Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

5 минут для "сугрева": греть или не греть двигатель зимой?

  • 12 января 2015
  • Просмотров 31072

В последние дни зима радует. Весело поскрипывает снег под ногами, а за щеки дружелюбно «кусает» легкий морозец. Пока обметешь да отскребешь от наледи свою машину так и сам замерзнуть успеешь! Тихо урчит двигатель, в отблесках фар кружат робкие снежинки, а ты, знай себе, разгребай своего железного друга из сугроба, да тешь себя мыслью, что скоро согреешься в теплом салоне авто.  


Между тем за этой самой процедурой замечаю, что далеко не все автомобилисты готовятся к первой утренней поездке при заведенном двигателе. На скорую руку стряхнув белое покрывало, садятся в машину, заводят и лихо уносятся в морозное утро. Ладно бы один-два соседа так делали! Так нет же, считай каждый третий владелец «бензинки» норовит поскорее отъехать со стоянки, брезгуя процедурой прогрева. Экономят топливо, что ли? И правильно ли это, сразу начинать движение не дав двигателю даже слегка согреться после морозной ночи?

Что-то в душе подсказывает: да, греть мотор зимой обязательно надо. И дело тут не в пристрастиях к разным типам топлива. Был и я «дизелистом». Один только год выдержал, правда. Прогревал всегда. Без фанатизма, естественно. Да и отец, сколько себя в детстве помню, в зимний период всегда минут 10-15 грел нашу старую «Волгу». А вот открыв недавно руководство по эксплуатации своей иномарки, я несказанно удивился: оказывается, рекомендуется садиться в холодную машину, заводить – и сразу в путь! Как же так? Неужели прогрев двигателя – это пустая трата времени и холодный пуск – это скорее настоятельная рекомендация, чем исключение из правил?

Проясним ситуацию. Но для начала определимся с термином «прогретый мотор». И так, полностью прогретым двигатель можно считать тогда, когда все его детали и жидкости достигнут  оптимальной рабочей температуры (по прошествии конкретного отрезка времени температура перестанет меняться). Первым прогревается антифриз, что, собственно, мы можем отслеживать по изменению положения стрелки ОЖ. Практически с такой же скоростью прогреваются и детали верхней части двигателя. Это ГБЦ, поршни и цилиндры.  А вот масло в двигателе прогревается не так стремительно. Дело в том, что за ночь оно стекает в поддон и ему необходимо несколько больше времени, чтобы «разбежаться» по мотору. О недостаточно прогретом масле свидетельствуют «бешеные» показатели бортового компьютера касательно расхода топлива. В первые минуты «прогрева» у меня, к примеру, цифры достигают 30 л/100 км! Правда, с ростом температуры они уменьшаются, но полностью приходят в свое нормальное значение через минут 10 после того, как стрелка ОЖ достигнет вертикального значения.

Как известно, любое моторное масло начинает густеть на холоде. В этом кроется главная причина того, почему двигатели не любят холодный пуск. Например, распространенная в советских моторах «минералка» могла перестать течь уже при минус 20 мороза. Конечно, современные синтетические масла в этом плане гораздо более морозостойкие и могут сохранять текучесть и смазывающие свойства вплоть до – 50 °С.

На деле получаем, что в лютый мороз двигатель первую минуту работает «всухую», так как все подвижные элементы (поршни, кольца, вал, распредвал т.д.) находятся в сухом состоянии. Это значит, что возникает наибольший износ всех трущихся металлических частей, контактирующих между собой. Это длится до того момента, пока на деталях не появляется масляная пленка толщиной в несколько микрон (тоньше волоса). Эта тоненькая прослойка масла выполняет необыкновенно важную задачу: уменьшает трение совместно работающих элементов, снижает температуру, которая возникает в месте трения, выдерживает высокое давление и скорость. Сколько времени это занимает? От нескольких секунд до минуты. Все зависит от размеров двигателя и вязкости залитого масла. Но именно в этот момент наибольшей опасности подвергается газораспределительный механизм, который отдален от маслосборника. Так что подгазовывать на морозе для ускорения прогрева мотора категорически не рекомендуется, клапана могут зависнуть и встретиться с поршнем...

Значительные просадки в  мощности и, как следствие, повышенный расход топлива в первые минуты работы мотора – это нормальное явление. Из-за этого многие замечали в первые минуты после начала движения автомобиля провалы «в тяге» и нехарактерную прожорливость двигателя. Эти симптомы тут же проходят, как только мотор полностью прогреется. Вот тут и возникает вопрос: как быстро он выйдет на нормальный уровень работы и стоит ли ждать и греться до положенных 90 или прогревать двигатель до оптимальной во время движения?

Узнаю на собственном опыте. Моя задача проверить будет ли заметна экономия топлива в трех разных алгоритмах прогрева двигателя зимой. Дано: чистокровный баварец BMW Е39 2000 года выпуска. Двигатель бензиновый М52TU, объемом 2,5 л. Бензин всегда заливается только АИ-95. За 15 лет машина пробежала 347 тыс км. В 2007-ом приехала из Германии и последние 7 лет провела в Беларуси в руках одного владельца, все детали менялись своевременно на достойные не китайские аналоги, обязательная замена масла (BMW 5W30) раз в 10 тыс км, то есть никаких "Лонг Лайф" пробегов. Это все-таки Беларусь и у нас зимой бывает до – 30.

Итак, три дня, три комбинации прогрева и три замера расхода топлива. Первый вариант – «совковый». То есть, полностью прогреваю мотор до вертикального положения стрелки ОЖ  и только после этого начинаю движение. Второй – согласно предписанию в своей инструкции эксплуатации немецкого автомобиля. А там сказано очень просто: запустили двигатель и сразу начинаем движение. Ну и последний метод – тот, которым пользуюсь сам уже много лет:  завожу мотор и не спеша «покуривая» возле машины, смахиваю снег. Обычно на эту процедуру уходит не больше 10 минут.  Напомню, с 5 по 8 января на дворе держался крепкий мороз: до -  15, а у меня ежедневно впереди 15 км до ближайшей столичной стоянки по ровной прямой дороге.

Понедельник. Машина простояла на выходных без движения. Мороз существенно окреп, добавив водителям работы – стекла затянуло наледью, так без скребка было обойтись было затруднительно. Запускаю двигатель. Стартер легко проворачивает коленвал и мотор оживает. Хвала свежему маслу, надежному АКБ и своевременно по осени замененным свечам зажигания.  Стрелка тахометра «подпрыгивает» до 1200, но быстро сползает до отметки 1000 об/мин.  Обнуляю бортовой компьютер и, как видно на фото,  мгновенный расход топлива поражает - 39 литров.

Естественно, паниковать не надо. С каждой минутой расход снижается и через 10 минут (пока я чищу стекла) он опустился до 20 л. Тем временем  стрелка на указателе температуры ОЖ еще не выходит из синей зоны. Это значит, что двигатель еще не прогрелся даже до 50. Прячусь в салоне и жду еще 10 минут. При этом расход  топлива снижается до  12 л, что все равно больше привычных 8 литров на трассе при прогретом моторе. Увы, еще 5 минут ожидания, не позволяют добиться сколь значимой экономии. Тем временем, стрелка ОЖ уже по центру  - решаю ехать! В мануальном режиме выбираю пятую передачу, 80 км/ч и двигаюсь к огням большого города. Расход по компьютеру  через пару минут -  8,2 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,5 л, на дорогу – около 1,3 л. Итого – около 1,8 литра.

Вторник. На термометре с утра все те же – 15. Осадков в виде снега ночью не было, посему чистить машину не было необходимости. Сажусь за руль, завожу мотор и сразу в дорогу. Уже с первых секунд замечаю: машине такой бодрый старт, да еще при стабильном «минусе» явно не по нраву. Первое, на что обращаешь внимание – это легкие толчки при переключении АКПП. На прогретой машине такого не ощущалось. Во-вторых, пусть двигатель и работает на явно повышенных оборотах, отклик на педаль газа очень слабый. Автомобиль разгоняется нехотя и при этом выдает пугающий расход выше 20 л. Разгоняюсь до 80 км/ч и продолжаю движение на этой скорости в надежде быстрее прогреть автомобиль. В таком темпе мне понадобилось  7 минут для полного «сугрева», чтобы из дефлекторов наконец-то подул теплый воздух. При этом расход топлива к концу поездки снизился до 11,6/100 км, но заветной «восьмерки» так и не достиг. 

Учитывая, что машину я прогревал в дороге, то всего было израсходовано около 1,7 л. Не забываем про экономию целых 25 минут из-за чего я приехал на работу значительно раньше, тем самым почти на полчаса продлив себе рабочий день. Собственно, при таком раскладе удалось сэкономить только время. Да и то сберечь драгоценные минуты удастся лишь на небольших расстояниях.

Четверг. На Рождество ударил самый сильный мороз – ночью до минус 18, но к утру "потеплело" до привычных - 15. Машина спокойно дремала у дома, но на удивление бодро завелась морозным утром после праздника. Пока я отскребал лед с лобового стекла, мотор грелся не больше 6-8 минут. Стартовал с уже привычной цифрой на БК около 30 литров на «сотню» и почти вышедшей из синей зоны стрелкой ОЖ. По собственным ощущениям автомобиль вел себя куда более отзывчиво, АКПП работала без нареканий, но перегазовок и резких ускорений все-равно избегал.  Разогнавшись до щадящих  80 км/ч, стал следить за показаниями БК и стрелкой охлаждающей жидкости. С начала пуска двигателя расхода топлива снизился аккурат до  разумных пределов и к концу пробега составил 8,5 л. Итого, с учетом 10-минутного прогрева вышло около 1,5 л. Лучше, чем в первом и во втором варианте. Отмечу, это лишь замеры по БК, данные которого многие автолюбители ставят под сомнение, и только на моем автомобиле. Замечу по ровной прямой дороге без пробок и светофоров. Однако за много лет я лично убеждался, что разбежка с замером вроде "заливаем полный бак и смотрим" от показателей "бортовика" отличается незначительно. Гораздо большую роль играет тип и качество топлива. 


Как видим, расход  – это далеко не самый главный аргумент в пользу холодного старта . То есть сэкономить топливо не прогревая предварительно двигатель вряд ли удастся. Выигрыш в сэкономленном времени, также незначительный и будет нивелироваться с каждым новым километром до места стоянки.

Так почему же автопроизводители настоятельно рекомендует не греть автомобиль? Понятно, что это не забота о нашей ежегодно снижающей зарплате. Тут все гораздо серьезнее – экология. Мол, коптящий на прогреве мотор наносит непоправимый вред природе да и здоровье людей ставится под удар! Так всерьез утверждают автопроизводители, уверены многие автомобилисты. Чтобы расставить все точки над "i"  я обратился напрямую в сервисный центр официального импортера Volkswagen в РБ «Атлант-М Фарцойгхандель» с простым и конкретным вопросом: так стоит ли прогревать двигатель перед поездкой зимой?

Владимир Войтешонок, руководитель отдела сервиса официального импортера Volkswagen «Атлант-М Фарцойгхандель»:

"Мой однозначный ответ – нет, не нужно. Так написано в Руководстве по эксплуатации каждого современного автомобиля. Почему? По трем причинам.

В современных автомобилях применяются синтетические моторные масла, которые обладают незначительной зависимостью вязкости от температуры окружающей среды. Поэтому даже при низких температурах масло почти не густеет и не препятствует нормальной работе масляного насоса и подаче масла к трущимся поверхностям. Это же относится к полусинтетическим и даже отчасти к современным минеральным маслам благодаря высокотехнологичным заводским присадкам.

Ранее же вязкость минеральных масел была гораздо более зависима от температуры, поэтому нужно было время, чтобы густое масло «разогнать».

Советую после запуска двигателя не ждать его прогрева, а ехать сразу после того, как он стал работать устойчиво. Но при этом не «давить на газ» и не перегружать двигатель движением на низких оборотах. Потому что и в том, и в другом случае двигатель работает в неблагоприятном режиме - как на низких оборотах (обычно ниже, чем 1 500 … 1 800 об/мин в зависимости от конструкции двигателя), так и на высоких (более 3 000 … 3 500 об/мин). Поэтому рекомендуем заглянуть в технические характеристики двигателя автомобиля. Оптимальная работа двигателя - в диапазоне оборотов, где достигается максимальный крутящий момент. В контексте прогрева тут вступает в действие другой (после качества масла) фактор прогрева двигателя. Именно в зоне максимального крутящего момента процессы сгорания топлива в двигателе оптимальны. Это значит, что при сгорании топлива выделяется больше тепла, чем на холостых оборотах, а это ускоряет прогрев двигателя.

Ускоряет прогрев и то, что в рабочем диапазоне оборотов двигателя масляный насос подает во много раз больше масла к горячим деталям двигателя, чем на холостых оборотах двигателя, т.к. скорость работы масляного насоса пропорциональна оборотам двигателя. При этом износ двигателя минимизируется – двигатель ведь не на «голодном пайке». Так что при прогреве двигателе в движении имеем только позитив.

Подводим итоги. Прогревая двигатель на холостом ходу, мы обрекаем двигатель на длительный повышенный износ, потому что теряем: 1) в количестве масла, подаваемого к трущимся поверхностям двигателя, т.к. скорость работы масляного насоса пропорциональна оборотам, 2) на скорости прогрева, т.к. при работе двигателя выделяется меньше тепла, чем в рабочем диапазоне, и меньше масла у горячих деталей.

Можно добавить еще про экологию и про то, что сами же дышим более вредным выхлопом на холостых оборотах двигателя, но это скорее косвенный, а не главный эффект.

Что касается коробки передач, то прогрев двигателя практически никак не сказывается на ее прогреве. Есть только косвенное влияние за счет теплопроводности и передачи этим путем тепла от двигателя к коробке передач. Но это скорость прогрева другого, намного более «медленного» порядка."

Таков ответ "официалов". И, судя по нему, греть современный двигатель перед дорогой совсем необязательно. С другой стороны, бытует такое мнение в народе, что одна поездка на машине в 20-градусный мороз на расстояние не более 50 километров примерно равна по износу 500-600 км летнего пробега. А теперь  прикинем: катаясь на работу с работы в течении двух морозных недель, вы теоретически  наезжаете минимум 2-3 тысячи километров! Это, конечно, не повод поставить на прикол своего «железного коня» и стать «подснежником», ведь таких морозных дней у нас не так и много, но поразмыслить есть над чем.

Например, над тем, что моторы, масла, пробеги, да и автомобили в том числе - все очень разное. Поэтому точные  цифры "холодного износа" вывести сложно. Но то, что двигатель без прогрева не подготовлен к большим нагрузкам - это  факт. Давайте поразмыслим и вспомним о наиважнейшей детали ДВС.

Все мы знаем: любой двигатель имеет поршни - особую деталь, которая находится внутри цилиндра. При помощи шатуна поршень соединен с коленчатым валом. Конструкция спроектирована таким образом, что поршень во время работы двигателя постоянно совершает возвратно-поступательное движение, преобразуя энергию расширяющихся при сгорании газов во вращение коленчатого вала.  

Как видно на фото (поршень M52TU), на боковой поверхности поршня имеются канавки, в которые ставятся поршневые кольца. Как показывает практика, эти канавки наиболее чувствительны к температурным перепадам и первыми рассыпаются, когда те становятся чрезмерными. Как это происходит? При увеличении нагрузки на холодный двигатель (возникает необходимость резко ускориться, либо выехать из сугроба) пропорционально увеличивается сгорание топлива и выделение тепла. В первую очередь нагревается "тело" поршня, а вот поверхность канавок, которая постоянно соприкасается с еще холодными стенками цилиндра прогревается гораздо медленнее. В результате имеем огромные перепады температур и как следствие - разрушение, т.к. атомы метала имеют свойство менять расстояние при изменении температуры. То есть металл становится хрупким. Исходя из этого можно сделать вывод, что только прогретый двигатель гарантирует защиту от чрезмерных нагрузок.

А как же гарантии, соблюдение регламента ТО?, -  скажете вы. Да Бог с ними! Любой автопроизводитель заинтересован прежде всего в прибыли, и ни в коем случае не в "вечном двигателе". Мотор должен отпахать конкретный срок и все - давай, до свидания! То же самое касается и других узлов и деталей двигателя. Взять ту же АКПП. Уверен, каждый второй скажет, что в коробку залито масло на весь срок эксплуатации авто и менять его не нужно. А между тем задумайтесь: сколько гарантийных километров составляет этот самый срок? А потом взгляните на одометр своего автомобиля...То-то и оно. Машина должна ездить столько времени, что бы через 3-4 года уступить свое место новой модели! Иначе никто покупать не будет! Кому это интересно? Экологии? Или все сводится к очередному экономичному ДВС с расходом 3 л на "сотню" для доверчивого потребителя у голубого экрана. Сладкие цифры на поверхности, а ресурс - это уже совсем другое.

Дмитрий Макаревич

AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments