Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Тест-драйв "Приоры" с роботом: нет худа без добра

  • 26 августа 2014
  • Просмотров 13905

Второй день визита Бу Андерссона в Беларусь был полностью посвящен ответам на вопросы журналистов российских СМИ касательно технических инноваций новой "Приоры". Последних, собственно, было подавляющее большинство - порядка 40 человек делегированных от самых крупных московских изданий. В то время как от нашей страны было заявлено всего три человека. Удивляет? Поначалу и меня это обескуражило, ведь презентация новой "Лады" как ни как происходит у нас в стране, а не где то на бескрайних российских просторах. Но потом пришло понимание, что руководство "АвтоВаза" и не думает делать ставку на продажах новых "Лад" в Беларуси - акцент на россиянах и отдельных фанатах марки. Как оказалось, последних немало. В частности, это одна из причин, по которой жизнь новой "Приоры" решено продлить аж до 2018 года!

Уже в начале масштабной презентации в отеле "Ренесанс", выступая перед российской прессой, Бу Андерссон поспешил наладить близкий контакт с журналистами, мол, господа хорошие, теперь у "АвтоВаза" нет секретов, так что не стесняйтесь, задавайте любые вопросы. И они посыпались, иногда резкие и провокационные, вынуждая самого президента и высшее руководство компании подолгу разжевывать технические нюансы.

Естественно, всех заинтересовало новое "чудо" российских инженеров в виде роботизированной коробки АМТ. Шутка ли, - "Жигули" и с "роботом"! Такое казалось бы и в дурном сне не увидишь. А вот оно как обернулось! Более того, теперь роботизированная трансмиссия будет устанавливаться не только на "Приору" - первопроходца новейших технологий - чуть позже АМТ будут оснащаться новые "Гранты", "Калины" и будущие "Весты". Возможно, свое применение "робот" найдет и на Хray и Хraycross, но загадывать так далеко вперед разработчики не стали, ограничившись сухими фразами о предстоящей обкатке нового узла. Мол, поездим - поглядим.

 К слову, первая вазовская модель, которую скрестили с автоматической трансмиссией была Lada Granta. Напомню, случилось это не так давно - аккурат в 2012 году. В роли подходящего "донора" тогда выступила четырехступенчатая "гидромеханика" японской компании Jatco. Эта экономичная и конструктивно надежная АКПП, более двух десятилетий устанавливалась на легковые модели Nissan и отлично зарекомендовала себя на "Гранте". Так на кой ляд понадобилось разрабатывать совершенно новую конструкцию, если можно с успехом использовать прошлый опыт и наработки? Логичный вопрос, неправда ли?

По словам господина Андерссона, прижившаяся на Lada Granta японская АКПП конструктивно не подходила для LadaPriora. "Да, теоретически мы могли бы установить Jatco и в новую "Приору", но для этого требовалось внести серьезные изменения в структуру кузова. Это экономически нецелесообразно, поэтому было решено отказаться от такой идеи," - пояснил президент "АвтоВаза". Проще говоря, "автомат" Jatco не влезал в новую "Приору".

Более того, новый робот оказался гораздо дешевле и экономичнее японского агрегата. "Мы сопоставили также затраты с которыми сталкиваются владельца автомобилей с автоматическими трансмиссиями и сравнили их с нашей новой разработкой AMT. На практике оказалось, что "Приора" с роботом позволяет добиться значительно снижения расхода топлива и потребляет порядка 6,5 л. бензина на 100 км. пути в смешанном режиме передвижения. Помимо этого, сборка AMT налажена на мощностях завода: к нам в собранном виде поступают актуаторы немецкой фирмы ZF , а работники устанавливают их на собранные агрегаты. Это позволило значительно сократить цепочку сборки, а значит время и наши затраты. Естественно, все это отразилось на стоимости автомобиля," - пояснил Бу Андерссон. Судя по обнародованному прайсу, Lada c роботом AMT (от 428 000 Ru) получилась на 20 тыс. российских рублей дешевле возможного аналога с "гидромеханикой" Jatco. Согласимся, экономия существенная.

Что касается надежности, то по словам господина Президента, в ходе многодневных испытаний, в том числе и городских пробках, российский "робот" зарекомендовал себя только с лучшей стороны. "Гарантия на данный агрегат сопоставима с гарантией на весь автомобиль. А это 10 лет. Мы не даем частичной гарантии от отдельные узлы и детали автомобиля. Трансмиссионное масло также залито на весь срок службы эксплуатации. Менять его, как в случае с АКПП нет необходимости" - отметил он.

Так что же представляет собой вазовский "робот"? По сути, ничего сложного: стандартная механическая КП в которой вместо механизмов выбора передач и привода сцепления установлены электроприводы, т.е немецкие актуаторы ZF. Данный факт несколько обескураживает, но то, что новую коробку разрабатывали люди приложившие руку к созданию лучшего робота PDK c двумя сцеплениями уже внушает оптимизм. Кстати, PDK по сей день оснащаются одни из самых быстрых и технологичных спорткаров под брендом Porcshe. Но вернемся к АМТ. Ниже наглядная фотография демонстрирует основные узлы новой коробки:

Собственно, новой робот базируется на конструкции модернизированной коробки передач 2180, но имеет ряд отличий и агрегатируется исключительно с топовым 106-сильным 16-клапанником. Возможно, потом будут работать в паре и с другими моторами, но пока имеем только такой симбиоз. А пока заострим внимание на главных конструктивных особенностях AMT:

 - Исключен внутренний механизм переключения, тросовый привод переключения, привод сцепления, включая трос и блок педалей, т.е. непосредственная механическая связь управления процессом переключения передач.

- Введены электромеханические устройства ( они же актуаторы) управления процессами выключения сцепления и переключения передач.

- Введен датчик оборотов первичного вала;

- Введен контроллер управления автоматизированной

коробкой передач;

- Введен селектор выбора режимов работы трансмиссии.

 - Привод управления с тросами заменен на электрически управляемый селектор выбора режимов работы трансмиссии.

На выходе получаем автомобиль, который обладает комбинированными свойствами работы трансмиссии и, по выбору водителя, может работать как в автоматическом режиме «А», так и в механическом «М»; с повышением передач (при принудительном переключении рычага селектора на «+») и с понижением передач (с переключением на «-»). Интересно, что режима "Р" ("паркинг") здесь нет, однако оставить машину на стоянке можно в режиме "А" (как первая скорость на МКП) - машина не покатится. Пуск двигателя происходит из положения «нейтраль». Есть и "защита от дурака". Например, если во время запуска двигателя машина стоит на передаче - робот сам разомкнет сцепление и характерного рывка новичка удастся избежать.

По словам разработчиков, робот АМТ позволяет "раскачивать" машину, окажись вы в снежной западне, например. То есть переводить селектор из положения R в положения A можно без нажатия педали тормоза и без последствий для коробки. Одно условие: если скорость не превышает 3 км/ч. Также автомобиль с АМТ можно буксировать с помощью троса и пытаться оживить двигатель "с толкача". Все это в теории, да на словах. А как же на практике?

Как мне показалось, это вопрос терзал многих журналистов, потому как сразу после пресс-конференции, многие не мешкая отправились осматривать 15 белоснежных "Приор" стоящих неподалеку у отеля. «Вчера я впервые сел за руль Priora с «роботом». Весь день я пытался вывести трансмиссию из строя, но у меня не получилось. Может, у вас получится», - именно такими словами напутствовал журналистов Бу Андерсон, как бы давая понять: машины жалеть не стоит, устройте им настоящее испытание .Ну что же, мы устроили-))

Правда, перед "боевым заездом" всех участников основательно проинструктировали: скорость не превышать, без нужды не обгонять, но и на педаль газа "где можно" жать не бояться. Тут хотелось бы отметить, уровень организации российских СМИ. Все четко, все по полочкам. Как говориться, без суеты и пыли. С оснащением полный порядок - каждому экипажу (3 человека) помимо машины выделили служебный мобильник, Ipad c картой маршрута, навигатор и радар. По словам россиян, для них это норма, а в среднем организация одного такого масштабного тест-драйва обходится порядка 80 -100 тыс. долларов.

Ну, да  Бог с ними с деньгами, наша машина гораздо дешевле. Поэтому не раздумывая берем ключи от  замыкающей стройный ряд 15-ой "Приоры" и присматриваемся к ней. Конечно, никто от "слегка обновленного" экстерьера  бури эмоций не ожидал.  Привычный глазу вазовский  замыленый дизайн "гостьи из прошлого", слегка разбавили россыпью светодиодов в передней и задней оптике - это все, что можно было отметить. Ах, да появились парктроники! Их было трудно не заметить - черные точки буквально буравили белизну заднего бампера, навязчиво мозоля глаза. Агротюнинг? Нет? Тогда срочно перекрасить в цвет кузова! А то не солидно что ли...

А вот внутри повод для радости нашелся быстро - солидных размеров сенсорный дисплей управления мультимедийной системой удобно расположился аккурат посреди передней консоли. На деле оказалось, что он еще и цветной и умеет дружить с сотовым телефоном и проигрывать видео. Слот для флешки также нашелся быстро, так что проблема звукового сопровождения в поездке решилась без лишних телодвижений.

На удивление "мафончик" неплохо играет и, что более важно, чутко реагирует на прикосновения пальцев к экрану - гораздо лучше многих мною опробованных штатных устройств именитых "немцев". И вообще, список доступных опций новой "Приоры" приятно удивил: круиз-контроль, кондиционер, ESP, подогрев сидений, полный электропакет, сенсорный дисплей мультимедии, парктроник...

Браво, господин  Андерссон! По-видимому расчет у Вас как можно дольше продлить жизнь  "Приоре"... Иначе откуда такая щедрость?

По качеству отделки также все выглядит неплохо. Пластик торпеды и на дверях смотрится не дурно, что радует глаз, пусть на ощупь и не вызывает приятных тактильных ощущений. На центральной консоли разместился блок управления кондиционером и мультимедией.

Вокруг черные гламурные вставки покрытые лаком. С виду смотрится богато, но следы от пальцев сразу сводят на нет задумку дизайнеров подчеркнуть изысканность интерьера. Но в целом внутреннее убранство "Приоры" выполнено на достаточно сносном уровне. По крайне мере вид и компоновка интерьера не вызывает отторжения, пусть некоторые элементы все же нуждаются в доработке. Как, например, крайне неудобное управление круиз-контролем .

Мало того, что кнопки на рычаге мелкие, так и расположен он на прилично расстоянии от руля, так что не отрывая рук от руля пользоваться "круизом" невозможно. К слову, активировать его та еще задачка. Мне с коллегами лишь с помощью руководства по эксплуатации удалось заставить машину поддерживать заданную скорость. Русская смекалка не помогла, а ведь машина разрабатывалась для русских..или шведы воду мутят? Как бы то не было, алгоритм управления явно не доработан..

Сиденья в машине сложно назвать комфортными. Твердая и широкая спинка не позволяет с удобством устроиться за рулем машины, а полное отсутствие боковой поддержки вынуждает крепче цепляться за руль в крутых поворотах. Не айс! Сиденья к тому же жесткие, так что о мало-мальском комфорте приходиться забыть. Ситуацию усугубляет и несимметрично установленная относительно сиденья рулевая колонка, вынуждая водителя доворачивать корпус следя за дорогой. Как я понял, оптимально настроить водительское сиденья "под себя" увы, не удастся, как ни старайся. Так о каком комфорте вообще идет речь?

На галерке не лучше. К тому же в нашей машине было плохо закреплена седушка заднего дивана, так что на ухабах и кочках машина весело поскрипывала. В довесок ко всему следует добавить ужасную шумоизоляцию. Помниться, кто-то заявлял о том, что данный параметр улучшен на 50%! Хм..Может не на наших машинах, а на будущей партии?


Забегая вперед отмечу, что гул от покрышек и барабанная дробь от камней по днищу и аркам уже на скорости близкой к 60 км/ч назойливо проникали в салон. Ложим стрелку спидометра слегка за сотку - и в салоне, чтобы услышать друг друга приходиться кричать! Но, странное дело, двигателя вплоть до красной зоны практически не слышно. Он деловито поет свою песню, лишь изредка подвывая при ускорении. И то, когда стрелку тахометра загоняешь в правый угол.

Ну что, погнали!? Сразу отмечу, что трогается "Приора" с роботом не по классической схеме "автомата". Выжимаем педаль тормоза, переводим селектор трансмиссии в положение «А» и... машина не едет! При таких симптомах обычной "гидромеханике" можно легко поставить неутешительный диагноз. И сразу в Гатово. Но у нас ведь робот! Поэтому слегка нажимаем на педаль акселератора - и, ура, поехали! Интересно, что даже при полностью выжатой педали "газа" АМТ очень мягко размыкает сцепление, так что старт получается очень спокойным.

Слегка притапливаем на прямой и вот он ключевой момент — переключение на высшую передачу. Как оказалось, "пауза" между первой и второй имеется и она, на мой взгляд, существенная (1 с). На удивление сразу возникают ассоциации с переключением в обычной "механике". Выглядит это так: разгоняешь машину, крутишь слегка мотор, потом бац, виртуально как бы выжимается сцепление, небольшая "пауза"  - и мотор уже подхватывает на более низких оборотах.

Пробуем прокатиться в активном режиме. И снова едва заметный "провал" с небольшой паузой при переходе на высшие передачи. Честно говоря, дискомфорта это не вызывает, лишь легкое недоумение и ассоциации со старой доброй "механикой". Думаю, людям, которые пересядут с МКП на АМТ, такой алгоритм переключения придется по нраву, позволив быстрее адаптироваться к умной электронике.

 В активном режиме передвижения, робот также быстро сбрасывает передачи вниз, а если необходимо максимально быстрое переключение, можно легко воспользоваться мануальным режимом и, подергивая рычагом вверх-вниз, перещёлкивать передачи, раскручивая мотор до самой отсечки на любой передаче. При этом коробка стабильно держит выбранную скорость, так что погазовать можно с лихвой.

 Кстати, сам 1,6- литровый  мотор держится бодрячком. Тянет  во всем диапазоне оборотов с постоянной перспективной динамикой. Взрывного ускорения, конечно, нет, но проблем с обгоном не возникает - робот сбрасывает передачи вниз четко и вовремя. Интересно, что характерных "пауз" при переходе вниз не наблюдается. Крейсерские 100 км/ч 106-сильный мотор держит уверенно на 2,500 об/ мин.


При этом средний расход топлива у нас за 300 км пути составил 8.5 л. Но мы не боялись, как и советовал Бу Андерсон, давить на газ. Думаю, в спокойном стиле езды добиться расхода ниже 7 литров на сотню вполне реально. Экономично? Для русской машины не то слово как!

И вообще впечатления от работы пары "16-клапанник + AMT" только положительные. За время тест-драйва мы провели несколько действенных и, казалось бы, нокаутирующих любые "автоматы" болевых приема. Нещадно крутили мотор до отсечки (при этом разгонялись до 160 км/ч.) одновременно зажимали две педали, стартовали с 3-4 тысяч оборотов, резко оттормаживались и ускорялись, сбрасывая передачи в мануальном режиме на высокой скорости до минимально возможной. В общем, поиздевались знатно. Каков эффект? АМТ автомобильных маньяков не боится и стойко переносит истязания. Проверено.

Ну, а вот что действительно оставило неприятный осадок, так это управляемость и подвеска. Последняя неоправданно жёсткая, хотя крены в поворотах даже на скорости около 50 км/ч вынуждают сжаться..ммм...сердце! После небольшого отрезка по гравейке я едва сумел успокоить дрожь в руках - отдача от ухабов и камней через руль напомнила мне давно забытый старый дедовский "Москвич 412". Невнятные тормоза, тесный дребезжащий салон, посредственная управляемость и никакая обзорность... Увы, тут похвальные дифирамбы петь не будешь. И пусть излишнюю жесткость подвески можно простить, все-таки мы знаем к каким дорогам готовили "Приору". Там ведь, главное, чтобы держала удар. Но уровень комфорта на борту этой машины меня искренне возмутил.

 Новейшие технологии в купе с ужасной шумоизоляцией и явными недоработками смотрятся нелепо. Ну, скажите, как можно наслаждаться музыкой или просмотром видео на современном, замечу отличном touch screen экране, когда единственный звук который отчетливо слышен - это гул от покрышек и позвякивание камней об арки и днище? Как можно с удобством садиться в машину, когда задние двери закрываются через раз? А ручки отпирания дверей внутри салона сделаны из такого хрупкого пластика, что страшно потянуть за нее сильнее... а вдруг сломается?

Зачем добавлять опцию круиз-контроля, когда оной практически невозможно воспользоваться? Или эти комичные миниатюрные кармашки в дверях, интересно какую функцию они несут? Бутылку воду туда не поставить, может пакет от семечек?... Список недочетов можно было бы продолжить, если бы не сглаживающий многие недостатки отличный тандем двигателя и нового робота АМТ . Эта "связка" действительно работает и может порадовать водителя, если закрыть глаза на досадные "косяки".

 Такое чувство, что создатели новой "Приоры" пытались скрестить "ужа" и "ежа", а получилась, простите, "жаба". Повторюсь, двигатель и коробка - отличные, но многое нуждается в доработке. Про дизайн - молчу. Многочисленные подтяжки внешности пожилой "десятке", увы, не помогут. Необходимы кардинальные решения. Тогда зачем "пенсионера" держат на конвейере и позволяют дооснастить современными опциями? Неужто из-за фанатов марки?

По словам господина Андерссона таких не мало и это экономически оправданно. "У данной модели есть свои преданные клиенты, которые ценят этот автомобиль и не собираются от него отказываться. Для них мы и готовим программу обновления, которая получила условное название Long Life," - заявил он. Что же, пусть так, но мой взгляд, причина кроется в обкатке нового агрегата АМТ на существующих моделях. Два-три года активной эксплуатации позволят вскрыть возможные недоработки коробки и уже на новейшие "Весты" пойдут исключительно проверенные и надежные узлы. Ибо дать промашку с революционно новой моделью - непозволительная роскошь для "АвтоВаза", который сейчас всеми силами пытается воскресить былое имя надежной и успешной компании с конкурентоспособным продуктом.

Как воспримет покупатель новую "Приору" - покажет время. Но если в России на эту модель уже есть свой клиент, то таких преданных фанатов марки у нас в стране не так и много. Стоимость Lada Priora в максимальной комплектации в Беларуси (с учетом утилизационного сбора) будет вплотную приближена к отметке в 14 000 долларов США (предварительно 13 860$). Скажем прямо - сумма существенная для белоруса за исконно российский автомобиль. Когда как главная "надежда нашего отечества" - Geely SC7 - предлагается дилером дешевле. А если производитель пошевелиться с выгодными условиями продажи (читай рассрочкой), станет и более выгодной альтернативой. В любом случае, у нас всегда есть "бэушка" от которой так настойчиво предлагает отказаться Бу Андерссон. Но погодите...

Раньше часто ловил себя на мысли, что после очередного тест-драйва новой машины пересаживаться в свою подержанную иномарку с каждым разом становится все сложнее. Запах новой машины с завода пьянил, блеск салонного пластика вынуждал замечать недочеты интерьера любой подержанной иномарки, а привязанность к бренду и определенной мощности двигателя постепенно уходили на задний план. Новое - есть новое, и я со временем был вынужден с этим согласиться.

И вот, отдавая эту "Ладу" обратно в заботливые руки представителей "АвтоВаза", я неожиданно  для себя вывел простую формулу: хорошая машина, во-первых должна приносить удовольствие за рулем и новая - это не самый главный аргумент при выборе очередной "ласточки". Куда важнее доступная качественная альтернатива. И тут Lada Priora вполне себе годный кандидат на роль доступного ежедневного "извозчика". Отличный симбиоз тяговитого двигателя и услужливого робота АМТ в полной мере раскрывают главную изюминку  этого неприхотливого и, чего таить, бюджетного автомобиля - перевозить пассажиров из точки А в точку Б. С этим новая "Приора" справляется на "ура". Ну, а если хотите большего - будьте готовы доплатить или, по крайней мере, дождитесь новую "Весту".  Уверен, последняя, в плане комфорта приятно удивит.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Фото: автора, организаторов

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments