Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Мой M1NSK, моя молодость: как собирают белорусские мотоциклы

  • 7 июля 2014
  • Просмотров 34227

Сколько себя помню, в моей юности мотоцикл "Минск" всегда ассоциировался с эдакой рабочей лошадкой-трудягой, на которой легко можно сгонять в лес, близкое озеро или речку.  Лихо пронестись по деревне, распугав кур и гогочущих уток, а вечером, после дискотеки в сельском клубе, подвезти свою первую девушку до дома или....да мало ли какие пути-дорожки подсказывали июньские звезды?-)

Уверен, многие, чья юность застыла в 90-х, помнят, как стоял M1NSK чаще у деда в гараже и прямо-таки просился в руки. "Эх, прокачу!," - манила тусклым светом фара, вечером едва поблескивая в полумраке. "Деда, а дай  покататься? - вопрошал каждый второй первоклашка, чуть услышав веселое тарахтение двухтактного двигателя. Правда, суровый взгляд дедули тут же остужал боевой запал непоседы-внука: "вот подрастешь, тогда и покатаешься!". Ждать приходилось долго, но оно того стоило!  Для многих белорусских мальчишек, которые родились в переломный момент Перестройки, а то и еще раньше -  в начале 80-х, мотоциклы MINSK являлись символами беззаботной эпохи, лихой молодости с ночными покатушками в соседнюю деревню...

Но сегодня MINSK уже не тот сельский "простачек" из воспоминаний. Модельный ряд изменился, следуя за строгими канонами мотоциклетной моды, и расширился, в соответствии с мировыми трендами и спецификациями. Теперь помимо старого доброго M 125, линейка отечественного производителя может похвастать новыми моделями в классе Street (CX 200, С4 250, R 250) и Tour Enduro ( X 200, TRX 300i).


При этом другие классические модели (М 125, М 125Х, С 125, С4 125, С4 200) никуда не исчезли и по сей день выпускаются на заводе "Мотовело". Также налажено производство скутеров и квадрациклов под белорусским брендом с богатой историей.


Собственно, для того, чтобы поближе познакомить общественность с производством белорусских мотоциклов, а также наглядно продемонстрировать отечественную технику в реальных условиях эксплуатации, руководство завода пригласило белорусских журналистов, настоящих байкеров, а также представителей прессы из России и Украины на масштабный тест-драйв главных новинок этого сезона -  MINSK D4 125 и MINSK TRX 300i.


Встреча состоялась на прошлой неделе в пресс-центре, который расположен аккурат на территории завода. Для начала гостей "угостили" целым ворохом информации, касательно технической составляющей новинок, а потом пригласили взглянуть, на процесс сборки легенды белорусской мототехники.


"Это две наши последние разработки, с которыми мы планируем серьезно укрепить свои позиции на рынке - встречая гостей отметил председатель наблюдательного совета "Мотовело" Александр Слуцкий. Дальше путеводную нить в мир белорусских мотоциклов повела специалист по маркетингу марки M1NSK Анна Тукаль.


- У многих людей марка MINSK ассоциируется с простой и надежной техникой, но долгое время у нас не было достойного преемника легендарной модели М 125, который сочетал бы в себе надежность, последние инженерные разработки и невысокую стоимость. Именно поэтому было принято решение выпустить на рынок новую классическую модель, которая в полной мере повторила бы успех своего предшественника. Так появился мотоцикл M1NSK D4 125,- рассказала она.

Судя по словам представителей завода, перед инженерами была поставлена задача выпустить на рынок  надежный и простой в обслуживании  мотоцикл, который, в первую очередь, на фоне конкурентов  выделялся своей ценой и привлекательным внешним видом.

- В купе с невысокой стоимостью - всего 1290 долларов США, уверен, новинка имеет все шансы, чтобы стать новым бестселлером. И не только на белорусском рынке," - поделился надеждами один из представителей завода.


Что же - время покажет, пока могу лишь отметить, что новинка действительно на вид во многом повторяет черты своего легендарного предшественника. Так сказать, переосмысленная классика с элементами модерна. Но и конкуренты не дремлют. Как отметили на заводе, бороться за своего клиента новому D4 125 в основном предстоит с китайскими аналогами и скутерами. Все-таки цена решает!


В конструкции D4 125 используется ряд элементов других минских моделей, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны.  В частности,  это головная оптика и руль, которые обеспечивают европейскую эргономику посадки.

Вертикальный" 125-кубовый четырехтактный двигатель D4 имеет мощность 10,5 л.с. Вес мотоцикла - 100 кг, емкость топливного бака 12 литров, при этом расход топлива на 100 км пути составляет всего 2,5 литра топлива. Максимальная скорость - 100 км/ч. В базовую комплектацию входят электростартер, передний дисковый тормоз и дополнительная центральная подножка, то есть все необходимые функции для  передвижения на небольшие расстояния.

 Интересно, что двигатель для D4 125 азиатского производства, он приезжает на завод в сборе. При этом представитель завода не стал озвучивать производителя.

- Это достаточно проверенный производитель, с ним мы работаем на протяжении 3-4 лет. Вопросов никогда не возникало. Все двигатели приходят в сборе напрямую с завода-изготовителя. Основная рама также приходит из Китая, а дизайнообразующие элементы мы дорабатываем здесь на заводе. Локализация производства - более 50%. При этом мы устанавливаем на свои мотоциклы фирменные покрышки Minsk, которые специально для нас уже много лет изготавливает сербская фирма. Это традиционно наш элемент и мы не собираемся от него уходить, - отметил директор мотопроизводства Василий Муравский.

Из нашего, белорусского, на мотоцикле присутствует выхлопная система, руль, фара и поворотники, амортизаторы, кронштейны, цепи и други детали. Новая "125-ка" для покупателя доступна лишь в трех цветовых исполнениях — синем, черном и красном. По мнению производителя - этого достаточно.


Ну а мы плавно переходим к совершенно новой модели - TRX 300i. Это уже серьезная машина из линейки Tour Enduro стоимостью 5100$. Цена, скажем прямо, не вписывается в бюджетные предпочтения белоруса.


Мотоцикл, в первую очередь, предназначен для любителей активного образа жизни, так сказать  For Fun (для удовольствия, развлечения) и вряд ли получит распространение на отечественном рынке. Именно поэтому сейчас активно прорабатываются маршруты поставок в Россию - с тамошним рынком связывают большие надежды. Клиент, говорят, там не такой переборчивый и готов заплатить за стоящую вещь....


Еще за полгода до официального старта продаж, руководство завода организовала впечатляющий мотопробег из Бреста в Душанбе протяженностью  10 тыс. километров, чтобы на практике проверить надежность и неприхотливость новинки.


Судя по лестным отзывам водителей, мотоцикл полностью оправдал надежды белорусских конструкторов. Что удивительно и достойно похвалы: за время пути не одной поломки и только приятные впечатления от знакомства с нашей отечественной техникой.

Уже из названия, кажется, что в движение новинку приводит 300-кубовый мотор, но нет - на деле устанавливается двигатель меньшей кубатуры - 250 см3 мощностью 26 "лошадок", который работает в паре с 6-ступенчатой коробкой передач.


Этот же двигатель устанавливался на мотоциклы моделей R 250 и RX 250, однако для TRX 300i он был слегка доработан. С таким "сердцем" TRX 300i может поддерживать крейсерскую скорость 120 км/ч, при этом "максималка" составляет 140 км/ч.


Вес мотоцикла - 155 кг. На выбор покупателя шесть цветов окраски.


Отвечая на вопросы журналистов касательно двигателя, представители завода раскрыли некоторые интересные детали.

- Двигатель проектировался в Италии конструкторами фирмы Megelli . Но мы используем его пятое поколение. Изначально он был мощностью 32 л.с. и разрабатывался исключительно для спортбайков. Мы же преследовали несколько иные цели и для того, чтобы увеличить моторесурс, двигатель был дефорсирован до 26 "лошадок".


Была изменена степень сжатия и заменен распредвал, при этом диаметр 4 клапанов остался прежним. В дальнейшем мы планируем продавать кит (цилиндр-поршень-головка) для возврата к изначальной мощности. Конечно, ресурс двигателя в таком случае заметно сократился.


К слову, проектные ресурс мотора до износа поршневой группы в TRX 300i составляет 35 000 - 40 000 км.  

На первые экземпляры TRX 300i устанавливался 15-дюймовый задний колесный диск. Но позже руководство завода приняло решение оснащать мотоцикл 17-дюймовым задним колесом. Кроме того, карбюраторный двигатель был заменен на инжекторный мотор. Также в базовую комплектацию включены три багажные кофры, защитные дуги и дополнительная защита рук. При желании клиент может попросить установить на мотоцикл более вместительные кофры, подогрев ручек, LED-подсветку с галогенной лампой.

Среди главных конкурентов белорусского двухколесного "вседорожника" представители прессы видят японскую модель Kawasaki KLR650, которая появилась недавно на европейском рынке и оценивается производителем в 6599$. Мотоцикл, правда, еще не дебютировал на российском и украинском рынке, видимо, поэтому белорусские специалисты не включили его в список принципиальных соперников.

Покончив с сухими цифрами и изучив технические спецификации новых моделей, журналистов пригласили своими глазами увидеть, как происходит сборка белорусских мотоциклов MINSK.


Как оказалось, идти пришлось недалеко: открыв ближайшая дверь слева от пресс-комнаты, мы тут же попали в просторный цех в котором жужжали...нет, не роботы, а обычные шуроповерты, дрели, а где-то глухо стучал молоток...

Как оказалось, одна линия минского конвейера полностью унифицирована и позволяет собирать практически все популярные модели M1NSK. Во время визита журналистов, рабочие были заняты исключительно сборкой будущего бестселлера - D4 125. По словам руководства, уже на старте продаж мотоцикл пользуется устойчивым спросом. Как удалось узнать у простых рабочих, за смену завод выпускает 40-45 мотоциклов.

Разглядывая незатейливую схему сборки, интересуюсь у простых рабочих об условиях труда, зарплатах, загрузки линии..


Василий, рабочий со стажем, на заводе проработал 36 лет и за это время успел повидать расцвет, закат и воскрешение этого цеха.

- Раньше, бывало, до 450 мотоциклов за смену собирали А теперь раз в 10 меньше. На линии только 15 человек работают. Как сами видите, большинство женщины. Молодые парни и девушки есть, но их не много. За зарплату 4-5 млн. держаться не хотят.


- Поработают год - два и уходят в поисках лучшей доли. Им на смену приходит необученная молодежь, но и та на долго не задерживается. В основном работают такие как я - "ветераны". Нам до пенсии не долго осталось. Куда нам теперь идти?
- задается вопросом мужчина.


Схема сборки белорусской техники максимально упрощена, тем более, что на завод поступают готовые изделия . Сразу в руки рабочего попадает  рама, которую он устанавливает на "конек"; после на раму крепкие руки мужчин и женщин устанавливают двигатель и другие сопутствующие узлы.

Наконец, будущего "кормильца завода" обувают в фирменные шины с гордом логотипом МINSK.


Осталось совсем немного -  последний штрих в современный облик городского мотоцикла дополняют с помощью железных(!) деталей экстерьера.


После "железный конь" отправляется на обкатку. Тут впервые запускают его однокамерное "сердце", проверяют тормоза, токсичность выхлопа, тестируют алгоритм работы световых приборов.


По словам рабочего, более 90% процентов производства сконцентрировано на бюджетных моделях. Новинка сезона - D4 125 , конечно, в лидерах. По сборке. Продажи Василия мало интересуют.

- Ничего плохого не скажу, техника хорошая. Мотоцикл проверенный временем, поэтому и заказывают и  люди покупают охотно. А эти новые (примечание - R 250, TRX 300) совсем мало собираем. Если два за смену парни вручную соберут - уже хорошо. Часто ждут деталей, они ведь к нам из-за границы приезжают. Ну а как продаются? Наверное, хорошо, раз нам зарплату платят.


О самом заводе у рабочего только хорошие отзывы. Говорит, работа спорится - ситуация постепенно налаживается.

- Еще три года назад здесь развал был, разруха. А теперь, посмотрите, все работает, пусть сколько штук - а производим. Делаем, значит, что-то. Когда человек при деле - это хорошо, не ходит, не болтается из угла в угол. Не пьет. Пользу приносит. 


- Руководство у нас хорошее, оборудование обновляют вовремя, технику -  модернизируют. Пусть зарплата небольшая, но всегда вовремя. Задержек никогда не было. И на том спасибо!

Действительно, на заводе чисто и аккуратно. Нигде ничего не разлито, не валяется, не отваливается. Чувствуется рука хозяина.


Это замечают и коллеги по журналистскому цеху из Киева и Москвы. По словам Павла Курлапова (auto.mail.ru), завод "Мотовело" приятно удивил своей чистотой и слаженностью работы персонала.


- Первые впечатления только положительные. Признаюсь, ожидал увидеть удручающую картину. А на самом деле заводчане работают, стараются, выпускают новые модели. В России старые  мотоциклы Minsk часто встречаются-  еще велики запасы двухтактников М 125. А вот с новинками - проблема.


- В крупных мотосалонах их не встретишь. Тон на российском рынке задают модели Stels, широко известные местному потребителю, а также китайские "бюджетники" no name. Думаю, лучше купить мотоцикл от известного бренда, чем не понять какую модель из Поднебесной, а потом гадать, где его чинить, купить запчасти.


Российский журналист отмечает, что потенциал у белорусского завода и выпускаемой продукции  есть немалый, вопрос лишь в слабой рекламной компании производителя.


- Важно не стоять на месте, а развиваться, активнее работать с дилерами, рекламировать свою продукцию. Помню, много шумихи было вокруг белорусского спортбайка R 250. Многие российские журналисты ждали, когда наконец-то смогут протестировать новинку. Увы, так и не дождались. Да и на улицах городов я его так  и не встретил. Но, поверьте, по долгу службы езжу по всей России - в такие глухие уголки заглядываю..а не видел.  Но на мой взгляд мотоцикл очень интересный, привлекает внимание своим внешним видом, да и технические характеристики хороши для начинающего "спортача".


- Если же говорить о "классике", то, конечно, это техника не вымирающая, а переживающая свою реинкорнацию. Новый D4 125 - тому хороший пример. Такой мотоцикл всегда найдет своего покупателя, особенно среди тех, кто уже хлебнул "качественного" китайского ширпотреба. Те не задумываясь возьмут MINSK - неприхотливый мотоцикл с хорошо известной  советской историей, где вместо хрупкого пластика настоящее железо. А что еще надо, чтобы съездить в соседнюю деревню, да по нашим разбитым дорогам?

Правда, в ближайших планах руководства "Мотовело" намечена не активная рекламная компания с масштабным наступления по всем фронтам постсоветского пространства и далеко не расширение модельного ряда. Все куда прозаичнее -  сохранить наработки и  максимально улучшить существующие модели. В ближайшие два года громких премьер не будет. Мол, господа хорошие, не ждите, а довольствуйтесь тем, что есть...

 - Думаю, модель R250 мы продолжим модернизировать и дальше. В планах на этой же платформе выпустить мотоцикл с двигателем большей кубатуры. Возможно, под названием R 300. Но не это главное. Куда важнее сохранить и улучшить те наработки, которых мы добились за последние годы. К примеру, в двигатель пятого поколения, по сравнению с донором Megelli, в совокупности мы внесли более 30 изменений. По сути, это теперь наш двигатель, поэтому и говорим об уровне локализации производства не менее 50-60%,-  отметил Василий Муравский.


- В целом, рынок мотоциклов достаточно специфический и наличие большого ассортимента моделей вредит производителю, нежели приносит пользу. Управлять ассортиментом, запчастями, производством и подготовкой к производству очень сложно. Последние 2,5 года мы работали над унификацией, разрабатывая единую платформу для разных моделей мототехники. Это нам удалось и теперь мы можем серьезно сократить затраты на производстве, при этом легко внося изменения в конструкцию новых моделей с успехом подготавливая их к разным рынкам сбыта, - добавил его коллега Александр Слуцкий.


После экскурсии по заводу, журналистов пригласили на смотровую площадку, где и были продемонстрированы две новые модели - D4 125 и TRX 300i. Гости смогли внимательно рассмотреть новинки, ну а после и прокатиться на них.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Фото: автора

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments