Утилизационный сбор: как в России "аукнется", так в Беларуси и "откликнется"?

  • 12 ноября 2013
  • Просмотров 6882

Мало кто сомневался, что в вопросе утилизационного сбора на автомобили в России Европейский Союз добьется своего. Европейцы малость похулиганили – и хватит. Россия проигрозила  "железным занавесом" и все вопросы решились полюбовно, на время прикрыв негатив "временными мерами".

Сам факт обсуждать нечего: все ждали. А вот содержание проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 241 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ко второму (и третьему) чтению оказалось дополненным существенным обстоятельством. Российская Федерация не только устраняет дискриминацию по признаку «свои-чужие», но и пытается (или делает вид?) придать сбору действительно экологическую направленность.

Напомним, изначально планировалаось  применить утилизационный сбор только к зарубежным производителям, которые привозят автомобили на российский рынок и  не применять к российским отечественным автопроизводителям. 



Это вызвало бурю негативных эмоций со стороны Европы. Директор Европейского центра международной политической экономики Фредрик Эриксон назвал подобные действия чистым протекционизмом.  "Россия дискриминирует иностранных производителей. И делает это потому, что целеноправлено намерена поддержать домашнее производство в стране. Поэтому это чистый протекционизм, ничто другое", - отметил экономист.

Экономист назвал также очень высокими суммы сборов для иностранных производителей, которые ввозят авто на российский рынок. «Это трудно соотнести с любыми реалистичными цифрами о том, сколько стоит утилизировать машину в России», - отметил он. Он также считает, что если Россия добровольно не отменит утилизационный сбор на автомобили, его придется отменять через суд. «Это неравноправие, которое должно быть улажено судом ВТО, если, конечно, Россия не решит эту проблему сама добровольно до того, как дело достигнет этого этапа», - отметил Эриксон и добавил, что второй вариант является для России выгоднее, и он считает, что она сама это понимает.

«Я думаю, есть основания говорить о том, что это дело может решиться. Единственный вопрос - это Россия захочет решить это мирно и в короткие сроки, или она захочет затягивать правовые процедуры, насколько это будет возможно», - сказал Эриксон.

Как видим, российская сторона более детально обдумала "щекотливый" вопрос и, повторимся, в последнем чтении депутаты госдумы внесли существенные дополнения.

Так, Пункт 1 законопроекта на этот раз уточняет, что утилизационный сбор будет учитывать технические характеристики и износ транспортного средства. Не исключено, что правительство Российской Федерации изменит подходы к формированию ставок утилизационного сбора, отказавшись от учета такого сомнительного параметра, как объем двигателя автомобиля, и подкорректировав «возрастные» подходы к установлению размера сбора. Как, впрочем, и сам размер.

"Плательщиками утилизационного сбора становятся и импортеры автомобилей, производимых в Беларуси и Казахстане. Безо всяких «но». Если эти страны примут аналогичное законодательство и начнут взимать утилизационный сбор по российскому принципу страны происхождения автомобиля, то при ввозе в Российскую Федерацию сбор придется платить еще раз, но уже в бюджет другой страны. В противном случае необходимо будет снова вносить изменения в федеральный закон, который только что одобрила Госдума",- считает председатель Совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода.

Думается, что сейчас этим никто заниматься не будет. Уж слишком длителен процесс. Поэтому "совершенно не факт, что в Беларуси утилизационному сбору на автомобили быть. Во всяком случае, с 1 января 2014 года", - считает бизнесмен.

Впрочем, Беларусь пока не в ВТО, и вполне может для защиты от импорта собственных автопроизводителей ввести утилизационный сбор на манер пока еще действующего в России: импорт облагать, а со «своих» не брать. Но стоит ли идти на подобные шаги на полпути в ВТО?

А вот долгожданное снижение таможенного тарифа на автомобили позволило бы оживить автомобильный рынок, зажатый в тиски жестких ограничений ныне действующей денежно-кредитной политики. Белорусы  получили бы желанное снижение цен на автомобили, страна растущие бюджетные платежи – и все это без угрозы для рынка России-матушки. Как говорится и волки сыты, и козы целы. Но вот по какому пути будет развиваться утилизационный вопрос - покажет время. Нам, простым гражданам, остается только ждать.

К слову, ознакомиться с полным перечнем изменений в статью 241 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» можно ниже:

Статья 241. Утилизационный сбор

  1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее в настоящей статье - транспортные средства (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

  2. Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

  3. осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
  1.  Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

  2. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
  3. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси):

    - ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

         - которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим   представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

         - с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

  1. Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  2. За счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами (шасси), в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.

  3. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств (шасси), в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами (шасси) своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.».

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января  2014 года.



AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments