весны. Более того, исключительно по своим субъективным впечатлениям, «Рапид» - эта и есть та золотая середина при выборе бюджетной, выносливой машины на каждый день. Самый большой багажник (550 л.) в классе, в меру просторный и добротный "ваговский" салон, простой "атмосферник" MPI (1.2 л. 75 л.с) и смелый харизматичный дизайн – что еще надо простому белорусу?


В базовое оснащение входит одна подушка безопасности водителя, ABS, аудиосистема "Blues" (CD/МР3), центральный замок, передние электростеклоподъемники, стальные колесные диски R14 и полноразмерная "запаска".

Но и этому «новобранцу» придется соревноваться с сладкой корейской парочкой Accent/Rio, да и другие "хиты рынка" Renault Logan или VW Polo Sedan не дремлют в сторонке. Не забываем также про свежеиспеченное белорусско-французское производство Peugeot и Сitroёn, заявившие о старте продаж в конце января, но  почему-то потерявших голос  в последнее время…


Белорусско-китайские Geely также готовы к марш-броску. За последний год «Джили» серьезно нарастили свое присутсвие на белорусском рынке новых авто и готовятся покорять его с новыми силами. Правда, вот откуда брать деньги на производство и как оживить желание народа повсеместно попробовать китайскую «легковушку» мне, лично, решительно непонятно. Возможно, правительство в очередной раз попросит помощи у народа? Мол, кто как не вы, дорогие соотечественники, подставите плечо «в трудный час»….

Что же будет с новоиспеченными «белорусскими французами» все с той же родословной из Обчака  - вопрос  туманный. Нынче тягаться с российскими предложениями им попросту невозможно. Доводы в стиле «купляйце свае беларускае французскае»   - уже априори заведомо провальный вариант. Хватит. Наелись "своего" американского, немецкого, иранского... 

Пока действует курсовая разница – белорусы будут поглядывать в сторону российских автосалонов. И от это не уйти, а белорусские "французы"...  «Сумеют выстроить политику так, чтобы цены остались интересными и компания была прибыльной, – выдержат, - кратко резюмирует Сергей Михневич.

К слову, насчет белорусско-китайских Geely эксперт высказался не столь оптимистично. «Несмотря на успех прошлого года, когда около 2,5 тысячи новых авто этой торговой марки нашли своих хозяев, в начале 2015-го производитель немного уступил свои позиции. В феврале машины, произведенные в Борисове, стали дороже аналогичных моделей ближайших конкурентов — Renault, Volkswagen или Skoda,» - отметил он.


А вот на самом заводе считают иначе. В недавнем комментарии газете «Рэспублiка» начальник отдела по связям с общественностью СЗАО «БелДЖИ» Алена Значенок отметила, что драматизировать ситуацию не стоит.  « Буквально в начале недели мы снизили цены на автомобили 2014 года выпуска. По сравнению с 17 ноября прошлого года седан подешевел на 1,8 тысячи долларов, LC-Cross — на 1,6—1,76 тысячи в зависимости от комплектации, кроссовер – на 4—5,8 тысячи условных единиц. – рассказала она. - Кроме того, прорабатываем программы кредитования и лизинга. Для удобства покупателей планируем сделать круглосуточный автосервис. Появится в нынешнем году у «БелДЖИ» и новая модель – в компании ее сейчас как раз выбирают. Что касается планов, их менять не собираются. Завод рассчитан на выпуск до 10 тысяч машин ежегодно. Впрочем, это не предел.»




Действительно, белорусские "китайцы" нынче предлагаются по более демократичным ценам. Стоимость седана Geely SC7 стартует,  в пересчете на привычные доллары,  от 10 480$, кроссовер Geely Emgrand EX7 оценивается в 13 980$, а ценник на компактный Geely LC-CROSS начинается с 8 680 долларов США.*

Что же будут покупать люди? Неужели и вправду некоторые автомобильные представители навсегда покинут белорусскую землю? Шанс вылететь у некоторых есть. И он немаленький, учитывая покупательскую способность близкую к нулю. Правда,  скорее всего, беда коснется экзотических и не пользующихся популярностью у белорусов брендов даже в самые хлебные годы. На мой взгляд, в зоне риска окажутся те дилеры, которые за год не сумели продать даже 200 новых автомобилей.


По мнению председателя правления БАА Сергея Михневича, бренды, которые не пользуются народной любовью уже сворачивают реализацию и освобождают склады. «Они привыкают работать под заказ и не строят планы на далекое будущее. Тем более что будущее это для них весьма нерадужное. — отметил в комментарии одной государственной газете эксперт.  - Впрочем, процесс этот уже идет у разных брендов своими темпами. Ежемесячно цены растут на пять-десять процентов. Уверен, эта тенденция сохранится до лета. Компании, где есть резервы, рост цен делают плавным и таким образом отвоевывают свою долю на рынке».

Естественно, премиальные бренды такие как Porsche (56), Мercedes-Benz (176) или Jaguar (17) – это всегда эксклюзивный, штучный товар, от которого не ждут высоких продаж. Их задача присутствовать на рынке, а не быть в гараже у каждого. А вот для дилеров Opel (113), Chevrolet (153), Chery (109), Great Wall (88) или MG (29)  - есть самый серьезный повод задуматься. Или, возможно, просто надо взять себя в руки, «сжать зубы» и  работать? Безвыходных ситуаций не бывает, а кризис, как известно, не только ставит на колени, но и позволяет уверенно с них подняться. Только с переосмысленным взглядом на вещи и четким понимаем стратегии будущего.

* Цены в условных единицах приведены для наглядности и актуальны на момент публикации. Все расчеты проводятся в белорусских рублях.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments