"Белнефтехим" наносит очередной удар: на АЗС новые цены

  • 17 сентября 2013
  • Просмотров 12125

Не прошло и месяца, как концерн "Белнефтехим" поднял цены на топливо и вот очередной "удар" по карману автолюбителя. Сегодня стало известно, что 17 сентября уже привычные ценники на белорусских АЗС вновь изменятся: в среднем подорожание составит 700 рублей с литра.



Данную информацию подтвердили в сети АЗС «Белоруснефть». Так, значительнее всего вырастет цена дизельного топлива - до 9200 рублей за литр, что составляет около 8%. По старой доброй традиции изменения вступят в силу в полночь. К слову, вопреки ранее действующему запрету на досрочное распространение информации о повышении цен на нефтепродукты, в этот раз руководство "Белнефтехима" как никогда пунктуально: уже в 20:00 на официальном сайте ГПО "Белоруснефть" были опубликованы новые цены на топливо. Что же, и на том спасибо. Наконец-то концерн вышел из тени?


Как видно из таблицы, стоимость 1 литра АИ-95 отныне будет составлять 9100 белорусских рублей, что эквивалентно (пока) одному доллару США. Самым дешевым останется АИ-92 (К5) - 8400 рублей за литр, а вот дизелистов ждет самое серьезное потрясение: обычный "дизель" 9200Br, а ДТ Евро 5 - 9400 Br за 1 литр топлива.

Напомним, это третье в 2013 году подорожание - предыдущее произошло 3 сентября (на 5%). Последний "удар" было вполне ожидаемым и большинство автолюбителей пропустило его как легкий хук от профессионального боксера. К тому же накануне 26 августа в Беларуси были повышены ставки акцизов на бензины (в среднем на 45%) и на дизельное топливо - на 70%. Повышение размеров акцизов как правило влечет за собой рост розничных цен на моторное топливо ввиду достаточно высокой акцизной и налоговой составляющей в их цене. Но в "Белнефтехиме" уверяли, что "концерн придерживается взвешенной политики с учетом высокой социальной ответственности - а это означает, что резкого повышения цен на топливо не будет".

"Пересмотр цен произведен в целях частичной компенсации увеличения c 28 августа 2013 года ставок акцизов на автомобильные бензины на 45 процентов, на дизельное топливо – на 70 процентов, – объяснил «Белнефтехим» у себя на сайте причину подорожания топлива.



Более того, сам министр экономики Николай Снопков заверил читателей газеты "Рэспублiка" в том, что после последнего подорожания цены на топливо у нас "все равно будут несколько ниже (чем в России. - ред.), где-то на 5-8%." "Причина пересмотра акцизов связана с подтягиванием цен на топливо до уровня хотя бы Российской Федерации с тем, чтобы не было такого агрессивного вывоза топлива, который мы наблюдали в 2011 году. Но замечу, что после этого повышения у нас цены на бензин и дизельное топливо все равно будут несколько ниже, где-то на 5—8 %. И существенно ниже, чем в сопредельных странах — Литве, Польше и странах Евросоюза. Для того чтобы не допустить в дальнейшем той ситуации, когда были несанкционированные и объемные вывозы топлива из нашей страны, цены должны быть примерно справедливы с точки зрения их близости по параметрам, по странам региона. Особенно по тем, где у нас нет границ," - усыпил бдительность доверчивых белорусов министр.

"Цены будут не выше, чем в России. Нам невыгодно повышать их до уровня Европейского союза. Мы будем соблюдать договоренности с Российской Федерацией и примерно иметь паритет цен на топливо", - расставил все точки над "i" Снопков.

Но что мы имеем сейчас? Судя по сравнительной таблице цены на дизельное топливо в Беларуси уже выше, чем в России, а цены на бензин - сопоставимы (в зависимости от региона).



Буквально несколько дней назад экономист Антон Болточко предположил, что "цены на топливо будут поднимать постепенно, чтобы не вызвать очередной виток инфляции и истерику у населения."Как видим, у "Белнефтехима" совсем иная точка зрения: волнения и возможные "истерики" населения акции протеста вроде "Стоп-Бензин" руководство концерна не волнуют. Тем более, что при "поэтапном" сближении цен с РФ была психологически выработана мягкая форма воздействия на сознание рядового автолюбителя: 300-500 рублей с литра никто и не заметит, ведь как сказал сам министр экономики, правда, размышляя о хлебе "это такое плановое подорожание, которое таковым даже назвать сложно". "10 % на тот же хлеб, это всего Br 300—400. Надо оперировать не процентами, а абсолютными выражениями, они не так пугающе выглядят", - предельно доступно пояснил глава Минэкономики.

Вот так и живем.Но вот лично мне все происходящее как-то подозрительно напоминает ситуацию 2011-го: скачки цен на топливо, рост ставок по депозитам белорусских рублях, нехватка валюты, громкие заявления правительства... Как итог - трехкратная девальвация.

Сейчас мы можем наблюдать достаточно знаковую картину реального положения дел белорусской экономики. И, увы, ее начинает лихорадить. Первый признак болезни - рост высоких процентных ставок по депозитам в белорусских рублях (45%) в надежде спастись.  Сознательно поднимая привлекательность рублевого депозита, правительство тем самым пытается сдерживать рост курса доллара. Ведь как показала летняя практика, снижение привлекательности доходности по депозитам в "зайчиках" (35%) на фоне призрака девальвации больно бьет по прохудишемуся бюджету страны. Видя бесперспективность рублевых вкладов, народ активно начинает переводить рубли в более надежную валюту - доллар, что стремительно приводит к увеличению спроса на инвалюту и выбивает почву из-под ног значительно ослабшего "зайчика". 




Так, 24 мая 2011 года в Беларуси произошла девальвация национальной валюты, которая по отношению к корзине валют с 1 января 2011 года составила 71,62%. Повторная девальвация рубля была проведена осенью того же года. Опять же Петр Прокопович в ходе доклада президенту страны Александру Лукашенко 17 марта 2011 года чуть ли не клятвенно обещал, что пока он будет оставаться на своем посту, разовой девальвации не будет. "Пока я являюсь председателем правления Нацбанка, никакой разовой одномоментной девальвации никогда не будет. У нас достаточно опыта, который мы накопили за 15 лет, и этот опыт говорит о том, что это плохое решение для белорусов. Раз плохое решение, мы его выполнять не будем", - заверил он.

Позже он признает свою вину, но простому населению от этого ведь не легче. "Реальная ситуация в экономике не позволяла обойтись в тот период времени без значительной девальвации национальной валюты", - обескураживающе обыденно скажет бывший глава Нацбанка.

В тоже время совсем недавно (опять же во время прямой линии в газете "Рэспубліка"(!)) уже ныне вице-премьер Беларуси Петр Прокопович очередной раз заверил белорусов, что «девальвации опасаться не стоит!». «Курс белорусского рубля ежедневно устанавливается на бирже в соответствии со спросом и предложением валют, — напомнил вице-премьер. — При этом за прошедший с начала года период курс был относительно стабильным. За девять с половиной месяцев курс, если говорить по доллару, снизился: девальвация составила всего лишь 5,5 %. Думаю, что такая ситуация будет и в дальнейшем — курс будет устанавливаться в соответствии со спросом и предложением на бирже». По словам вице-премьера, при расчетах прогнозов социально-экономического развития, а также при разработке проекта Закона «О бюджете» на следующий год заложен средний курс белорусского рубля в Br 9,5 тыс. «Девальвации опасаться не стоит», — успокоил собеседников Петр Прокопович.

"Дорога ложка к обеду", - подумают белорусы и окопаются у обменников, а курс доллара в это время возьмет новые высоты. Закон рынка тут никто не отменял: спрос рождает предложение. Пусть мы и пытаемся построить социально-ориентированную экономику, но сделать это с народом, который хочет получать американскую зарплату, а жить при этом по белорусским ценам, увы, не суждено. И цены на растущие ценники на АЗС тому первые ласточки: ну не могут быть низкими цены на бензин в той стране, в которой совершенно нет запасов нефти. Увы, суровая правда жизни...

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments