"Хавьер" ушел - проблемы остались

  • 22 марта 2013
  • Просмотров 10923

Уже пятые сутки дорожники и коммунальные службы Беларуси сражаются со снегом. Циклон «Хавьер», как генеральная репетиция зимы перед окончательной капитуляцией, оставил неизгладимое  впечатление на белорусов.  Многие наши соотечественники давно не припоминают такого буйства стихии:  снежный шторм буквально сбивал прохожих с ног, машины по крыши заваливало снегом, на дорогах страны была одна сплошная пробка. Из-за многочисленных аварий выезды из крупных городов были заблокированы сотрудниками ГАИ, а очереди из машин простояли на трассах всю ночь.  По данным Госавтоинспекции, за эти снежные выходные дни на дорогах республики зарегистрировано 1256 дорожно-транспортных происшествий. Не обошлось и без жертв: в авариях 10 человек погибли и 24 получили ранения. Сейчас ситуация стабилизировалась, дороги расчищены и водителям дан зеленый свет, который, напомню ,в пятницу был зловещего красного цвета: всех водителей заранее предупредили – личные автомобили лучше оставить дома.


«Хавьер» или Хавер?» - да какая разница! Циклон  - он и в Беларуси циклон!

Свое «триумфальное» шествие коварный южный  циклон  начал еще 9 марта и за пару дней со снежными ураганами пронесся по всей Европе. Если быть точным, то на территории Европы буянили два циклона: Yorick (Йорик) и Xaver (Ксавер или Ксавьер). Но вот белорусские синоптики почему- то первый проигнорировали, полностью сконцентрировав все свое внимание на  втором, попутно переименовав его на испанский манер в «Хавьер». Ну да ладно, название само по себе мало что решает – важны последствия. А они не заставили себя долго ждать. Во Франции был объявлен «оранжевый уровень тревоги», крупнейшие аэропорты «Шарль-де-Голль» и «Франкфурт-на-Майне» приостановили свою работу. Транспортный коллапс с километровыми пробками на дорогах парализовал все движение. Да что говорить, даже поезда были вынуждены остановиться под натиском стихии. Снежный плен застал людей в самых разных местах. Беларусь тут не исключение.


На память как раз приходит аналогичная ситуация, накануне произошедшая в России. Так,  9-10 марта на трассе Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий в снежную западню попали 63 автомобиля. Люди простояли в перемётах около 12 часов, многие без тёплой одежды и бензина. Все вроде бы у нас повторилось точь в точь: и двухметровые снежные сугробы, и люди, застрявшие на трассе, и невиданное доселе буйство стихии со шквалистым ветром и метелью.  Люди мерзли в машинах, крепким словцом поминая коммунальников, дорожников и хваленых спасателей МЧС. Мол, где помощь? Где снегоуборочная техника? Куда власти смотрят, когда люди замерзают на заметенной трассе ночью в сильный мороз? На первый взгляд, так оно и было за одним маленьким, но весомым исключением: белорусов о грядущем ненастье заранее предупредили.

Предупрежден – значит вооружен

Если россиянам и есть на кого катить бочки и высказывать недовольство (многочисленные форумы пестрят гневными репликами, мол, почему люди ехали в пургу, а их никто не предупреждал?), то, уж простите, белорусам этого делать, точно не стоит. Еще в начале недели синоптики всех предупредили: на Беларусь надвигается снежный шторм! 14 марта в Республиканском гидрометеоцентре объявили красную степень опасности. «Как правило, перед обильными снегопадами мы рекомендуем водителям отказаться от личного автотранспорта, но завтра ожидается нетипичная ситуация ,поэтому мы настоятельно просим отказаться от поездок! Выдано штормовое предупреждение. По западной классификации это самая высшая степень опасности — красная. На дорогах справиться с управлением транспортных средств будет крайне сложно», - уточнили синоптики.


ГАИ также не спало в шапку: ежедневно в завершении выпуска новостей в сводках «о погоде» инспекторы настоятельно призывали автолюбителей отказаться от  машин. Другое дело, что утром 15 марта взглянув за окно, многие не заметили опасности (мало ли синоптики перемудрили с погодой?) и оседлали своих «железных коней». Но не зря говорят – ложка дорога к обеду! К 13 00 за окном  замело-закружило, пошел сильный снег и буквально за пару часов большой город занесло полуметровыми сугробами! Вот тут-то многие забили тревогу: а как же добраться домой? Да, многие благоразумно решили оставить личные автомобили у места работы, но нашлись и такие, которые, не взирая на бушующий снежный шторм, с бараньим упрямством полезли за баранку и поехали прямо в буран. Позже выяснилось, что отъехать далеко не удастся: многокилометровые пробки парализовали все движение автотранспорта. Так что пришлось месить снег, мерзнуть и жечь топливо, с тоской поглядывая на теплый свет, струящийся из желтых окон многоэтажек.


Винить народ во всех грехах, оно, конечно, проще простого.  «Да, поехали! А что делать то было? Общественный транспорт не везде ходит!» -  скажут многие.  Да и то, в метро ближе к вечеру уже не пускали, троллейбусы и автобусы стали, как вкопанные, завязнув в снегу. По правде говоря, гаишники тут дали маху: всем рекомендовали не садиться за руль и оставить машины. Но наш автомобилист  паркуется, где свободно. Вот поэтому первые полосы дорог были сплошь и рядом усеяны «брошенками»,  мешая проезду общественного транспорта и  снегоуборочной техники. Пешеходам также было не сладко. Возвращаясь домой, люди шли шеренгами, сгибаясь под хлесткими ударами «Хавьера». Плотные колонны горожан вытоптали глубокие тропы по обочинам дорог, на которых в полном бессилии стоял общественный транспорт вперемешку с легковушками и большегрузами.

По сложившемуся обычаю, транспортники и дорожники валят вину друг на друга. Первые указывают на откровенно слабую работу дорожных служб, мол, проблемы возникают там, где дороги недостаточно расчищены, а также на участках, где движению общественного транспорта мешают оставленные на проезжей части легковые и большегрузные автомобили. У дорожников ответ заучен наизусть: вся техника в строю, работают круглосуточно!


Ну да ладно, такие «оправдания» простому человеку «до фонаря». Меня вот что смущает:  почему, зная о грядущем ненастье, власти в противовес  не удосужились принять более действенные меры? Как вариант, можно было рассмотреть  вопрос о сокращении трудового дня и отменить  занятия в учебных заведениях. ГАИ также могли заранее посодействовать предотвращению дорожных заторов путем принудительной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Это сегодня инспекторы взялись за это дело сгоряча! А почему не спохватились в среду-четверг, зная (предупреждая!) о сильнейших снегопадах?

Опять же была проделана слабая информативная работа чрезвычайных служб.  Говорить о такой серьезной опасности надо на всю страну с экранов телевизоров, а не тихо мямлить где-нибудь на страничке административного сайта с мизерной посещаемостью. Люди метались по городу, давились в метро, мерзли в машинах, а МЧС – угрюмо молчало. С государственных телеканалов бодро транслировалась встреча президента Лукашенко и Владимира Путина. В стране погодный Апокалипсис, а по «телеку» новости экономической стабильности и процветания Беларуси! Люди узнавали о мощных атаках «Хавьера» через социальные сети, которые, к слову, разводили панику в и без того  сложной ситуации.

Безумству храбрых поем мы песню

Аномально холодная  весна  2013-го запомнится белорусам надолго. Как показала практика, люди абсолютно беззащитны перед стихией. Но во время буйства природы, благо, наши соотечественники не ударили в снег лицом, а проявили чудеса взаимопомощи. В тех же социальных сетях люди самоорганизовывались в группы помощи пострадавшим. «Горячая линия» портала TUT.by в штормовую ночь организовала на сайте сервис онлайн-помощи, на котором люди могли попросить о подмоге и предложить ее нуждающимся. Менее чем за сутки на линии собралось около 700 комментариев, в основном от людей, предлагающих помощь в своем городе, районе, деревне.

В частности, многие жители с окраин столицы помогали тем, кто не смог добраться домой за МКАД. Затерянных в метели подобрали, обогрели и напоили горячим чаем небезразличные к чужой беде люди. Попавшие в снежную западню автолюбители также не остались безучастными к товарищам по несчастью: помогали откапывать и выталкивать машины друг другу, расчищали лопатами проезжую часть, делились топливом и коротали холодную ночь, разделяя с ближним своим кружку  горячего чая и нехитрую дорожную снедь.

Помощь застрявшим оказывали и простые жители деревень, возле которых в снежных барханах замерзали автомобили и люди. «Дедушка на ночь приютил путника-дальнобойщика. Наша деревня недалеко от олимпийки. Накормил его крольчатиной, медом. Горжусь дедом», — написал в Твиттере пользователь sp_oleg.  Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Этот  снежный ураган «Хавьер» помог нам всем поверить, что беда бедою, но нас сплотила человечность . За это всем Вам, белорусы, отдельное человеческое спасибо!

Однако, как водится, среди всех этих благих дел не обошлось и без цинизма, жестокости и жажды наживы. Так, например, нет ни одного оправдания тем «бомбилам» и спекулянтам,  которые в эту страшную снежную ночь  решили заработать легкие деньги, продавая втридорога топливо и провиант ,или подвезти до дома за сумасшедшую сумму, взятую из головы. Некоторые рассказывали, что таксисты брали по 120 тысяч с каждого пассажира за поездку от «Каменной горки» до торгового центра «Максимус» (расстояние не более 2 км).

«Я ловила машину в течение 45 минут, никто не останавливался. Подъехал таксист и запросил 350 тысяч рублей от метро. Я заплатила: у меня ребенок был дома один, надо было ехать», пишет на одном форуме жительница Сухарево.  По данным TUT.by, от той же «Каменной горки» до вокзала таксисты возили за 350 тысяч вместо обычных 70. Также в штормовую ночь фигурировали цифры в 400 и даже 500 тысяч за поездку по столице. 

Не обошлось и без жестокости: неизвестный решил заживо похоронить «ненужных» живых щенят под сугробом, оставив пакет с животными возле станции метро «Грушевка»  Писк маленьких щенков услышала минчанка Татьяна. «Мы не смогли пройти мимо. Они лежали в целлофановом пакете и были закопаны в высоченном сугробе. Видно, что они еще совсем маленькие, у них даже глазки еще не открыты. Поэтому пока непонятно, что это за порода. Но очень напоминает французского бульдога. Хотя я могу ошибаться.», - рассказала kp.by женщина. Судя по всему, в сугробе щенки пролежали весь рабочий день. Теперь три маленьких комочка отогреваются у женщины дома.


Фото: kp.by

Нельзя сказать, что чрезвычайные службы бездействовали во время непогоды.  Милиция, МЧС, скорая помощь – все они находились в эпицентре событий и  помогали попавшим в беду людям. Правда, максимум, что они могли сделать той ночью – это прислать горячий чай. Мол, работать в таких сложных погодных условиях бессмысленно: расчищенную дорогу заметает при таком обильном снегопаде за каких-то 10 минут. К тому же, как написал в Twitter  Igor O. Parmon «единственное, что вчера себя показало из техники - вездеходы МЧС на шинах низкого давления. Чай горячий развозить и детей вывозить. Так их - всего два на всю страну». Субботним утром мобилизовали армию. Военные здорово помогли в очистке дорожного полотна от снежных наносов на мощных «БАТах».


Но опять же только утром. Как отметил, выше названный пользователь Twitter, «тяжелая техника в условиях практически нулевой видимости больше подавила бы, чем вывезла». "Не надо идеализировать танки. И прочие военные инженерные машины. То, что их вывели с рассветом - абсолютно правильно. Тот же БАТ, который вывели утром на трассу, проедет через автобус или ту же фуру насквозь даже не заметив этого. Работающий на полной мощности БАТ пострашнее вчерашнего бурана!,» - поделился своими зананиями пользователь Twitter.. По его словам,  «вся военная бронетехника вчера была бы слепая. Приборы разведки только с места работают, не на ходу. А на ходу много через триплексы рассмотришь? Да и те моментом снегом залепило бы».

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Как бы то ни было, «Хавьер» ушел и на территории России стал зваться  «Ксавером». Коммунальникам осталось прибраться на дорогах и извлечь уроки из недолгого,  но такого разрушительного пребывания циклона на территории Беларуси.  С одной стороны власти должны взять на заметку строгую необходимость как можно более оперативно доводить до сведения людей всю сложность предстоящей опасности. Информировать и еще раз информировать! Задействовать все СМИ, но довести до сознания людей – размышлять уже некогда, нужно действовать.

Опять же люди должны понимать, что уповать лишь на помощь со стороны  дорожных служб, спасателей – не совсем верно. Да, они придут на помощь , но когда  - вопрос времени, которого может не хватить.  Как мы все видим, ресурсы наших чрезвычайных служб крайне ограничены:  есть машины –нет водителей, есть  водители – нет машин. Поэтому крайне важно, чтобы совершая тот или иной поступок мы понимали, что сами отвечаем за содеянное. Проще говоря, отправляясь в путь в такую непогоду, при этом заведомо  зная, что впереди ждет снежный буран, любой из нас должен осознавать, что  весь риск и  ответственность за принятое решение ложится на его и только на его плечи!


Фото: МЧС

Вот мне непонятен опрометчивый шаг моего знакомого, который в 15 марта выехал из Барановичей в Минск, не глядя на штормовое предупреждение. А ведь он все знал, при этом не побоялся рисковать своей жизнью, жизнью супруги и годовалой дочки. «Выехали около 14 00, а приехал в Минск в 5 утра. Всю ночь простояли. Где были службы? Почему дороги не чищены? -  в телефонном разговоре поведал о «путешествии»  товарищ – Хорошо, что дальнобойщики в кабину жену с дочушкой погреться пустили. Чаем напоили. У нас и еды то не было и бензин ночью закончился…Не понимаю, где работало МЧС!? Зла на них нет!». Ну, знаете!  У меня нет зла на таких вот отцов семейства, которые, рискуя жизнями, поехали в снежный буран.  Прежде, чем искать виноватых, погляди на себя и свой безрассудный поступок!

Кто нас научил этим иждивенческим настроениям: чуть что  - валить на других! При этом оставаясь в стороне проблемы? Ах да, так проще! Мы все еще продолжаем верить в сказку про волшебника в голубом вертолете, который прилетит и решит все проблемы!  Если уж ты поехал и застрял, так будь добр, кори себя и свою глупость! Когда тебя предупреждают, что ехать нельзя, значит не надо. Можно сто раз проскочить на красный свет светофора, а на сто первый попасть в ДТП. Как говорится, сколько веревочке не виться, все равно конец будет.


Фото: МЧС

Опять же непонятны нападки некоторых форумчан на администрацию сайта за неоперативное освещение данной темы в новостной ленте. Скажите, а кто владел достоверной информацией в момент буйства стихии? Ни одна служба не могла похвастать оперативными данными с «горячих» точек. Машины заметало по крыши, спасатели в такую непогоду не то чтобы рассказать, помочь людям не могли! Не могли добраться до места аварий, так как километровые заторы и аварии на каждом шагу и снег стеной. Тут людей спасать надо было, а не быстро «сливать» информацию в СМИ. Что касается дальнейшего освещения темы, то некоторые популярные сайты на следующий день сделали громкие репортажи с мест бедствия, заработав просмотры и рейтинги на чужом горе и беде. А на мой взгляд, надо было в субботу не помогать "советом", а выйти на улицу после буйства стихии, взять в руки лопату и расчищать у дома снег! Как никак помощь реальная, а не мифическая с занесенных снегом полей.



Вот один наглядный и как нельзя лучше отражающий значимость "добрых дел"  комментарий пользователя Tejay :

«Надумали добраться до Фолькса, застрявшего посреди поля - не доехали, да еще и сами застряли. Бросили, поехали дальше. Попробовали завести минивэн - не вышло. Бросили, поехали дальше. Оживили аккумулятор"? Смешно. АКБ на морозе "оживить" невозможно в принципе - элекролит при отрицательной температуре своих свойств не меняет. Этот как бэ "оживленный" АКБ сдохнет через пять минут. Но они об этом уже не узнают - поехали дальше. Пытаться сдернуть фуру тросом для легковух? "Безумству храбрых глупых поем мы песню". Ежу понятно, что из этого ничего не вышло. Бросили, поехали дальше. Попытались сдернуть Газель с яблоками. Чорт, опять не вышло. Бросили, поехали дальше. Поездочка из разряда - "на людей посмотреть, себя показать".
Толку ноль, шумихи - море разливанное».



Ну и чем помогли реально нуждавшимся в помощи людям такие «бравые» репортеры? Чаем и печеньем? Да не надо оно им было на следующий день! Людям нужна была реальная помощь ночью, а не освещение темы и «живые» фотографии! Думаю, всем и так давно понятно, что наши службы пока не готовы полностью взвалить ответственность за ЧП на свои плечи и моментально помочь. Не хватает ни людских, ни технических ресурсов. Поэтому, как говаривал небезызвестный Остап Бендер: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Увы,  суровая правда нашего времени.




Дмитрий Макаревич
AV.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments