Белорусы боятся "призраков" девальвации и утилизации

  • 12 декабря 2013
  • Просмотров 27864

Приближение новогодних праздников все больше ощущается в Беларуси: ночные улицы встречают прохожих ярким светом гирлянд, пушистые красавицы-елки заняли свои почетные места на центральных площадях городов и городков нашей Родины, крыши домов, тротуары и улицы обильно усыпаны снегом, а ветви деревьев укутались в снежную вату, задремав до весны. Природа как будто замерла в ожидании чуда, новогоднего волшебства, которого с нетерпением ожидают все люди.



Все бы хорошо, да чудеса бывают разные! И уж кому, как не белорусу этого не знать. Вспомним, события 2009 года, когда 2 января произошла девальвация под "сладкие" речи властей и звон бокалов. Из года в год под бой курантов нас сопровождают новогодние "абяцанки", что вот-вот мы заживем как в Европе и "чарка шкварка" на столе  и по "пятьсот" в кармане...

С последним трудно не согласиться, тем более если внимать статистике Белстата: "В январе-октябре 2013 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в целом по республике составила 5 млн 47 тыс. рублей или 580 долларов США", - гласит короткая сводка. Как видим, заветная сумма доступна "в среднем по республике". Другое дело, что даже дети в школах уже знают, как готовятся эти "голубцы". "Саша с Петей ест мясо, я ем капусту. Вместе мы едим голубцы". Да, статистика вещь коварная, но против нее не попрешь...



Тем более, сам Президент недавно заявил, что на такую зарплату "в Беларуси еще как-то можно жить". «Почему же мы не говорим о том, что за $500 в России можно только влачить нищенское существование, а в Беларуси еще как-то можно жить? Мы же об этом не говорим. Это тоже надо учитывать,» - цитирует белорусского лидера БелТА. Выделить ключевое слово "как-то", думаю, не составит труда. И это "как-то жить" откликается болью в сердце, особенно после последних подорожаний, нововведений и туманного будущего, которое уже пугает призраком девальвации и утилизации.

Белорусы боятся призраков девальвации....

А вздрогнуть есть от чего. По наблюдениям банкиров, люди охвачены девальвационными ожиданиями. Видимо, памятуя о "грандиозном шухере" 2009 года народ не спешит отдаляться от обменников и в любую минуту готов окопаться у обменных пунктов. В ноябре население выступило чистым покупателем на внутреннем рынке и купило валюты на 237,1 млн. долларов больше, чем продало.



Такая тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в декабре. "Население по-прежнему будет больше покупать валюты, чем продавать. Более того, во второй половине декабря банки ожидают увеличения спроса на валюту. После событий 2009 года, когда 2 января произошла девальвация, у многих белорусов Новый год стал ассоциироваться с возможными потрясениями на валютном рынке, "- отметил финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.

По мнению эксперта, во многом это зависит от фактора "2 января", тем более, что ежедневно люди видят постепенное ослабление курса белорусского зайчика по отношению к корзине валют, т.е. темпы обесценения белорусского рубля постепенно ускоряются. "Если в июне-октябре доллар дорожал ровно на 100 рублей за месяц, то теперь – за две недели на аналогичную величину", - отметил специалист.

И тем не менее эксперты рынка склонны считать, что разовой девальвации все-таки не будет, мол, народ не простит, а как известно, "глас народа опасен, когда за ним истина". "Разовая девальвация в январе – это большая травма для населения, которая может привести к тому, что в предновогодний период у нас будет ежегодно формироваться ажиотаж на валютном рынке», — считает старший аналитик Forex Club Валерий Полховский.



В свою очередь Вадим Иосуб отметил, что по фактически процесс девальвации уже запущен. "Плавная девальвация уже идет и очевидно, что она неизбежна. В ситуации, когда мы имеем отрицательное сальдо в торговом балансе, превышение спроса над предложением валюты на внутреннем рынке, от девальвации никуда не деться," - пояснил эксперт. По обоюдному мнению аналитиков, причина тому сложная экономическая ситуация в стране, которая и "порождает эти необратимые девальвационные процессы".

И все же власти не рискнут дальше раскачивать лодку и "омрачать новогодние праздники". "Нацбанк может ускорять темпы обесценения рубля, но будет стараться делать этот процесс постепенным, и поэтому в первых числах января резких скачков на валютном рынке быть не должно", -уверен эксперт. - Правда, тут надо понимать, что Нацбанк не всесилен и его возможности в среднесрочной перспективе целиком будут зависеть от располагаемых ресурсов".

Проще говоря от "золотого запаса" скоро могут остаться жалкие крохи.  Как известно, за последние полгода золотовалютные резервы страны снизились 1,8 млрд. долларов, в том числе в ноябре – на 355,5 млн. долларов и на 1 декабря составили в определении ССРД МВФ 6,46 млрд. долларов.

....и утилизации

Идем дальше. С начала недели в байнете появились слухи, что якобы с 1 января 2014 года автомобилистов ждет очередное потрясение - введение утилизационного сбора по аналогии с Россией. Эти слухи имеют под собой вполне весомое заявление премьер-министр Беларуси Михаила Мясниковича.



Напомним, в конце ноября белорусский премьер встречался в Санкт-Петербурге со своим коллегой Дмитрием Медведевым. Во время встречи стороны обсудили ряд вопросов, в том числе речь шла и про утилизационный сбор. "Мы достигли решения, что это будет контролируемо и прозрачно и что не будут создаваться какие-то дополнительные препятствия для доступа нашей техники на рынок России", — приводит цитату премьер-министра Беларуси пресс-служба президента.

Ответ лишен конкретики, но вполне позволяет сделать кое-какие выводы. Так, учитывая, что ранее возможные потери страны от этого сбора оценивали в 350 миллионов долларов в год (деньги нынче немалые), можно предположить, что белорусский премьер "полюбовно" решил вопрос в интересах государства, но никак не простых смертных. Судите сами, склады того же "МАЗа" завалены под завязку, а как известно основной рынок сбыта белорусских грузовиков и автобусов это территория РФ, а введение УС повлечёт за собой нешуточное подорожание белорусской техники: вплоть до 14 тысяч долларов за единицу!



Опять же призрачный топор палача завис и над казалась бы перспективной и конкурентоспособной продукцией  «БелДжи» и «Юнисон»: кому надо будут Geely и Zotye по цене европейской иномарки? Если сейчас те же Geely покупают за счет невысокой стоимости, то с введением сбора с последующим подорожанием товара потенциальный белорусский покупатель отвернется от пришлых китайцев. Ведь как высказался не один посетитель «Моторшоу»: главное для белоруса – цена! Именно поэтому, Мясникович лично вел переговоры по этому щекотливому вопросу и в новой редакции документа УС продукция отечественного автопрома (МАЗ, Geely, Zotye) скорее всего попадет в разряд льготников.



Остальные умножают размер ставки утилизационного сбора ввозимой машины на коэффициент расчета, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения. "Мы пока не понимаем, подорожают ли автомобили белорусской сборки. Судя по проекту указа, этого не произойдет, производителей субсидируют. Ведь тот же Geely на тысячу долларов дороже уже непривлекателен для белорусов. При этом мы опасаемся двойного обложения - утилизационный сбор может быть изъят как в России, так и в Беларуси", - высказался на этот счет председатель автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич.



Исходя из текста указа «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств», утилизационный сбор в Беларуси предлагается ввести по российскому сценарию. Так, с 1 января 2014 будут облагать утилизационным сбором колесные транспортные средства категорий М и N, в том числе ввозимые с территории «соседа». "Если российская сторона планирует взимать утилизационный сбор лишь с ввезенных (произведенных) после первого января автомобилей, то белорусы намерены взимать сбор с 1 января 2014 года, независимо от даты ввоза автомобиля, - комментирует ситуацию заместитель председателя (БНПА) Сергей Варивода. - Другими словами, «их» складские запасы на нашем рынке сразу подорожают, а «наши» на рынке России можно будет продавать «по старым ценам», что противоречит принципу создания равных условий хозяйствования в рамках ЕЭП."



Пикантный момент еще и в том, что ставка утилизационного сбора указана в национальной валюте РФ. Напомним, для легковых автомобилей это 20 тысяч российских рублей (600$), для легких коммерческих и грузовых уже 150 тысяч российских рублей (4550$). «БАА не понимает, почему внутри своей страны мы обязаны рассчитывать утилизационный сбор не только по российской методике, но еще и в российских рублях! Куда уместней было бы привязать ставку к евро, как, например, ставку таможенной пошлины», - недоумевает председатель «БАА».

Внимательно изучив прайсы автодилеров, а также  размер взимаемого сбора, очевидно, что белорусы поедут за новыми машинами в российские шоу-румы. "Небольшой ручеек белорусских покупателей новых автомобилей в автосалоны Российской Федерации (по данным БАА – около 4000 за 10 мес. 2013г.) превратится в полноводный поток валюты из ЗВР страны в торговые точки соседей. Вместе с валютой утекают доходы, налоги, рабочие места," - уверен Варивода.



В том, что автомобили подорожают после введения утилизационного сбора не сомневается и Сергей Михневич. "Серьезный удар придется по тем, кто годами собирал на новый автомобиль стоимость 15 - 20 тыс. долларов. Это народные любимцы VW Polo Sedan, Renault Sandero, KIA Rio, Hyundai Accent - весь бюджетный сегмент, который в принципе и позволял автодилерам зарабатывать. Т.е. введение утилизационного сбора отберет и "хлеб" дилеров, вынуждая попросту выживать на рынке", - отметил председатель БАА. То есть, по мнению эксперта, подорожают самые дешевые новые автомобили. Например, Citroen C-Elysee в «базе»  ориентировочно подорожает на 575 евроSkoda Rapid — почти на 600 , а ценник на народный Volkswagen Golf 7 потяжелеет  на  1000 долларов c «хвостиком».



В целом эксперты уверены, что введение утилизационного сбора в той или иной мере повлияет на цены на всех сегментах автомобильного рынка. Снижение ставок таможенных пошлин для граждан не предполагается, а сбор, пусть не большой, но увеличит стоимость покупки. "Мы просим отказаться от введения утилизационного сбора, приводим примеры более рационального решения вопроса, но в ответ - тишина, - отметил Сергей Варивода. - На мой взгляд, можно взглянуть на этот вопрос чуть шире интересов пары-тройки промышленных предприятий. Во-первых, предлагаю ввести сбор не ранее 3 месяцев после официального опубликования Указа Президента. Во-вторых, для юридических и физических лиц ставки утилизационного сбора следует уравнять. В-третьих, если уж мы идем по пути России, необходимо снизить ставки таможенного тарифа на ввозимые автомобили до уровня, установленного в РФ."



"идет охота на
Лохов, идет охота..."

Как все произойдет - узнаем уже совсем скоро. Если предположить, что все останется на оговоренных выше условиях, то введение утилизационного сбора без компенсационного эффекта снижения таможенного тарифа приведет к постепенному перетоку покупателей новых автомобилей в бюджетном В и С- классе на рынок «бэушки».  Сейчас средняя цена импортируемого в страну автомобиля чуть более десяти тысяч долларов и именно этот сегмент, повторимся, наиболее чувствителен даже к незначительным колебаниям конечной стоимости. Конечно же, белорус сделает ставку на подержанный экземпляр из Европы более высокого класса, нежели «пустую», пускай и новую машину. Перегонщики снова нервно потирают руки и готовятся завалить страну «автохламом»? Похоже, на то. Возможно,  все возвращается к хорошо забытому старому, только вместо мощных моторов и полного "фарша" будут сплошь и рядом малолитражки, на которых «ездили в церковь,  да и то только бабушки по выходным».

 Утверждать, что с введением утилизационного сбора ценник на «бэушку» рванет вверх - не стану. Нынешний автопарк белорусов давно не обновлялся и стоимость выставленных на продажу авто итак опасно балансирует на краю покупательской возможности большинства населения. Рассчитывать на россиян не приходится – цены на авторынках сопредельных государств сравнялись, так что щедрых гостей, готовых платить за «настоящую немецкую машину», значительно поубавилось. А ввиду недоступных кредитов снизилась  покупательская способность и у нашего брата. Менять раз в год машину белорусы не спешат, а если и продают, то с обязательной оглядкой на среднюю «температуру по больнице» - надо ведь еще до "новой" добавить.



  А уж там на отдельные экземпляры ценник дико зашкаливает, но это скорее исключение, чем правило. Выбирать то особо не из чего, вот и идет почти как у Высоцкого "Охота", только с небольшой поправкой "идет охота на Лохов, идет охота..."

 

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments