Страна "бэу": считаем новые автомобили по пальцам

  • 17 апреля 2013
  • Просмотров 917

Казалось бы, с выходом на единый с соседями по Таможенному союзу уровень таможенных пошлин на легковые автомобили с 1 июля 2011 года национальный авторынок начнет развиваться по схожим правилам. А нет, у нас все по особенному…

Возьмем цифры итоговых по 2012 году продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей некоторых наших соседей по СНГ и попробуем посчитать, сколько же новых автомобилей продано в расчете на тысячу населения. А заодно оценим покупательскую способность этого самого населения.

Страна

Беларусь

Украина

Казахстан

Россия

Продано новых авто, шт.

20 317

217 581

86 966

2 935 111

Население на 1.01.2013г., тыс. чел.

9 500

45 400

16 900

143 400

Новых авто на 1000 чел.

2,14

4,79

5,15

20,47

Средняя зарплата в декабре 2012г., $

552

422

670

1134

  
Конечно, на основе средней температуры по больнице обобщающие выводы делать не следует, но кое-что следует отметить. Безусловно, более высокий уровень доходов в Казахстане и России не может не сказываться на покупательской способности населения этих стран. Вместе с тем, в России среднюю зарплату во многом определяют доходы нескольких тысяч миллионеров, а продажи автомобилей – сотни тысяч покупателей «бюджетных автомобилей». Не следует забывать и о более высоком уровне социальной защиты населения в Беларуси, который позволяет сохранять в семейном бюджете больше средств на дорогие покупки. И уж тем более в логику «выше зарплата – больше продажи новых автомобилей» никак не вписывается Украина.

Любознательный читатель может попробовать поискать ответ на вопрос о традиционно низких продажах новых автомобилей в Беларуси путем сравнения темпов роста экономик, объема инвестиций, платежного баланса и других прямо или косвенно влиящих на автомобильный рынок макропоказателей. Мы же сосредоточимся на оценке возможных перспектив увеличения продаж новых автомобилей в Беларуси.

Из второй таблицы следует, что высокие процентные ставки, предложенные населению банками с конца 2011 года и сохраняющиеся и по сей день, хоть и оттянули часть средств с авторынка, но не сформировали значительный отложенный спрос. Накопления наших граждан находятся на относительно невысоком уровне. И вряд ли в дилерские салоны хлынут рублевые реки вкладчиков при плавном снижении доходности по рублевым депозитам. 

Страна

Беларусь

Украина

Казахстан

Россия

Вклады населения в банках на 1.12.2012г. в эквиваленте USD$

9 109 000 000
(на 31.12. 2012г.)

45 259 000 000

21 183 000 000

432 573 000 000

Население, чел.

9 500 000

45 400 000

16 900 000

143 400 000

Средняя сумма вклада, $/чел.

958,8

996,9

1253,4

3016,5

Ставка рефинансирования цетрального банка страны, %

28,5

7,5

5,5

8,25

А вот что очевидно, так это огромный потенциал роста рынка новых легковых автомобилей при снижении ставки рефинансирования (инфляции) за счет увеличения продаж автомобилей в кредит. Напомним, основными направлениями денежно-кредитной политики страны предусмотрено снижение ставки рефинансирования к концу года до 13-15%. Поживем-увидим…

А пока предварительные данные продаж от Белорусской автомобильной ассоциации подтверждают наши прогнозы умеренного роста с выходом на 23-25 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей (см. пресс-релиз «Дилерские продажи ЕЭПнулись» от 11.01.2013г.). Дилерские продажи за квартал составили около 5 тыс. новых авто.

Примерно столько же по данным Белстата ввезено в Республику Беларусь новых и подержанных автомобилей за один только январь. При этом почти 80% ввоза по прежнему формируют физические лица. Справедливости ради следует отметить, что в январе из страны вывезено 4079 легковых автомобилей. Не трудно догадаться куда. 3926 (96,23%!) легковушек транзитом пересекли «синеокую» по пути на рынки Российской Федерации.

Вряд ли существенную роль в этом сыграла отмена «растаможки» в России на ввезеные по льготным пошлинам автомобили в Беларусь до 1 июля 2011 года. Ведь схожая картина наблюдалась и в прошлом 2012 году: ввоз новых автомобилей не превысил и четверти общего импорта легковых автомобилей. Страна «бэу» по-прежнему живет по своим законам. Хотя кое-какие изменения уже налицо.

Разница между импортом и экспортом автомобилей в прошлом году и в начале нынешнего показывает доминирование дилерских продаж  новых автомобилей.

Например, сальдо экспортно-импортных операций с легковыми автомобилями в 2012 году показывает превышение импорта над экспортом на 24 564 единицы. В то же время, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, автодилерами продано более 15 тысяч, то есть около 60% всех легковых автомобилей. Конечно, количество сделок «продал старую-купил новую» статистика не учитывает.

Удобное географическое положение Беларуси не только позволяет ей неплохо по-прежнему зарабатывать на транзите всего и вся, включая «бэу» автомобили, но и особым образом сказывается на потребительских предпочтениях. Подержаный автомобиль по-прежнему желанный гость в наших семьях. И дело здесь не только в низких доходах населения. Ведь смогли же белорусы стать самой обеспеченной легковыми автомобилями страной среди наших соседей. Кстати, это тоже один из факторов более медленного, чем у соседей, роста рынка в настоящее время. Хотя до уровня США (643  авто\тыс. населения) или даже соседки Польши (453) нам еще далеко.

Страна

Беларусь

Украина

Казахстан

Россия

Количество легковых авто на 1000 чел. в 2011г., шт.

261

175

164

250


Данные Департамента промышленной политики Евразийской Экономической Комиссии *

На наш взгляд, изменение структуры ввоза в пользу новых иномарок вместе с ростом доступности банковского кредита станет основным критерием роста рынка в ближайшее время. При этом спрос будет смещаться от юридических к физическим лицам.

Глядишь, через несколько лет и не станет на автомобильной карте Европы страны «бэу» автомобилей. А пока…пока обновление парка легковых автомобилей за прошлый год не достигло и 1%! Так что есть куда рости, вытесняя автохлам новыми иномарками из автосалонов.

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 5 890