Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Страсти на "зебре": штрафы пешеходам и почему водители не любят инспекторов ГАИ (видео)

  • 3 декабря 2014
  • Просмотров 12692

Ежегодно на дорогах страны гибнут сотни людей, десятки остаются инвалидами, даже без малейшего шанса на успешную реабилитацию. Печально, но немалое количество пострадавших составляют дети, которые в силу своего возраста зачастую  беспечны вблизи  дороги, поэтому и становятся жертвами машин. В связи с этим  Госавтоинспекция практически ежемесячно проводит профилактические акции, которые, в первую очередь, направлены на повышение безопасности пеших участников дорожного движения.


По данным Госавтоинспекции, каждое третье ДТП на дорогах страны происходит с участием пешеходов. С января по октябрь текущего года зафиксировано более 1,2 тыс. таких происшествий. При этом 43% из них совершено по вине самих пеших участников дорожного движения. Так, из-за игнорирования правил в 529 ДТП погибли 136 и получили травмы 405 пешеходов, которые в каждом третьем случае находились в состоянии опьянения.


Что касается столицы, то по информации ГАИ Минска, с начала года на столичных улицах произошло 272 ДТП, в результате которых 27 человек погибло, 269 получили ранения различной степени тяжести.

28 ноября Госавтоинспекция проводила единый день безопасности дорожного движения под девизом "Пешеход! Уважай пешеходный переход!" Наша съемочная группа также присоединились к инспекторам ГАИ и проверила, всегда ли водители пропускают пешеходов, а также мы поинтересовались у граждан, довольны ли они работой сотрудников ГАИ.  Что ответили граждане и всегда ли штрафуют инспекторы водителей за непропуск пешеходов – в нашем видеорепортаже.

Инспектор дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Московского р-на г. Минска Ермолович Дмитрий:

- Расскажите, часто ли проводятся подобные акции? Есть ли от них реальная польза?

- В первую очередь, данная акция направлена на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, которые, как самые незащищенные участники дорожного движения, чаще всего  получают травмы. Такие акции мы проводим круглый год, но, как правило,  они проходит в преддверии школьных каникул или в начале учебного года. Опять же подобные акции проводятся в начале зимы, когда световой день значительно сокращается, а дорожное покрытие после первого снегопада становится скользким. По статистике, тогда и происходит большинство ДТП с участием пешеходов. Поэтому инспекторы частенько дежурят в самых аварийных местах города,  чтобы водители были в тонусе и не расслаблялись за рулем. Естественно, завидев машину ГАИ, большинство ведет себя гораздо осторожнее. В том числе и пешеходы. Водители вовремя притормаживают, пропускают людей. Риск ДТП многократно снижается. Уже одно это - огромная польза. Беда только в том, что к каждой «зебре» инспектора не поставишь.

- По вашим наблюдениям, кто все-таки чаще нарушает ПДД: водитель или пешеход?

- Здесь точной статистики никто не ведет. По-моему, одинаково нарушают и те и другие. Тот же водитель, припарковав машину у обочины,  тут же превращается в пешехода-нарушителя, когда спешит перебежать на другую сторону дороги. При этом совершенно не смотрит по сторонам! А ведь пешеходный переход, может быть, в каких десяти метров от него! Такое резкое перевоплощение удручает. Сам ведь только недавно сидел за рулем, ругал людей переходящих дорогу в неположенном месте, а  через пять минут готов лечь под колеса!

- Можете выделить наиболее частые и грубые нарушения пешеходов?

- Проверки по многим фактам ДТП показали, что в большинстве случаев пострадавшими, являются люди пенсионного возраста, которые в нарушение требований Правил, переходили проезжую часть дороги в неустановленных местах, а в темное время суток игнорировали ношение световозвращающих элементов. Конечно, не единичны случаи наезда на нетрезвых пешеходов. Что касается водителей, то почти каждое третье происшествие, зарегистрированное на улицах столицы — это не пропуск пешехода и, как следствие, наезд на человека.

 - Как часто инспекторы ГАИ штрафуют пешеходов? Можете вспомнить неординарный случай связанный с пешими участниками дорожного движения?

 - Естественно, в отношении пешеходов-нарушителей выписываются штрафы. И на сегодняшний день  суммы существенные. Так,  за нарушение ПДД, в том числе за нахождение на проезжей части в темное время суток без характерного фликера, пешехода могут оштрафовать на сумму от 1 до 3 базовых величин (150 - 450 тыс. рублей). Если же в момент задержания пешеход находится в состоянии опьянения - штраф возрастет  5 базовых (750 тыс. рублей). Более  того, пешеход нарушивший правила, тем самым спровоцировав создание аварийной обстановки, получит штраф -  8 базовых (1 млн 200 тыс. рублей). Что касается курьезного случая, так однажды патруль ГАИ заприметил на МКАД  мужчину, который в состоянии алкогольного опьянения шел в третьей полосе и пел песни.

 - А как чаще всего оправдываются водители, чтобы не схлопотать штраф? Слышал, что один брестский товарищ возил на всякий случай в багажнике ритуальный венок. И любое свое нарушение он объяснял просто, мол,  войдите в положение, еду на похороны…доводилось ли вам быть свидетелем таких курьезов?


- Ну, этой байке не один год. Наслышаны. Кстати, попадались и мне лично такие водители с венками, которые рассказав жалобную историю и увидев, что она не возымела должного эффекта, тут же начинали юлить, просили «войти в положение». Но закон один для всех. И каких-либо особых положений для нарушителей не существует. Согласно части 6 статьи 18.14 кодекса, за непредоставление преимущества в движении пешеходам лицом, управляющим транспортным средством, налагается ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин (прим. на сегодня 750 тысяч рублей), а уже при повторном подобном нарушение штраф составит от 2 - 8 базовых величин.

- В каких случаях водителю необходимо обязательно остановиться и пропустить пешехода?

Тут все просто, хотя многие водители почему то считают, что если прямо перед машиной пешехода нет, то можно спокойно ехать. Однако в пункте 116 ПДД четко сказано: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки, чтобы уступить дорогу пешеходам. Более того, в пункте 117 говорится, что  если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу. Обратите внимание, в Правилах не сказано, где именно должны находиться пешеходы! На том или другом конце зебры или улицы – это не суть важно! Если пешеход находится на пешеходном переходе, водитель обязан остановится и пропустить человека. Иначе штраф.

- Уверен, не все водители соглашаются с очевидным. Кстати, обязательная фотофиксация нарушения необходима, чтобы привлечь нарушителя к ответственности?

- Конечно, каждый второй водитель пытается спорить. Но против закона не пойдешь. А там все четко прописано. Что касается фиксации непропуска пешехода, то инспекторы ГАИ не обязаны предоставлять видеозапись. Хотя в наших автомобилях и установлены видеорегистраторы. Опять же инспектор имеет право выписать как минимальный, так и максимальный штраф предусмотренный за данное нарушение. Согласитесь 150 тыс. и 750 тыс. рублей – суммы разные, поэтому спор обычно быстро прекращается.

- А что же пешеходы? В правилах ведь сказано, что прежде чем пересекать дорогу, пешеход должен убедиться, что выход на проезжую часть дороги безопасен?

- Все верно. Но согласно пункту Правил 16.2: « Пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора». То есть водителя от ответственности этот пункт правил не освобождает.

Кстати, расскажите о преимуществах пешехода? И когда непропуск пешехода можно трактовать, как создание аварийной ситуации?

- Согласно пункта 2.51 Правил,  Преимущество – это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. И это право закреплено за пешеходом, как наименее защищенном участнике дорожного движения. Что же касается создания аварийной обстановки, то ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 9 ст.18.14 КоАП РБ. И оно куда более серьезное: от 5-25 базовых величин с лишением права управления ТС или без лишения. Само же определение аварийной обстановки звучит так:  ситуация, при которой другие участники движения были вынуждены изменить скорость, направление движения или принять иные меры для обеспечения собственной безопасности или безопасности других лиц. То есть, например, если  при повороте водитель вовремя не заметил пешехода пересекающего дорогу в положенном месте и на разрешающий сигнал светофора, а тот резко остановился или наоборот побежал, то это уже можно трактовать, как создание аварийной обстановки!

С последним, конечно, можно и поспорить. Особенно, если учесть, что само понятие аварийной обстановки, говорит об обязательности наличия потерпевшего. А что если его нет? И нет свидетелей, которые могли бы подтвердить факт нарушения? Получается, нет состава преступления? Ведь согласно ст.10.2 ПИКоАП, которая устанавливает требования к содержанию протокола об административном правонарушении,  в протоколе обязательно отмечать суть предполагаемого правонарушения...


То есть необходимо указать, каким именно нарушением и кому была создана аварийная обстановка, в чем это выразилось (конкретно какие экстренные меры для обеспечения безопасности он был вынужден принять); кроме того, как обязательный элемент протокола, там должны быть указано на данные потерпевших (и свидетелей), если они есть. Вопросов много, а у инспекторов работающих с нами не было времени рассуждать над всеми "тонкими" моментами. Чего не скажешь о гражданах, которые завидев видеокамеру, не отказались поделиться своим мнением и оценить работу столичных гаишников.

- Работают нормально. Меня как водителя все устраивает, а вот как пешехода – не совсем. Прячутся всегда, ловят у пешеходных переходов. Вот как сегодня, например. Иначе у них не получается – никого на виду не поймают! - поделился своими мыслями мужчина средних лет.

- А вот меня все устраивает! О чем может даже идти речь? Они представители закона, работают хорошо! Нечего тут даже спрашивать. Бандитизма на дороге нет, лихачей поубавилось. Одним словом – молодцы!, - скороговоркой добавил еще один прохожий.

  - Меня лично очень раздражает, когда "гаевые" прячутся за каким-нибудь столбом и обязательно с «феном» в руках! Ну, станьте вы на видном месте, анализируйте, проверяйте! Зачем же под знаком «40» в тихой улочке стоять и караулить за поворотом!, - высказался молодой парень. – Я три года без одной записи в талоне проездил, а недавно на 15 км/ч скорость превысил и сразу штраф! При этом максимальный! Почему не учли, что без нарушений ездил, соблюдал ПДД? Да и машина у меня не «Мерседес» и даже не их служебная «Шкода», а старенькая «Мазда 323». Могли бы войти в положение..

В целом послушав народ, нам показалось, что особенно недовольных было немного. Да и то в их замечаниях в основном звучали претензии к излишней строгости и придирчивости  некоторых инспекторов ГАИ. Многие, в частности, вспоминали о наказании в виде «предупреждения», которое почему то никогда не применяется на практике или о негласном правиле «двух свободных полос» (прим. - водитель транспортного средства при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу может продолжить движение, если перед пешеходом по ходу его движения свободны как минимум две смежные полосы), которое также существует лишь на бумаге.

Как бы там ни было, незнание закона, или, как даже в нашем случае знание, не освобождает от ответственности. Как любят повторять сами инспекторы ГАИ, правила дорожного движения написаны кровью.  Увы, это не шутка. Зачастую водители, да и сами пешеходы начинают привыкать к тому, что их нарушения остаются безнаказанными. Поэтому продолжают нарушать. Вплоть до того неизбежного момента, когда вовремя притормозить или оглянуться, увы, бывает слишком поздно...

Берегите себя. И будьте предельно внимательны на дороге!

Дмитрий Макаревич
AV.by

Фото и Видео: Илья Шитько

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments