Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Почему в Минске негде поставить машину?

  • 12 октября 2012
  • Просмотров 5251

В марте этого года на тысячу минчан приходилось 337 машин. По сравнению с другими крупными городами это относительно небольшое число. Например, в Вильнюсе на тысячу человек - 450 машин, в Варшаве - 490, а в Нью-Йорке - аж 910 (практически у каждого горожанина!). Но для белорусской столицы личные авто - львиная доля всего транспортного потока: они занимают в нем 93,5%. При этом в среднем люди ездят на своих машинах всего лишь один час в сутки! Все остальное время четырехколесные друзья простаивают: в лучшем случае - на стоянках, в худшем - на тротуарах и газонах.

Планируют стоянки, а строят - дома и магазины

Разумеется, в проекты жилых районов закладывают места для стоянок. Исходят при этом из расчетного количества автомобилей на тысячу человек. То есть специалисты предполагают, сколько машин будет в городе в ближайшие годы.

- Например, по строительным нормам и правилам 1954 года на тысячу человек должно было приходиться от 10 до 50 машин, 1975 года - от 150 до 180 машин, а 2002 года - от 300 до 350, - подсчитывает Катерина Таберко, архитектор мастерской генплана города КУП «Минскградо». - Получается, что в старых микрорайонах, строившихся по проектам тех лет, мест для хранения машин хватает только на это количество. И расширить стоянки не получится: территория застроена плотно.

Впрочем, новые нормы - тоже не панацея. По расчетам 2009 года, на тысячу человек должно приходиться не меньше 350 машин. По этим нормативам стоянок вполне должно хватить на существующее сейчас количество автомобилей. Но с каждым годом личным транспортом обзаводится все больше человек, и скоро даже в новеньких микрорайонах может перестать хватать места. Кроме того, во время их планировки появляются другие проблемы.

- Иногда коммунальные зоны, в которых размещаются места для парковок, принимаются в расчет для нескольких микрорайонов одновременно. Фактически, одну и ту же территорию считают по несколько раз, - рассказывает Катерина Таберко. - Часто стоянки проектируются, но не строятся одновременно с домами, а потом на их месте возникают новые дома, супермаркеты или стоянки с меньшим количеством мест, чем было запланировано. Например, в Сухарево-5 собирались построить многоэтажный гараж на 3 тысячи мест, а в итоге построили обычную наземную стоянку на 300.

А еще для того, чтобы построить нужное количество парковок, в Минске просто не хватает территории. Это можно рассчитать на примере одного жилого массива - Красный Бор-1. Его площадь - 7,4 гектара, а жить в нем будет 2 тысячи 850 человек. Чтобы построить там многоэтажные гаражи, которые вместили бы нужное количество машин (исходя из того, что на тысячу человек приходится 350 автомобилей), нужно выделить под них 14% территории. Но в этом случае жилой массив окажется перенаселенным. Поэтому вместительными парковками приходится жертвовать, и машины ночуют на тротуарах.

Центр Минска станет пешеходным?

С временными парковками в центре Минска дела обстоят особенно туго. Впрочем, аналогичные проблемы есть у всех крупных городов. В других странах вопрос решают с помощью платных парковок (и больших штрафов за стоянку в неположенном месте) и ограничений на въезд в центр на личных машинах. В Минске тоже постепенно начинают следовать этому примеру. Правда, пока не всегда успешно.

- На Немиге сделали платную многоуровневую парковку, мест там - масса. Но горожане считают, что оставлять там машины слишком дорого, проще заставить в три ряда тротуар, - жалуются столичные архитекторы.

Тем не менее в центре города будет появляться все больше платных парковок. В том числе подземных: их проектируют в тех частях исторического центра, где в ближайшее время планируется реконструкция.

Также в планах градостроителей сделать центр открытым преимущественно для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта.

- Чтобы минимизировать автомобильную нагрузку, нужно перенести разнообразные учреждения из центра города в другие районы, - рассказали «Комсомолке» в КУП «Минскградо». - Мы планируем сделать несколько тематических секторов за пределами исторического центра. Например, в районе Национальной библиотеки будет центр культурный, возле «Минск-Арены» - развлекательный, возле аэропорта Минск-1, где построят «Минск-Сити», - деловой. Туда можно переселить специализированные учреждения, построить там же парковки на тысячи мест. Тогда в центре города будет гораздо меньше машин.


ЕСТЬ ИДЕЯ!

Автомобилистов спасут многоэтажные стоянки?

Сейчас в Минске около 600 тысяч автомобилей, при этом только у 150 тысяч из них есть свое постоянное парковочное место. Катерина Таберко рассказала, где можно попробовать разместить остальные машины.

Разумеется, самый эффективный способ - построить многоэтажные парковки на тех местах, где сейчас размещаются обычные стоянки или гаражи. Тогда на ту же площадь поместилась бы почти половина всех тех машин, которые сейчас ночуют на тротуарах.

Также во многих новостройках начинают сооружать подземные гаражи. Разумное решение: туда может влезть примерно 10% машин, которым сейчас места не нашлось. Если проектировать во дворах более широкие проезды, какую-то часть машин можно было бы спокойно оставлять возле домов. А вот строить гаражи на каких-нибудь отдаленных пустырях не получится. По нормам расстояние от домов до стоянок не должно быть больше 800 метров.

- К сожалению, как обычно, все упирается в деньги. Средств на строительство и эксплуатацию мест хранения пока мало и у государства, и у автовладельцев, - говорит Катерина Таберко. - Подземные и многоэтажные гаражи - самый дорогой вариант. Реконструкция одноэтажных гаражей стоит поменьше. Ну а дешевле всего - открытые площадки на придомовых территориях.


КСТАТИ

Почему в столице не прижились экопарковки?

В прошлом году в некоторых минских дворах появились экопарковки. Они представляют собой специальные решетки, которые укладывают на слой щебня, грунта и геотекстиля (специального синтетического полотна, которое пропускает воду, но не дает смешиваться щебню и грунту). В ячейки решетки засеивают траву. В итоге автостоянка выглядит как газон, благодаря решетке машины не портят корни травы, да и парковочных мест ощутимо прибавляется. В Москве таких стоянок уже довольно много.

- У нас эта идея не прижилась. Экопарковок сделали так мало, что ощутимой пользы от них ноль, - сокрушается Катерина Таберко.- Кроме того, эти парковки сами по себе не всегда такие экологичные, какими кажутся. Сквозь решетку на землю протекает масло, трава из-за недостатка солнца достаточно жухлая. Если уложить решетки неправильно, начнется смещение грунта и заболачивание стоянки. Да и для автомобилистов это не всегда удобно: зимой решетки обледеневают.

А еще экопарковки - недешевое удовольствие. Одно обустроенное место на газоне обходится в два раза дороже, чем место на обычной асфальтированной стоянке.


А КАК У НИХ?

Парковка в небесах

В некоторых странах при проектировке новых жилых районов заранее учитывают то, что машин будет очень много. Например, в Польше на каждую квартиру приходится 1,5 парковочного места: из расчета, что автомобиль есть в каждой семье, а в некоторых - и по два. А в Японии машину просто нельзя зарегистрировать, если у вас нет оплаченного места на стоянке или в гараже.

Временные парковки в центрах европейских и американских городов в основном платные, и эти деньги идут на обустройство города. А кто-то может задуматься, хочет ли он выложить приличную сумму за несколько часов стоянки или проще будет отправиться в город на метро.

А вот архитекторы изощряются вовсю, придумывая проекты самых немыслимых парковок. Как вам идея оставлять машину в специальной капсуле, которая будет заполняться гелием и взлетать? Если бы такое существовало в реальности, крыши домов были бы украшены гроздьями «воздушных шариков»! Еще одна идея - парковка по принципу колеса обозрения, где вместо кабинок - прицепленные машины. И места занимает меньше, чем обычная стоянка, и выглядит забавно.




Комсомольская правда в Беларуси
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments