Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

В 2013 году в Беларуси начнут конфисковывать машины

  • 9 ноября 2012
  • Просмотров 15495

Чего боятся пьяные водители больше: тюрьмы или конфискации? В какой день недели чаще всего происходят ДТП? Будут ли белорусских водителей заставлять ставить алкозамки? Эти и другие вопросы в пресс-центре «Комсомолки» обсудили наши эксперты: Владимир Круковский, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РБ; Юрий Краснов, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Академии МВД; Ярослав Нилов, депутат Госдумы РФ фракции ЛДПР, автор ряда законопроектов об ужесточении наказания для водителей за нарушение ПДД.

- Сейчас в России после страшных ДТП, которые учинили пьяные водители, бурно обсуждается, как ужесточить наказание, чтобы нетрезвых на дороге стало меньше. Эта тема не так давно была поднята и у нас, в Беларуси. Какие именно предложения вы выдвигаете?

Ярослав Нилов: По действующему законодательству в Российской Федерации за вождение в нетрезвом виде предусмотрено лишение права управления от полутора лет и больше. Если в результате ДТП погиб один человек, то водителю грозит до 7-ми лет лишения свободы. В случае двух жертв и более - до 9-ти лет. При этом минимальное наказание в законе не прописано. Наша фракция внесла свои предложения в законопроект.

Во-первых, мы предложили наказывать административным арестом за агрессивное вождение, как это делают во всем мире. Во-вторых, внести минимальную планку за ДТП со смертельным исходом и увеличить максимальный срок. Помните эту чудовищную аварию, где пьяный водитель в Москве на остановке сбил насмерть семь человек? Сейчас ему грозит лишь 9 лет лишения свободы. Это ДТП произошло в центре Москвы, оно постоянно обсуждается в прессе, поэтому виновнику не избежать наказания. Но в провинции события могли бы развиваться по-другому. Если водитель имеет связи с силовыми органами, чиновниками, то он может избежать наказания. К примеру, ему назначат принудительные работы. Поэтому мы предложили внести минимальную планку лишения свободы за ДТП с летальным исходом. Если погиб один человек, водителю грозит от 5 до 9 лет лишения свободы, если два - от 5 до 15. Некоторые предлагают увеличить этот рок до 20 лет.

- Владимир Анатольевич, а каких новшеств ждать белорусским водителям?

Владимир Круковский: В Беларуси за вождение в пьяном виде предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Сейчас Генеральная прокуратура совместно с Министерством юстиции ведет работу по усилению ответственности в отношении пьяных водителей. Создана межведомственная рабочая группа, которая занимается совершенствованием законодательства. Так, в подготовленном законопроекте предлагается увеличить в три раза штраф по ст.18.16 КоАП «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения». Если сейчас предусмотрено наказание от 15 до 35 базовых величин, то будет - от 50 до 100 с лишением права управления на три года. За повторное задержание в течение года вводится новый вид наказания - лишение свободы сроком до двух лет.

- Будет ли усилена ответственность за ДТП со смертельным исходом? Или все останется по-прежнему?

Владимир Круковский: Здесь тоже будут внесены изменения. Если погиб один человек либо причинены тяжкие телесные повреждения, то водителю будет грозить наказание от 4 до 7 лет лишения свободы, если ДТП унесло жизнь двух и более лиц - от 5 до 10 лет лишения свободы. Кроме того, за совершения данных ДТП предусмотрена конфискация транспортного средства вне зависимости от того, в чьей собственности оно находится.

Ярослав Нилов: Мы тоже думаем о введении конфискации. Транспортное средство - это орудие совершения преступления, поэтому резонно его конфисковать. Некоторые начинают говорить о том, что это нарушение прав человека, но нас это не интересует. То, что люди погибают или остаются на всю жизнь инвалидами, это не нарушение прав? У человека должно быть заложено в голове: сел пьяным за руль, прощайся с имуществом.


На дороге гибнет больше людей, чем погибло в Афганистане

- Кстати, опыт каких стран вы учитывали, когда предлагали конфискацию? Если посмотреть на Европу, то там с пьяными водителями никто не церемониться: либо приходится штраф солидный платить, либо грозит тюремное заключение на большой срок.

Владимир Круковский: Такой подход применяется во Франции и Люксембурге, а также США. К примеру, введение в 2011 году в Литве конфискации автомобиля за управление им в состоянии опьянения позволило в два раза сократить число таких нарушений. Кроме того, прорабатываем вопрос о ведении премирования водителей, которые сообщили правоохранительным органам о водителях, севших за руль в нетрезвом состоянии.

Также мы думаем о внедрении алкозамков. Они широко используются в европейских странах и США. Если водитель уличен в пьянстве, то его автомобиль оборудуют алкозамком, который блокирует зажигание и не дает завести мотор, пока водитель не подует в детектор алкоголя и не докажет, что он трезв. Такую операцию нужно повторить в течение первых пятнадцати минут пути, а затем примерно два раза в час. Если вовремя не подуть, машина сама включает аварийную сигнализацию и глушит двигатель. При этом водитель сам должен оплачивать установку блокиратора. Если он откажется, то лишится права управления. Жесткие санкции предусмотрены также для тех водителей, которые в нетрезвом виде сядут за руль чужого авто либо снимут или отключат блокиратор. По статистике, в США в 8 раз сократились случаи повторного задержания водителей в состоянии алкогольного опьянения.

- Выходит, на резвых водителей все-таки можно найти управу. Порой создается впечатление, что им никакие угрозы и наказания не страшны.

- Владимир Круковский: Конечно, ужесточение наказания позволит сократить количество погибших на дорогах. За последние 10 лет в нашей стране по вине нетрезвых водителей погибло 2067 человек. Для сравнения: за 10 лет военных действий в Афганистане погибло 770 белорусов.


«Пьяного водителя нужно пометить краской, чтобы все знали: он преступник»

Ярослав Нилов: Кто-то говорит, что нужно вводить сумасшедшие штрафы для пьяных водителей. К примеру, 2 - 3 миллиона российских рублей. Но как они их будут оплачивать? Денежные штрафы должны быть соразмерными. Нам необходимо сделать так, чтобы человек в пьяном виде вообще не сел за руль. Мы его должны поджать со всех сторон, чтобы ему было невыгодно пить. К примеру, делать специальное отверстие в удостоверении, помечать машину определенной краской. Все должны знать, что это преступник. И пассажир задумается: садится ли к этому водителю в машину? Мы также считаем, что нужно ввести в свободную продажу алкотестеры. В Европе они стоят 15 евроцентов. И в России должны продаваться везде: на заправках, в магазинах, в аптеках, чтобы люди могли проверить себя в любую минуту и быть уверенными, что после вчерашнего застолья ничего не осталось. К тому же необходимо запретить продавать алкоголь на заправках и проверить всех, кто стоит на учете у психиатра. Если их заболевание мешает управлять транспортным средством, то нужно лишить прав. А раз попался пьяным, то попрощайся с лицензией на травматическое оружие, огнестрельное, пневматическое.

Юрий Краснов: Лично я считаю, что подход должен быть дифференцированный и ответственность пьяные водители должны нести в зависимости от дозы алкоголя в крови. К примеру, те, у кого в крови обнаружили до 0,6 промилле алкоголя, для дорожного движения большой опасности не представляют. Эти люди зачастую управляют автомобилем аккуратнее, чем трезвые. У них сознание еще достаточно ясное, они понимают, что алкоголь присутствует и поэтому боятся быть остановленными сотрудниками ГАИ и лишиться прав. Поэтому соблюдает все мыслимые и немыслимые правила, только чтобы на них не обратили внимания. Как правило, ДТП совершают водители, у которых в крови более 1 промилле алкоголя. Они еле стоят на ногах либо вообще не стоят, и в тот момент их совершенно не интересует, какую они угрозу представляют для общества и какое наказание они понесут. Вот таких водителей нужно наказывать по максимуму.

Нужно с детства человеку заложить, что пить за рулем нельзя, но как это сделать, если у нас спиртное продается везде? Водителей пьяных садится за руль больше, чем их задерживают. К примеру, в Минске в будний день останавливают от 10 до 20 нетрезвых водителей. Это напоминает картину, когда антилопы гну перебираются через реку, которая кишит крокодилами. Они понимают, что пять-шесть животных погибнет, но остальные переберутся, то же самое происходит и с пьяными водителями. Каждый надеется, что его не остановят. Если водитель в стоянии легкого алкогольного опьянения попал в ДТП, то это значит, что он и трезвый ездить не умеет. Но тут возникает другой вопрос: как наших водителей учат в автошколе? Лично я считаю, что научить нужно так, чтобы он ни в каком состоянии не смог попасть в ДТП.


Конфисковывать авто начнут в 2013 году

- Есть ли какой-то социальный портрет пьяного водителя?

Владимир Круковский: Такого портрета мы не составляли, но есть другая статистика. Больше всего таких ДТП в 2011 году произошло в Минской области - 218 аварий. Если смотреть по дням недели, то лидирует воскресенье (197 ДТП), далее идет суббота (174 ДТП), а потом понедельник (135 ДТП). Мы также посмотрели на время, когда нетрезвые водители попадают в аварии. Больше всего в 19.00, 21.00 и 23.00. Что же касается месяцев, то лидирует июль, август и июнь.

- Бытует мнение, что в ДТП чаще всего попадают пьяные молодые водители, у которых за плечами небольшой стаж.

Владимир Круковский: Больше всего ДТП совершают водители, имеющие стаж управления 3 года (53 ДТП), на втором месте те, у кого один год (50 ДТП), на третьем - два года (42 ДТП).

- Вопрос о конфискации авто у пьяных водителей поднимется уже несколько раз. Его обсуждала и Генпрокуратура, и МВД, но потом все затихало, и эта мера так и не была введена. Не произойдет ли и сейчас такое? Поговорим, а потом забудем до следующей шокирующей аварии.

Владимир Круковский: Законопроект уже подготовлен, думаю, он будет принят и уже в первом квартале 2013 года у нетрезвых водителей начнут конфисковывать авто. Все это время предметом жарких споров у многих госорганов был вопрос о том, стоит ли конфисковывать авто, если оно не принадлежит водителю и не является его собственностью. Этот нюанс и мешал принять данный закон, но мы пришли к мнению, что вводить конфискацию нужно в отношении всех водителей. По статистке, в нашей стране около 30% авто управляют собственники, а остальные ездят по доверенности либо на машине члена своей семьи.

Юрий Краснов: В Европе в сознании людей заложено, что гражданин - это помощник полицейского, а у нас на милиционеров смотрят иначе. Там все быстро звонят в полицию, когда видят, как пьяный садится за руль, а в нашей стране, если водителя лишили прав за пьянку, все родственники начинают жалеть: «Как же тебе не повезло!» Но нужно понимать, что законодательство не поможет добиться 100%-ного результата. А то законы все ужесточают, ужесточают, а водители все пьют и пьют. Думаю, что конфискация поможет сократить количество водителей, которые в нетрезвом состоянии сядут за руль, но всех это не остановит. Сколько случаев, когда водителей без прав по несколько раз задерживали пьяными? Ну и что их может остановить? Возможно, для таких нужно лагерь отдельный создать, пусть одни выкапывают ямы, а вторые закапывают. Чтобы энергию их куда-то деть и от общества изолировать.




Комсомольская правда в Беларуси
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments