Призрак "утилизации" пугает белорусов

  • 1 июля 2013
  • Просмотров 9839

Тревожными слухами полнится байнет: мол, с сегодняшнего числа утилизационный сбор введут в России и он будет распространятся на все страны Таможенного союза. А это, в свою очередь, неминуемо повлечет подорожание новых автомобилей. По предварительным данным, новенькие иномарки, собираемые в России, подорожают у нас в среднем на 5%, ведь сами автопроизводители будут закладывать издержки утилизации в конечную стоимость авто, что самым неприятным образом отразится на кармане потребителя.

Спешим сразу всех успокоить: с введением утилизационного сбора решено повременить. Дату согласования  перенесли на октябрь 2013 года. Летом депутаты Думы в отпуске, поэтому физически не успели бы принять все нужные документы. Но предышка передышкой, а у нас есть хороший повод обсудить саму ситуацию, ведь введение сбора на утилизацию уникально тем, что практически все стороны остаются... в проигрыше!
 


Нешуточное волнение автодилеров, работающих в Беларуси, вполне объяснимо: рынок новых автомобилей только-только стал выходить из кризиса, показав существенный прирост за последние месяцы, как на тебе – новый удар! При всем том, что львиную долю продаж в Беларуси составляют как раз-таки  именно автомобили «made in Russia». Не  спокойно на душе и у руководства белорусского «МАЗа»: склады и так загружены под завязку, а введение утилизационного сбора повлечёт за собой нешуточное подорожание белорусской техники: вплоть до 14 тысяч долларов за единицу!

Призрачный топор палача завис и над казалась бы перспективной и конкурентоспособной продукцией  «БелДжи» и «Юнисон»: кому надо будут «Geely» и «Zotya» по цене европейской иномарки? Если сейчас те же Geely покупают за счет невысокой стоимости, то с введением утилизации и логического подорожания товара потенциальный белорусский покупатель отвернется от пришлых китайцев. Ведь как высказался не один посетитель «Моторшоу»: главное для белоруса – цена!

 

 

Так что же будет с последними? Попробуем разобраться. Судя по данным БАА, практически половину всех продаж новых легковых автомобилей в январе-мае 2013 года  обеспечили всего десять моделей, из которых девять ввозятся без уплаты таможенного тарифа:

 

Марка, модель

Количество*

Доля рынка новых ЛА, %

Уплата ТТ

Kia Rio

552

 

нет

Volkswagen Polo Sedan

522

 

нет

Renault Sandero

462

 

нет

Renault Duster

403

 

нет

VAZ Niva

300

 

нет

Hyundai Accent

268

 

нет

VAZ Priora

247

 

нет

VAZ Granta

233

 

нет

Kia Sportage

195

 

да

UAZ 3151

190

 

нет

Итого топ-10

3372

41,37

 


*данные о регистрации новых автомобилей могут незначительно отличаться от данных о их продажах. Зарегистрировано за январь-май 2013г. 8150 легковых автомобилей, произведенных не позднее 1 июля 2012г.

Это означает, что одновременное с ведением утилизационного сбора снижение таможенного тарифа на импорт не компенсирует удорожание самых популярных в Беларуси автомобилей. Уплата утилизационного сбора на ввозимые из стран СНГ автомобили приведет к их подорожанию вплоть до 10%. «Вот вам наглядный пример: самая дешевая иномарка в С-классе ЗАЗ «Шанс» может подорожать с $8400 до  $9250. Подорожают и дешевые китайские автомобили. Особенно это коснется популярной модели CheryА13, производимой в Украине, и внедорожников Hoverобъемом двигателя более 2,0 литра», - рассказал зампредседателя РОО "БНПА" Сергей Варивода.
 


То есть, по мнению эксперта, подорожают самые дешевые новые автомобили. Вот, например, популярные белорусские «бюджетники» также не обминет подорожание. Например, Citroen C-Elysee в «базе»  ориентировочно подорожает на 575 евроSkoda Rapid — почти на 600 , а ценник на народный Volkswagen Golf 7 потяжелеет  на  1000 долларов c «хвостиком».  Правда,  и тут есть один нюанс.  «Исключение может составить продукция ОАО «АвтоВАЗ», если правительство Российской Федерации в полной мере будет компенсировать автопроизводителю сумму сбора, либо сам АвтоВАЗ будет проводить дифференцированную политику ценообразования на внутренний рынок и для экспорта», – отмечает Сергей Варивода.

 


Другое дело, что руководство «АвтоВаза»  хранит молчание. Лишь официальный дистрибьютор ОАО «УАЗ» ЗАО «Внедорожник» сообщил, что ульяновские машины от производителя подорожают с 1 июля на 1-2%. Но это все или «на всякий случай» - ни ОАО «УАЗ», ни его дистрибьютор не сообщают.

По словам  руководителя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, на бумаге подорожание в 5-10 процентов пусть кому-то и кажется мизером, но на деле - это серьезный удар по конкурентоспособности. «Беларусь от введения сбора потеряет больше, чем кажется: из страны будет уходить больше валюты, наша техника станет дороже, а зачатки автомобильного производства в лице «БелДжи» и «Юнисон» могут быть «задавлены» этим самым сбором, потому что Geely на тысячу дороже уже непривлекательна для белорусов». Помимо этого эксперт считает, что введение утилизационного сбора по-разному отразится на сопредельных странах. «Как известно Россия от вступления в ВТО получила хотя бы снижение пошлин на ввоз автомобилей, а Беларусь же такими привилегиями не пользуется. Получается, мало того что пошлины у нас выше, так еще будет и утилизационный сбор наравне с Россией. Это по меньшей мере несправедливо! Если вводить сбор, то нужно что-то решать с корректировкой таможенных тарифов», - пояснил председатель БАА.

 



Еще один момент, который смущает руководителя БАА - это размер утилизационного сбора.  «Это сбор никак не соответствует реальным затратам на утилизацию автомобиля. В какой стране переработка одного автомобиля стоит тысячу долларов?! К тому же, на мой взгляд, не совсем логично платить за будущую утилизацию в одной стране, когда по факту автомобиль будет утилизироваться за ее пределами. Я к тому, что инфраструктура по утилизации нужна, ведь есть страны, у которых нет собственного производства, но автомобили там ездят. Но это должны быть реальные меры, а не какой-то сумасшедший и грабительский сбор, который непонятно на что пойдет. Не думаю, что стране нужно столько денег, чтобы создать нормальную инфраструктуру по утилизации», - отметил Сергей Михневич.

 

 

Напомним, размер утилизационного сбора в России составит от 20 тыс. до 592 тыс. российских рублей для легковых автомобилей. Импортные машины с объемом двигателя более 3,5 литров будут облагаться сбором в размере около 20 тыс. долларов. Наиболее ходовой автомобиль, востребованный в среднем ценовом сегменте, с объемом двигателя 2 л подорожает предположительно на 5 тыс. долларов.

 

 

Призрак воплотится в палача?

Удастся ли Беларуси избежать утилизационного сбора или печальный итог неминуем? По мнению обозревателя еженедельника «Белорусы и рынок» Сергея Алесина, утилизационный сбор будет введен. Но не известен размер и сроки введения ставок утилизационного сбора. « Это неминуемо. Теперь балом правит не Россия, а ВТО, членом которой наши соседи являются. Вся проблема в том, что Россия для Беларуси - основной рынок сбыта, этот рынок диктует условия. Если бы продавали свои МАЗы, скажем, в Германию, то вполне могли бы отказаться от российских условий. Поэтому Беларусь будет вынуждена пойти на введение утилизационного сбора», - считает эксперт.

По факту, утилизационного сбора белорусам вряд ли удастся избежать, но как вариант ставка утилизационного сбора, возможно,  будет разной в Беларуси, Казахстане и России. Конечно, логичным было бы введение утилизационного сбора на уровне, компенсирующем снижение ставок и таможенных пошлин на ввозимые автомобили.  Правда, данный вопрос необходимо рассматривать на уровне представителей государств вхожих в союз. Что собственно и заявил заместитель министра экономики Беларуси Антон Кудасов, отвечая на вопросы журналистов, касательно планируемого Россией распространение утилизационного сбора на автомобили, ввозимые на ее территорию из стран Таможенного союз. « Данный вопрос будет согласовываться на уровне «тройки». Только после принятия документа на уровне ЕЭП введение утилизационного сбора будет иметь последствия для всех трех стран», — отметил представитель Минэкономики.

Уверенность в том, что ставка утилизационного сбора для белорусов будет пересмотрена в меньшую сторону, выразил и Сергей Алесин. «Как мы помним, изначально этот сбор инициировался как заградительная мера для ввоза иномарок. После вступления России в ВТО таможенные пошлины были снижены, отчего отечественный производитель остался, мягко говоря, не в лучшем положении. Чтобы поправить ситуацию, правительство вознамерилось избирательно обложить этим сбором некоторых автопроизводителей и вынудить их платить, правда, в отношении "неприкосаемых" вроде АвтоВАЗа  - думали ввести просто гарантийные обязательства. Но такой поворот событий никак не устроил ВТО: там потребовали равных условий для всех автопроизводителей», - пояснил эксперт.

 

 

 


В нынешней ситуации, когда утилизационный сбор потерял свою актуальность, как  заградительная мера,  делать его таким откровенно грабительским не имеет смысла. «Мне кажется, что ставки сбора будут пересмотрены до адекватных сумм. В той же Европе похожий такой сбор есть давно, пусть и в несколько другом виде. И он составляет всего несколько сотен евро, но никак не тысячи. Думаю, такой вариант развития событий наиболее вероятен для Беларуси: сбор введут, но он будет значительно меньше, чем о нем говорят сейчас», - добавил он.

Как бы то ни было, решение щекотливого вопроса по утилизации отложено до осени, а по сему самое время подыскать для себя какой-нибудь вариант по карману – дешевле уж точно не будет. Да и в период летнего затишья продавцы «бэушки» становятся всегда сговорчивее. Особенно те, которые насмотрели своему "железному коню" замену, пусть добавлять, как не крути, все равно придется.


Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments