Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Без ГАИ не разобраться, или "царапина" на 400 евро

  • 13 мая 2014
  • Просмотров 52124

Автомобилей в стране становится все больше, на парковках не протолкнуться, а в крупных городах в "час пик" очень сложно безопасно разъехаться, так что шанс попасть в мелкое ДТП велик даже у  опытного водителя, не говоря уже про новичка за «баранкой». Только в Минске в день фиксируется порядка 100 ДТП и, как отмечают сами же инспекторы, водители, порой, блокируют проезжую часть даже из-за мелкой царапины, а ведь можно, что называется вполне цивилизованно договориться и разъехаться по-людски.



Напомню, в ноябре 2010 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №611 была принята мера , исходя из которой водители, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, вправе не сообщать о нем в ГАИ, если причиненный автомобилю вред не превышает 200 евро. Немногим позже, 4 января 2011 года, в свод правил дорожного движения была внесена поправка (пункт 31.4 статья 6), по которой при соблюдении определенных условностей водители могут разъехаться, не вызывая ГАИ, а оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии и позже получить по нему компенсацию в страховой компании. И вот 14 апреля 2014 года Президент подписал указ о внесении изменений и дополнений в документы по вопросам страховой деятельности. Теперь в Беларуси вдвое увеличился размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ - с 200 до 400 евро.



Удивительно, но многие водители и вовсе не знают про изменение в законодательстве, и в целом, как показывает личный опыт и опрос знакомых, не спешат воспользоваться своим правом и продолжают свято верить в справедливость гаишника, мол, если на месте аварии не будет инспектора, который оформит ДТП, страховку не выплатят. Так ли это? Как же на самом деле работает эта система и почему люди не торопятся по мелочам разбираться «на месте»?




Начнем, пожалуй, с этого специального бланка-извещения, которым и должен воспользоваться автомобилист в случае ДТП. Такие бланки должны выдавать страховые агентства, но, к сожалению, специалисты таких служб часто забывают или не хотят тратить время на дополнительную работу. Да и  люди, получив такие документы, не утруждают себя их заполнением. Хотя лично автор по привычке возит несколько копий в бардачке. Так, на всякий случай. По информации ГАИ Минска, в среднем за месяц извещениями пользуются не более 20-30 человек. Возможно, это связано с менталитетом и страхом «напортачить», но со статистикой не поспоришь. Собственно, нынешнее повышение суммы выплаты, как раз и должно поспособствовать распространению оформления мелких аварий без участия инспекторов ГАИ.

В целом же этот бланк выгоден не только водителям (участникам ДТП), но и самим гаишникам. Так, инспектору не придется тратить время на выезд и заполнение целого ряда документов: схемы происшествия; протоколов опроса участников ДТП; заявлений (потерпевший может привлечь или не привлекать виновника аварии к ответственности); справки, которую заполняет виновник ДТП (его согласии в том, что он признает свою вину или нет). То есть, по сути, на  оформление мелкого ДТП у инспектора может уйти до 2-х часов.  По информации Минской ГАИ, ежедневно в городе фиксируется порядка 100 ДТП, причем большинство из них – легкие механические повреждения. Инспекторы отмечают, что в таких ситуациях водители вправе разобраться самостоятельно, но по старинке вызывают ГАИ . «На всех людей в форме не хватает и многим приходится ожидать приезда ГАИ по несколько часов. Но зачем, если можно самостоятельно разобраться, при этом сэкономив время, деньги, нервы и здоровье?», -задаются риторическим вопросом в столичной ГАИ.



Для  водителей экономия времени тоже имеет значение. В частности «плюс» для водителя-виновника состоит том, что такой способ оформления аварии не закончится штрафом или лишением "прав", как было бы в случае приезда ГАИ. Правда, при оформлении «страховки» на следующий год коэффициент безаварийной езды будет пересмотрен (за год безаварийной езды сумма оплаты страхового полиса снижается, а в случае аварии она будет существенно повышена).



Вроде бы все просто, но почему водители все равно вызывают ГАИ? Тут есть несколько моментов, которые следует учитывать, прежде чем заполнять такой бланк:

1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей;
2. Ущерб пострадавшего автомобиля не превышает 400 евро;
3. В аварии никто физически не пострадал, вред причинен только имуществу;
4. Один из водителей признает вину, и оба водителя согласны с перечнем повреждений;
5. У водителей есть все необходимые документы: действующие  водительские удостоверения, страховки и т.д.;
6. Оба водителя находятся в трезвом состоянии.

А что если за «баранкой» сидел не владелец авто? В таком случае, подписать извещение без его согласия невозможно. Правилами предписано проинформировать собственника машины об аварии и о заполнении такого извещения.



Помимо этого, отказ договориться на месте, обусловлен тем фактом, что многие считают, что виновник ДТП должен сразу заплатить из своего кармана сумму ущерба. «Виновник этого делать не должен, ущерб возместит страховая компания», - уточнили в ГАИ. Другие водители думают, что могут напортачить в оформлении бланка и тем самым не получить компенсацию. Однако и тут инспектор успокаивает: «если полис на месте ДТП был заполнен не совсем так, как требует страховая компания, это не большая проблема. Водителям приходится переписывать бланки, которые были заполнены неверно на месте ДТП. Главное, чтобы в них был указан телефон водителя, признавшего себя виновным, чтобы мы могли с ним связаться».


На обратной стороне извещения, которое представлено в двух экземплярах для каждого из водителей, дана инструкция по его оформлению . Всего – 16 пунктов, заполнение которых займет....Тут все на самом деле зависит от прошлого опыта, если он был, конечно. Но, думаю, в самом худшем случае минут за 20-30 уложиться можно, при этом попутно объясняя товарищу по несчастью некоторые нюансы в бланке. Главное, сосредоточиться и не "пороть горячку", доказывая свою невиновность.

Последний пункт бланка – подпись. Ее должен поставить только виновник ДТП, но извещение составляется обоими участниками аварии. Позже с оформленным извещением, машиной, страховкой пострадавший автовладелец едет в страховое агентство, где оценщик определит размер нанесенного вреда. К слову, за возмещением ущерба можно обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП. С момента предоставления всех необходимых документов до выплаты компенсации не должно пройти более 5 дней. Подчеркнем этот важный момент, ведь если вызывать ГАИ, то срок увеличивается до 20 дней.



Итак, сразу участники ДТП должны определиться,  какую сторону бланка будут заполнять. По факту, от этого ничего не меняется, т.е. виновник и пострадавший может выбрать любую сторону по желанию– синюю или желтую (они аналогичны по содержанию), главное - не напортачить после.


Распространенные ошибки



Первый пункт №6 "Страхователь" или лицо, которое заключало страховой полис автогражданской ответственности, т.е. это  человек, чьи инициалы (ФИО)  прописаны в страховке. Поэтому здесь просто указываем имя и фамилию того лица, на которое оформлена страховка, с обязательным указанием его адреса прописки (проживания) и личного телефона. Как показывает практика, люди думают, что в эту графу их просят вписать данные своей страховой компании, что является ошибкой. Забегая вперед отмечу, что черкать в бланке не запрещается, его в страховой примут, главное, чтобы почерк был разборчивый.


Данные страховщика необходимо указать в Пункте №8 "Страховщик" - именно здесь пишем название компании, в которой была оформлена страховка. И обязательно с ее серией, номером полиса и сроками действия. Затруднение вызывает вопрос: застраховано ли ТС от вреда? Тут имеется в виду, не застрахован ли Ваш автомобиль по добровольному договору АВТОКАСКО. Если нет, отмечаем галочкой в нужном квадрате.

В соответствии с пунктом №9,  водители должны перечислить те категории, которые указаны в водительском удостоверении и не забыть вписать срок действия "прав". На практике, многие игнорируют это, оставляя поля пустыми.



В пункте №11 Вас просят указать  "Видимые повреждения ТС". Здесь просто перечисляем поврежденные элементы, указав характер повреждения ( вмятина, разбито и т.д.) с обязательным указанием расположением поврежденной детали ТС (левое зеркало, правая задняя фара и т.д.).

Пункт №12 "Обстоятельства ДТП" . Здесь делим поле для заполнения пополам вертикальной линией на две колонки, указав, что левая относится к ТС «А», а правая – к «В» (или "1" и "2"). Под колонкой с пометкой «А» заполнявший синий раздел описывает обстоятельства ДТП со своей стороны. Оппонент в свою очередь заполняет желтую часть, отмечая свои важные нюансы.



Художественная часть бланка  - Пункт №13 "Схема ДТП" . Здесь важно схематически указать проезжую часть и расположение ТС (1 и 2) в момент столкновения. Обязательно указав стрелкой в каком направлении они двигались. Усложнять деталями рисунок не надо.

Важно понимать, что в Пункте №15 "Подписи водителей", аккурат под схемой ДТП просят оставить подписи (каждый с соответствующей стороны) обоих  водителей, а не владельцев автомобилей!  

В Пункте №16 под словами "Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда" подписывается только виновник ДТП. Ставить свою подпись пострадавшему здесь не надо! После заполнения бланка в 2-х экземплярах (второй во время заполнения автоматически пишется под копирку) один отдается виновнику аварии, второй- потерпевшему. Еще раз напомню, что в течении 5 рабочих дней последний должен отнести заполненный бланк в свою (либо виновника ДТП) страховую компанию. К слову, если извещение не будет заполнено на месте ДТП  - это уже нарушение, которое карается штрафом за перемещение автомобилей — до 0,5 базовой.  Вот вроде бы и все "подводные камни".



Конечно, есть свои нюансы и в оценке «на глаз». Для несведущего человека, шанс  неверно оценить ущерб достаточно велик. И как потом что-либо  доказать страховщикам, если на месте ДТП ущерб был занижен? В такой ситуации ГАИ советует все-таки перестраховаться и вызвать инспектора. "Если вы оформите полис, а специалисты страховой компании позже оценят повреждения дороже,  компенсацию больше 400 евро вы все равно не получите,  - прокомментировал ситуацию сотрудник «Белгосстраха».   - К тому же если у второго водителя была просроченная страховка или водительские права, то деньги придется "выбивать" через суд."


В заключение хочется отметить, что до последнего повышения максимальной суммы выплаты  при нынешних ценах на автозапчасти и расценках нормочаса на СТО, сумма в 200 евро далеко не всегда позволяла разойтись миром без ГАИ. Несомненно, этот важный момент нуждался в пересмотре, так как нынче стоимость даже мелких кузовных работ, например, покраски, стартует от 100 у.е. за элемент. А тот же ремонт бампера от какого-нибудь современного Lexus или BMW X6 легко может потянуть и на 1000 евро. В ГАИ давно обещали пересмотреть "ценник", и вот, наконец-то это произошло. Но как бы там ни было, водителям советую быть максимально сосредоточенными во время движения и не нарушать ПДД. Так надежнее. Ну а если приключилась беда не по Вашей вине и ущерб минимален -  тихо-мирно разойтись, предварительно сойдясь на конкретной объективной сумме и заполнив бланк, гораздо проще, чем парализовав движение, мучительно долго ожидать приезда экипажа ГАИ. Правда, и здесь советую побольше фотографировать (благо камера теперь в каждом мобильнике) ОБА ТС. И не только повреждения, но и местность вокруг. Не поленитесь запечатлеть на камеру и самого виновника ДТП за рулем машины, тем самым Вы обезопасите себя от появления "дублера", который якобы был за рулем. Не лишним будет напомнить, что если, к примеру, Вы решите разойтись мирным путем без оформления бланка-извещения, попросту взяв деньги у виновника аварии, то по закону за оставление места ДТП согласно части 4 статьи 18.17 КоАП РБ оба водителя могут получить штраф от 5 до 25 базовых величин либо лишиться прав на срок до двух лет.

На заметку

Порядок заполнения бланка-извещения  о  ДТП :

1. Бланк   извещения  состоит из двух самокопирующихся листов. Первый лист – оригинал  бланка  извещения , второй лист - его копия.

2. Бланк  извещения  о  ДТП  не заполняется в случаях, если размер причиненного вреда оценен более 400 евро, вред причинен жизни или здоровью,  ДТП  произошло с участием более двух транспортных средств (далее – ТС), отсутствия у участников  ДТП  договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор страхования), у лиц, управлявших ТС - прав на управление ТС, наличия разногласий у участников  ДТП  по характеру и видимым повреждениям ТС, предъявления претензий лицами, управлявшими ТС, к состоянию друг друга. 

3. При  заполнении  Извещения  используется один комплект  Извещения  для 2-х участвовавших в этом  ДТП  ТС.

4. Извещение  заполняют водители - участники  ДТП . При этом они самостоятельно определяют водителя ТС «А» и водителя ТС «В», после чего ими заполняются соответствующие пункты  Извещения .

5. В  Извещении  заполняются все пункты в следующем  порядке :

- пункты 1-5, 13 заполняются одним из участников  ДТП  по согласованию с другим участником ДТП;
- в пункте 1 указываются дата и время ДТП;
- в пункте 2 указывается место ДТП (страна, город, улица, перекресток, номер дома, участок дороги, км. и т.д.);
- в пункте 3 указывается, причинен или не причинен вред жизни или здоровью;
- в пункте 4 указывается, причинен или не причинен материальный вред прочим ТС, иным объектам, кроме ТС и имуществу участников ДТП;
- в пункте 5 указываются фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона свидетеля (ей) ДТП при его (их) наличии;
- в пункте 6 указываются фамилия, имя, отчество физического лица или полное наименование юридического лица – страхователя, его адрес (регистрация по месту жительства (месту пребывания)), страна (регистрации, пребывания), номер телефона или е-mail. При этом страхователем «А» является лицо, указанное в страховом свидетельстве (полисе, сертификате), удостоверяющем заключение договора страхования в отношении ТС «А», а страхователем «В» – лицо, указанное в страховом свидетельстве (полисе, сертификате), удостоверяющем заключение договора страхования в отношении ТС «В»;

- в пункте 7 указываются марка, модель, регистрационный знак и страна регистрации, при наличии прицепов к ТС - регистрационные знаки и страна регистрации; 
- в пункте 8 указываются наименование страховщика, выдавшего страховое свидетельство (полис, сертификат), серия, номер страхового свидетельства (полиса, сертификата) и период его действия, страна, номер телефона или е-mail, застраховано или не застраховано ТС от вреда;
- в пункте 9 указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес (регистрация по месту жительства (месту пребывания)) водителей ТС, страна их регистрации (пребывания), номера телефонов или е-mail, серия, номер водительского удостоверения на право управления ТС, соответствующие категории, дата, до которой водительское удостоверение действительно;
- в пункте 10 указывается стрелкой место первоначального удара ТС «А» и ТС «В»;
- в пункте 11 указываются характер и перечень видимых повреждений ТС (иного имущества), полученных в результате  ДТП ;
- в пункте 12 типографским способом указаны обстоятельства  ДТП , нужные из которых отмечаются водителями ТС на соответствующей стороне  Извещения , а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов;
- в пункте 13 составляется схема  ДТП . На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному  ДТП ;
- в пункте 14 участниками при необходимости уточняются обстоятельства  ДТП ;

- в пункте 15 учиняются подписи водителей ТС «А» и ТС «В», подтверждающие достоверность изложенной в  Извещении  информации и соответствие схемы  ДТП  реальной ситуации;
- в пункте 16 водителями ТС «А» и ТС «В» самостоятельно определяется лицо, являющееся ответственным за причинение вреда ТС (иному имуществу) другого участника  ДТП  и указываются его фамилия и инициалы. Согласие участников  ДТП  с тем, что один из них является лицом, ответственным за причинение вреда другому участнику, заверяется его подписью. При этом данный пункт заполняется лицом, ответственным за причинение вреда.

6. Один экземпляр заполненного  Извещения  остается у потерпевшего для последующего предоставления страховщику вместе с заявлением о выплате страхового возмещения, второй - у лица, ответственного за причинение вреда.

7. Страхователь, в случае использования  бланка  Извещения , обращается к любому из страховщиков для получения бесплатно нового  бланка  Извещения . Страховщик обязан выдать страхователю новый  бланк  Извещения  по первому его требованию.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments