Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Утильсбор уже в Беларуси: основной удар примут "бюджетники" или "бэушка"?

  • 20 марта 2014
  • Просмотров 59072

Утилизационный сбор в отношении транспортных средств вводится в Беларуси с 1 марта согласно вступающему в силу указу №64. Документ принят с целью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. При этом в Минпроме считают, что  "решение о введении утилизационного сбора - это логический шаг, последовавший после вступления России в ВТО."


Как уже известно, платить утильсбор обязаны юридические и физические лица.
В частности, это касается тех, кто произвел и реализовал автотранспорт на территории страны, выполнил таможенное декларирование транспорта для выпуска в свободное обращение, приобрел в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление автомобили, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен.

"Сбором будет облагаться автотехника с электродвигателями (за исключением оснащенных гибридной силовой установкой), повышенной проходимости, самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (массой свыше 50 т), и автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя, " - отдельной графой указано в документе.

Освобожден от сбора автотранспорт, ввозимый беженцами или получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси, а также ввозимый дипломатическими представительствами. Кроме того, под категорию неплательщиков попадают белорусские организации, принявшие на себя обязательство обеспечить безопасное обращение с отходами после утраты автомобилями своих потребительских свойств. То есть в новой редакции документа УС продукция отечественного автопрома (МАЗ, Geely, Zotye)  попадает в разряд льготников.



"При подготовке указа не было цели ухудшить условия работы производителей транспортных средств, чтобы новшество стало тяжелым бременем, - пояснил замминистра промышленности Геннадий Свидерский. - Введение сбора, конечно, затронет белорусских производителей транспортных средств, в том числе МАЗ, Минский завод колесных тягачей, "Амкодор", но ставки утилизационного сбора будут абсолютно одинаковы, например, для МАЗа и КамАЗа. Поэтому белорусские производители для повышения конкурентоспособности своей продукции должны находить и использовать различные инструменты, в том числе снижать себестоимость техники, выпускать новые модели".



В руководстве Минпрома, комментируя данный шаг правительства, отметили, что оно не должно существенно отразиться на стоимости транспортных средств на рынке для потребителей. "С введением утильсбора ставки ввозных таможенных пошлин на транспортные средства для юридических лиц снижаются. Ставки уплаты утильсбора на транспортное средство с юридических лиц дифференцированы в зависимости от вида и категории транспортного средства, а также даты выпуска, " - добавили там. Отметим, что для физических лиц, покупающих транспортное средство в личное пользование, ставка утильсбора будет иметь коэффициент 0,1 к базовой ставке (для автомобилей с датой выпуска до трех лет) и 0,15 (свыше трех лет).

Согласно постановлению правительства Беларуси №172 от 27 февраля, базовая ставка утильсбора для физических лиц установлена в размере, эквивалентном 20 тыс. российских рублей (по курсу Нацбанка на 3 марта это 5,4 млн Br), для юрлиц - 150 тыс. российских рублей ( Br40,5 млн).



Базовая ставка утилизационного сбора определяется в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к российскому, установленному Национальным банком на день уплаты сбора. Таким образом, ставки таможенных пошлин и суммы уплаты утилизационного сбора полностью унифицированы с действующими в России. Другими словами, для физлиц  размер утильсбора на относительно новый личный автомобиль составит 2 000 российских рублей (сегодня это 55 долларов по курсу Нацбанка), а для авто старше трех лет — 3 000 российских рублей (82,5 доллара США).




Граждане при ввозе в республику транспортных средств будут уплачивать новый сбор таможенным органам. Администрирование утильсбора для юрлиц возложено на МНС.



В Минпроме подчеркнули, что утилизационный сбор за транспортное средство будет уплачиваться однократно. При этом нормы нового указа не распространяются на автомобили, выпущенные в свободное обращение или зарегистрированные в ГАИ до 1 марта текущего года.

Вместе с тем утильсбор некоторым белорусам придется заплатить дважды. Это касается тех случаев, когда автомобиль куплен, например, в России или Казахстане и в его стоимость уже включен утилизационный сбор (его ввели в России осенью 2012 года). "С учетом того что сбор взимается по стране назначения, если этой страной будет Беларусь, независимо от того где находилась машина и что с ней происходило, сбор нужно будет уплатить при регистрации здесь повторно", - пояснили специалисты Минпрома.



Отметим, что
по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2013 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь составил 28 810 единиц и достиг рекордов продаж 2008 года. В общей сложности продажи легковых и коммерческих автомобилей по сравнению с 2012 годом выросли на 40%.Продажи российских автомобилей (легковых и коммерческих) составили 5 628 единиц и снизились на 7%. Продажи импортных автомобилей составили 23 182 единицы и выросли на 59%.Рынок новых легковых автомобилей вырос с 15 986 единиц до 23 991 единицы (на 33%), новых коммерческих автомобилей – с 4662 до 4 816 единиц (3,3%).



В сегменте новых легковых автомобилей лидером стала компания Renault, показав продажи на уровне 13,8% (3305 единиц). Марка Volkswagen расположилась на втором месте с общим количеством продаж  в 2925 единиц легковых автомобилей (12,2% рынка). В целом прирост продаж легковых автомобилей Volkswagen составил 71,5%. Нарастили свои доли Kia и Skoda (KIA – 10 % в 2013 против 8,34% в 2012 г, Skoda – 8 % против 6,41% в 2012 г).

Бренд

Продажи

Доля рынка

Renault

3305

13,78%

Volkswagen

2925

12.19%

VAZ

2709

11.29%

Kia

2407

10.03%

Skoda

1931

8.05%

Hyundai

1164

4.85%

Toyota

1034

4.31%

Nissan

888

3.70%

Audi

767

3.20%

Daewoo

686

2.86%

UAZ

582

2,43%

Chevrolet

566

2.36%

Peugeot

537

2.24%

Mitsubishi

528

2.20%

Ford

448

1.87%

Mazda

413

1.72%

Geely

407

1.70%

Mercedes-Benz

278

1.16%

Volvo

278

1. 16%

BMW

255

1.06%

Один из крупных белорусских автодилеров "Атлант-М Холпи" в 2014 году не ожидает потерь от продаж автомобилей на белорусском рынке с введением нового сбора. Руководитель отдела продаж автомобилей компании Антон Гамзунов сказал: "О потере рынка я вообще не говорю. Мы вели политику клиентоориентированности и будем ее продолжать, стимулировать клиентов". По его подсчетам, с марта текущего года стоимость автомобилей ценового сегмента от $25 тыс. не должна повыситься вообще. "На себя возьмут удар автомобили бюджетного уровня ценой до $20 тыс.", - отметил представитель дилера. Подорожание таких машин может составить до $1 тыс. за единицу. Это касается автомобилей зарубежных брендов, собранных и ввезенных из России.



Для того, чтобы более детально изучить потяжелевшие ценники на популярные у белорусов новые модели автомобилей, мы составили таблицу, которая наглядно демонстрирует реальное положение дел до и после 1 марта.

Модель в базовой комплектации

Регион производства Цена до 1 марта
Цена сейчас 
Volkswagen Polo  Россия  14 499$  15 400$
Hyundai Accent  Россия  15 200$  16 100$
Kia Rio  Россия  15 300$  16 200$
Renault Duster  Россия  18 900$  19 800$ 
Renault Sandero Stepway  Россия  15 200$  16 100$
Skoda Octavia  Чехия  15 600 прежняя
Skoda Rapid  Чехия  11 990 прежняя
Mazda3 Япония    24 500$   прежняя


Ранее председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич констатировал, что ажиотажного спроса на автомобили накануне введения утилизационного сбора у белорусов не наблюдалось. Он обратил внимание, что ассоциация в свое время высказала пожелание в отношении автомобилей, ранее ввезенных и растаможенных в Беларуси, находящихся теперь на складах дилеров. "Мы просили включить в указ информацию, что уже растаможенные машины не попадают под утильсбор, и благодарны законодателям за то, что были услышаны", - сказал он. Вместе с тем эксперт высказал опасения, что в марте возможен некоторый хаос в вопросах постановки на учет купленных автомобилей у дилеров или ввезенных самостоятельно гражданами из-за границы.



В настоящее время не все дилеры переписали ценники на автомобили. Как отметили в компании Сифтранс (официальный представитель Peugeot в РБ)  , автомобили ввозились с запасом, поэтому пока все желающие могут приобрести машину по старым ценам. " В целом в феврале какого-либо ажиотажа на бюджетные модели  у нас не было. В очередь за новой машиной люди не выстраивались.   Лидер продаж -  Peugeot 408 -  неплохо расходился  за счет своей привлекательной цены и раньше, - пояснил замдиректора по маркетингу и рекламе  Валентин Тригорлов.   - Что касается новых цен,  то  обновленного прайса мы еще не получали, есть вопросы с растаможкой автомобилей из Европы. Конечно, цены на автомобили российской сборки изменятся, но еще минимум два месяца будем распродавать то, что ввезли до 1 марта."



В свою очередь PR-менеджер "Атлант-М Холпи"
Ольга Никишина отметила, что "пока работаем по старым ценам." " В нашем шоу-руме ценники остались без изменения. По факту у нас одна бюджетная модель, которая может подрасти в стоимости - это бюджетный седан KIA Rio. В остальном все машины европейской либо японской сборки. Можно сказать утильсбор наш автоцентр и не затронет."

Интересная ситуация возникла  в автоцентре VW Атлант-М в Сухарево.  "В то время, как многие автомобильные бренды вынуждены повышать цены, в связи с введенным с 1 марта утилизационным сбором, компания Volkswagen пошла на беспрецедентные меры и снизила цены на ряд моделей, - рассказала PR-менеджер  Атлант-М Фарцойгхандель Алена Козуб. - Нам удалось сформировать заманчивое предложение для рынка на кроссовер Volkswagen Tiguan и седан Volkswagen Polo. Теперь стоимость на эти автомобили начинается от $27 145 (ранее 31 145 у.е.) и  14 200 (14 499$) долларов США соответственно."

Еще в прошлом году в прошлом году крупные игроки белорусского автобизнеса обратились к властям с встречными предложениями, касательно введения утилизационного сбора. Так,  Сергей Варивода предлагал ввести сбор не ранее 3 месяцев после официального опубликования Указа Президента, уравнять ставки УС  для юридических и физических лиц  и  снизить ставки таможенного тарифа.  "Если уж мы идем по пути России, необходимо снизить ставки таможенного тарифа на ввозимые автомобили до уровня, установленного в РФ.  Это будет справедливо," - отметил бизнесмен. Как видим, разумные предложения не нашли понимания в кабинетах министров. У них свое видение выгодного развития ситуации, к слову, по которому бюджет страны недополучит миллионы долларов так необходимой валюты.

А что же "бэушный" авторынок, как он отнесется к введению утилизационного сбора? Судя по всему, неизбежное повышение цен на новые бюджетные автомобили повлечет за собой подорожание разношерстного ассортимента иномарок на авторынках и интернет-площадках. Сейчас там царит затишье. "Не сезон, - говорят продавцы, неохотно выбираясь из теплого салона до блеска начищенной иномарки. -  Зимой машину продавать себе дороже. На рынок загони - плати за место, прогревай, чтобы не замерзнуть, да и "купцов" ходит мало. А это все растраты, как не крути. Вот с весны торг пойдет!"



По словам знакомого "перекупщика" из Бреста, сейчас на авторынках дешевых машин не осталось. "Ходи хоть до посинения, а машину до 5-6 тысяч не найдешь! Я вот намедни по заказу Ауди 100 С4 на Ждановичах высматривал - ни одной не нашел. Стоят относительно новые "десятилетки", а на них у большинства из народа не хватает, - рассказывает "перекуп". - Раньше хоть  кредиты в банках давали, а теперь под сумасшедшие проценты, да и то на среднюю зарплату пару тысяч предлагают - а что на них купишь? Да что банки, сват-брат не каждый решится "долгануть". Оно, ведь сам знаешь, в нашем государстве все не для людей, а для народа."



По мнению перегонщика, с введением утильсбора, цены начнут поднимать такие как он, игроки мелких авторынков.  "Новые пошлины на растаможку многих "наших" поставили на колени. Кто ушел торговать запчастями, кто по конкретному "заказу" работать, но большинство остались в "деле" сконцентрировав внимание внутри страны. Перекупаем друг у друга, "подшаманиваем" -  и снова в люди.  - рассказывает мужчина. - Конечно, хочется и заработать. Ведь если раньше с недельного рейса по Европе я мог до двух "штук" поднимать, то сейчас 500$ в месяц за счастье. А теперь гляди, дилеры ценник подняли на доступные малолитражки и разница не "сотка", а целый "косарь". Думаешь, куда люди пойдут, за новым и пустым, как барабан "Поло" или "бэушной" "Ауди А4"? Ответ сам знаешь, поэтому, чтобы нивелировать этот разрыв в цене, "перекупы" будут накидывать 400 - 600 "зеленых", но не больше. Ведь можно и отпугнуть клиента."



Рассуждая на эту щекотливую тему белорусского "бэушного" авторынка, не могу не заметить  одну существенную разницу: мол, новое, есть новое. Тут, почти как с женой - всегда хочется быть первым, а не вторым или тридцать третьим. "Оно то так, но вот кобыла - кобыле рознь, так и с женой и с машиной. Сам вот не на Geely небось ездишь?, - задает вопрос перекуп. - Вот и я привык к "немцам", пусть 15-летняя, а машина. Машина, в которой чувствуешь себя человеком, а не "ляхторатом". При должном уходе она еще не одну сотню тысяч пробежит, а что с этой "Джили" через пару лет будет - большой вопрос. Конечно, сложно сейчас найти ухоженный немецкий вариант, да и деньги за них немалые просят. Но, знаешь, за эти пару лет, столько машин через мои руки прошло - всех не упомню, но с  уверенностью скажу:  "не битых не крашеных" в нашей стране уже не осталось."   

Обдумывая слова знакомого, что говорится "человека в теме", понимаю, что нынешняя весна все- таки спровоцирует ненавязчивый рост цен на авторынках, который, скорее всего, будет вызван психологическим фактором нежели юридической составляющей утильсбора. Ожидать резких изменений стоимости подержанных авто не стоит: ценник уже достиг своего максимума и вряд ли будет значительно колебаться в большую или меньшую сторону. Для "частников", тех кто не зарабатывает на перепродаже автомобилей, легкие подвижки в цене - явление вполне обыденное и не сулит больших потерь и рисков. Поэтому ценник на "лобовом" будет плясать от средней температуры по рынку, а не от собственных желаний и амбиций. Для них  - торг уместен, конечно, в разумных пределах. Когда как перекупы прячут "скидку" в начальной  стоимости машины, при этом с обязательной оглядкой  на свой карман - с торгом или без него, но желание заработать еще никто не отменял.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments