Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Автодилеры: продано 50 тыс новых авто, но впереди "время выживать"

  • 6 февраля 2015
  • Просмотров 13547

Говорить о продажах новых автомобилей в нашей стране всегда непросто: с одной стороны приятно осознавать, что у белорусов есть возможность приобрести новый автомобиль, с другой – с сожалением отмечать: такая возможность есть далеко не у каждого нашего земляка. Однако, как показала практика последних 2-3 лет, новые автомобили продаются у нас не хуже, чем когда-то ввозились «бэушные» из Европы, а сейчас и из России.  На итоговой пресс-конференции, которая состоялась 4 февраля с представителями БАА, а также крупнейшими игроками автомобильного рынка РБ были озвучены официальные цифры продаж новых автомобилей в нашей стране – 50 тысяч новых машин за год. Можно сказать - Рекорд! Если отбросить ассоциации с "пирровой победой", принимая во внимание многочисленные «но»..


Итоги 2014 года неутешительные для официальных автодилеров: при общем количестве реализованных автомобилей без пробега количеством в 50 000 единиц, лишь половина (25 338) была реализована местными дилерами. Как было отмечено на пресс-конференции, для практически каждого белорусского автодилера прошедший год закончился с минусовым балансом по прибыли. Есть все предпосылки утверждать, что нынешний 2015 год, для многих станет «годом выживания», а некоторые автоцентры и вовсе могут закрыться. По мнению аналитиков автомобильного рынка, официальные автодилеры немалые финансовые средства заморозили в НДС, некоторые вложили серьезные суммы в обновление шоу-румов, у других есть обязательства по ранее оформленным кредитам.


В целом, 2014 год был знаковым для белорусского авторынка. После трех лет относительного затишья, в страну хлынул «серый» импорт. По данным Национального статистического комитета РБ за 11 месяцев 2014 года в страну было импортировано 94 545 автомобилей (новых и б/у) на сумму 1,185 млрд. долларов. Сыграть на падении курса российского рубля решились многие белорусы: только за ноябрь-декабрь прошлого года в страну было ввезено порядка 62 тысяч автомобилей из России. При этом треть из них, по информации БАА, были именно машины, купленные новыми в российских автоцентрах.


Валюта потекла из страны «зеленой рекой», что тут же отразилось не только на прибыли местных автоцентров, но экономической ситуации в стране в целом. Из обменников пропали доллары, белорусы вспомнили очереди и тихонько стали скупать валюту, таким образом, видимо, подготавливая себя к «грандиозному шухеру». За пару недель о былой «белорусской стабильности» никто уже и не вспоминал. В воздухе витал лишь один вопрос: когда? А то, что это неизбежно -  все знали. Знали об этом и в Правительстве.  Лично сам Президент не преминул напомнить об этом, выступая недавно перед представителями белорусских и зарубежных СМИ, косвенно  обвинив в искусственной девальвации белорусской валюты народ и автомобилистов.


«Все берут - и я беру!», - примерно так можно было охарактеризовать недавний ажиотаж вокруг российских иномарок. Однако винить людей в излишней расточительности, думаю, не надо – шанс купить «автомобиль мечты», в том числе и новый на 30-50% дешевле рыночной стоимости выпадает не так и часто, и это уж всяко лучше, чем верить в удачу и скупать пачками билеты «Супер-Лото».


Местные автодилеры как могли старались контролировать ситуацию, активируя невиданные ранее по щедрости акции и распродажи на весь модельный ряд, но белорусы в ответ лишь посмеивались: в России все равно дешевле! И были правы. Не один и не два наших земляка поменял машину, а некоторые запаслись «железными конями» впрок, в надежде продать по весне еще дороже. «Официалам» оставалось лишь смотреть на «хапун» и от бессилия сжимать зубы, робко указывая на официальную гарантию и выгодные прозрачные условия сделки.. Увы, им остались лишь крохи от большого пирога. И это признали все.

Но, как ни крути, продажи были. А это еще раз подтверждает слова белорусского лидера Александра Лукашенко о «бедных белорусах». Не зря когда-то говорил О.Бендер: «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много». По данным БАА, в 2014 году дилеры, состоящие в ассоциации, продали всего на 2% легковых автомобилей меньше, чем в 2013 (21 336 против 23 991 ед). Правда, надо учитывать, что в прошлом году в состав БАА не входили дилеры Land Rover, BMW, Mini и Jaguar,  а это порядка – 10% от показателя прошлого года.

 
Говоря об итоговой цифре проданных в РБ новых машин, Сергей Михневич отметил, что «теперь мы все увидели, на что способен белорусский  рынок в благоприятных условиях». По его словам, стабильность экономики и хорошие программы кредитования физлиц, смогли бы перешагнуть и эту пока рекордную цифру в 50 тыс новых авто. Однако, по словам председателя БАА, «государство сделало все, чтобы цены на новые автомобили в РБ были максимально высокими». Видимо, намекая на введенный не так давно утилизационный сбор, необходимость двойной уплаты НДС и вынужденное искусственное повышению цен на 31% с января этого года исходя из фактического обесценивания белорусского рубля.


Что касается лидеров белорусского рынка, то первое место среди брендов досталось Renault. С общим результатом 4500 единиц (грузовые и легковые) белорусский дилер французского производителя занимает первую ступеньку пьедестала. Далее следует Volkswagen c результатом 3632 автомобиля (2807 легковых и 900 коммерческих), ну, и почетное третье место неожиданно достается Kia -  2438 проданных авто. За корейским брендом с небольшим отрывом и очень плотно друг к дружке следуют ГАЗ и ВАЗ (1947 и 1869 штук соответственно). В роли замыкающих MG (29), Jaguar (16), Lexus (10) и Mini (8).

Что касается модельного ряда, то здесь все более-менее ожидаемо. Хитом продаж среди всех моделей, как и несколькими годами ранее, стал Polo sedan. Реализовано 2 263 автомобиля (+11% к результатам 2013 года). Далее расположились Kia Rio (1438), Renault Sandero Stepway (1317) и, внимание, Geely SC7 с результатом 1238 проданных авто! Напомню, по итогам продаж 2013-го этот седан занимал скромную 15-ю позицию с результатом 350 авто.

ТОП-20 легковых моделей по итогам продаж 2014 года

Место

Модель

Продажи

1.

VW Polo

2247

2.

Kia Rio

1438

3.

Renault Sandero Stepway

1317

4.

Geely SC7

1238

5.

Renault Duster

1153

6.

Nissan Almera New

852

7.

Renault Logan

830

8.

Skoda Rapid

620

9.

Lada 2121

619

10.

Lada Largus

607

11.

Huyindai Accent RB (4 doors)

592

12.

Skoda Octavia

534

13.

Kia Sportage

501

14.

Nissan Qashkai

456

15.

Geely Emgrand X7

453

16.

Toyota RAV4

418

17.

Toyota Corolla

407

18.

Peugeot 408

379

19.

Citroen C4 Sedan

316

20.

Kia Ceed

289

Теперь же на 15 место переместился китайский кроссовер Geely X7. Как видим, в «пятерку» попали практически одни бюджетные модели, а в «десятку» не вошла ни одна импортируемая модель С-класса. Даже Skoda Octavia, которая,  по итогам 2013 года хорошо чувствовала себя в ТОП-10, в прошлом году потеряла 5 позиций, сместившись на 12 строчку.


Это тоже тенденция 2014 года: «бюджетники»  серьезно увеличили свою долю на рынке, отодвинув старших «собратьев» подальше.  Но это не значит, что дорогие машины или вовсе модели премиального класса белорусы перестали покупать. 

Е - высший средний (бизнес-класс)
1 Toyota Camry 236
2 Skoda Superb 135
3 Audi A6 54
  Другие (11) 154
FI - представительский класс
1 Mercedes-Benz S-class 48
2 BMW 7-series 11
3 Audi A8 8
  Другие (4) 10
I - универсалы повышенной проходимости
1 Subaru Outback 27
2 Audi A6 Allroad 7
3 Volvo XC70 6
  Другие (1) 0

Например, «японцы» в 2013 году даже в ТОП-20 замечены не были, а в прошлом уверенно обошли французских "бюджетников" Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan.  Таблицы, построенные на данных БАА, наглядно демонстрируют, что аппетиты обеспеченных белорусов на одних лишь "бюджетниках" не ограничиваются. Лидером продаж Audi (566) стал кроссовер Q5 (156), у Мercedes (227) неплохо расходился S-class (48), для BMW (326) половину всех продаж сделал внедорожник X5 (153), у Land Rover (244) стильный паркетник Evoque (90), а для Porsche (56) отлично сыграла связка Cayenne и нового Macan - 25 и 23 авто соответственно. 


В списках есть дорогие и очень дорогие модели "большой немецкой тройки"! Ну, а как же! Во время голода богатые никогда не плачут…

J - внедорожники
1 Lada 2121 619
2 Chevrolet Niva 175
3 Toyota LC Prado 104
  Другие (19) 641
K1 - легкий кроссовер
1 Renault Sandero Stepway 1317
2 Renault Duster 1153
3 Nissan Juke 246
  Другие (12) 510
K2 - средний кроссовер
1 Nissan Qashqai 456
2 Geely Emgrand X7 453
3 Toyota RAV4 418
  Другие (20) 1447
K3 - тяжелый кроссовер
1 KIA Sportage 501
2 BMW X5 153
3 Toyota Highlander 101
  Другие (20) 430


Что касается коммерческого транспорта, то в прошлом  году этот сегмент прирастал не так активно. Продано 4002 коммерческих автомобиля, что на 17% меньше по сравнению с показателями 2013 года. Лидером сегмента, впрочем, как и в былые годы,  является марка GAZ ( 1947 ед) со своей "Газелью" (865 ед). На втором месте - Volkswagen с 900 единицами проданных ТС. Лидер среди немецких коммерческих моделей фургон Caddy – 448 единиц (в 2013 году – 392 автомобиля).  Вторым по популярности стал Volkswagen Crafter (228 единиц), на третьем семейство T5 (Transporter, Caravelle, Multivan) – 195 автомобилей. Замыкает тройку самых успешных коммерческих бренда -  Renault (452), при этом французы в этом сегменте показали завидный рост:+ 66,1%. Самая продаваемая модель - фургон DoKker (235 ед). Остальные - в роли догоняющих, но у некоторых очень хороший темп.

Следует отметить, что в 2014 году существенно изменилась структура покупателя. На примере белорусского дилера Volkswagen, соотношение частные лица/юридические лица составило 79% к 21% (годом ранее эта пропорция была равна 63% и 36 %). Изменение объясняется ограничениями на закупку автомобилей у госпредприятий, а также непростая финансовая ситуация конца года. Ранее именно в конце года юридические лица становились основными покупателями новых автомобилей. В прошлом году – затишье.  



Также несмотря на большую разницу в ценах на дизельные и бензиновые версии автомобилей, а также на увеличивающийся разрыв в стоимости дизельного и бензинового топлива, дизельные двигатели по-прежнему выбирают в сегменте коммерческих автомобилей (92% проданных коммерческих автомобилей VW – с дизельными двигателями. Обратная ситуация в сегменте легковых автомобилей: 98% покупателей предпочитают именно бензиновые моторы. Здесь, конечно же, нельзя не учесть тот факт, что в линейке двигателей хита продаж -  седана Polo - пока не предложено дизельного агрегата.  



Во время пресс-конференции был затронут щекотливый вопрос ценообразования на новые автомобили у нас и в России. Во время недавнего «автобума» многие белорусы далеко не в лестной форме высказывались на счет неоправданно завышенной стоимости машин в белорусских автосалонах. «В России в разы дешевле! Какому л..ху вы их будете продавать?», - фразы пользователей Сети примерно в таком контексте сплошь и рядом мелькали на популярных автомобильных форумах. И таки да, конкуренции с российским ценами белорусские дилеры не выдержали. Причин, по словам Сергея Михневича, тут несколько.


«Мы должны понимать, что наши импортеры закупают автомобили у производителей за доллары или евро и стоимость машин в белорусских автосалонах полностью привязана к иностранной валюте, - пояснил председатель БАА. – В то время как российские автоцентры работали весь прошлый год по фиксированному курсу 48 рублей за 1 евро, который заблаговременно закрепляется в расчетах на год вперед. Любые курсовые колебания, как вперед, так и назад исключены вне зависимости от реального положения дел.»

По словам Михневича, сложившаяся ситуация самым негативным образом сказалась на всех. Так, производители вынуждены были поставлять машины импортерам по ранее заключенным договорам, пусть и теряли реальную прибыль от реализованных машин. «Нельзя в одночасье прекратить все поставки, остановить все заводы и тем самым потерять огромный российский рынок сбыта, поэтому цены сдерживали. У дилеров показатели также снизились, ведь из-за серьезной просадки курса рубля снизилась и покупательская способность россиян,» - отметил эксперт.



Жизненно важным условием для нормального ведения бизнеса в сложившийся ситуации, автодилеры видят в паритете цен. «Нам просто необходимо получить такие же ценовые предложения, например, как у россиян. Поэтому абсолютно все представители белорусского автобизнеса сейчас ведут активные переговоры с производителями, для того чтобы пересмотреть подходы к формированию цены,»  - в один голос заявляют участники пресс-конференции.

Практически все игроки автомобильного бизнеса Беларуси склоняются к тому, что предстоящий 2015 год будет годом Испытаний на прочность и доверие со стороны клиентов здесь сыграет немаловажную роль. По самым смелым прогнозам, в нынешнем году рынок новых автомобилей вряд ли перешагнет отметку в 20 000 единиц. Но градус здорового оптимизма снижает и тот факт, что подавляющее большинство тех, кто действительно хотел пересесть на новый автомобиль сделали это под дружный крах российского и белорусского рубля. По законам рынка -  выживает сильнейший. Конечно, это не повод автодилерам готовится к "братоубийственной войне", до крайностей и закрытых дверей автосалонов, думаю, не дойдет, но вот борьба за своего клиента развернется не шуточная. Посему выходит, что время разбрасывать камни - в прошлом, пришло время их собирать...

Дмитрий Макаревич

AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments