Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Камеры на M1: «жажду скорости» охладят штрафы

  • 27 июня 2012
  • Просмотров 26722

Уже буквально через несколько дней на трассе М1, по словам официальных представителей ГАИ, в полную силу заработает система автоматической фотофиксации скорости движения. Не то чтобы  до этой даты  «умные» камеры не работали: ведь ,как известно, появились они на данной автотрассе еще в 2010 году. Попросту стояли, да знай себе, пугали проезжающих мимо водителей яркими вспышками, так сказать, для вида, но все равно сдерживали «жажду скорости» отдельных автогонщиков на гражданских «болидах». Кто-то быстро начинал оттормаживаться, кто-то тихо ругался, в уме подсчитывая сумму штрафа за «лишние» километры, а кто и вовсе не обращал внимания на установленные приборы и продолжал мчаться по единственной хорошей дороге, ложа стрелку в правый нижний уголок спидометра…

Мало кто верил, что доказать вину водителя только по снимку -  по силам гаишникам: мол, я не я и машина не моя! Попробуй тут, докажи! А ведь согласно Указу Президента РБ №454 от 3 сентября 2010 г., «при фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — специальные технические средства) административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных в части седьмой настоящего подпункта».

Можно было предположить, что доказывать невиновность придется именно владельцу авто (так оно и вышло сейчас), если не он находился за рулем в момент нарушения. «Если лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частями первой и второй подпункта 1.1 настоящего пункта, или имеет доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, оно вправе подать письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию».

Да и переложить ответственность  на плечи сотрудников ГАИ не получится: «должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной специальными техническими средствами».».  Вообщем,  много "подводных" камней. И хотя буквально через несколько недель спустя с момента ввода системы в «боевое дежурство», гаишники бодро рапортовали, что, дескать, умные камеры отсняли тысячи нарушителей, и первые несколько сотен «писем счастья» уже отправлены лихачам – реальных тому подтверждений в СМИ и тем более в интернете не нашлось… Ну, за исключением единичного случая, когда на одном из сайтов появился «скан» одного такого постановления. Дальше – тишина.



Как-то по весне довелось автору забирать свой талон в ГАИ именно за превышение скоростного режима. Так вот, на мой вопрос, почему до сих пор полноценно не функционирует хваленая система автоматической фотофиксации скорости движения, начальник ГАИ отметил, что львиная доля вопросов возникает при установлении личности водителя. Помнится, ответ звучал приблизительно так: «установить личность водителя посредством фотосъемки не всегда удается, поэтому вероятность привлечь к административной ответственности человека «со стороны» очень велик. Представьте, что вы продали автомобиль  по доверенности, новый владелец на радостях решил проверить всю мощь новой машины, разогнался как следует – и попал под прицел камеры! Но сфотографировали то не его, а машину, которая зарегистрирована на Вас! Неужели платить штрафы за чужого человека? И как доказывать, что не ты был за рулем? Отдавать ключи только в присутствии нотариуса?».

Как вариант, еще один пример. Вот собрался человек продавать свою «ласточку», тут быстро и покупатель нашелся, вроде посмотрел-проверил – все гуд! Остается только закрепить увиденное, как говорится, на деле! Сел он за руль, вы - рядом и, как водится, потенциальному владельцу очень хочется надавить на педаль «газа», прочувствовать машину. Частенько бывает, что и за скоростью  не уследишь! А в этот момент вас «щелкает» такая камера.. Но бывает, что покупателя после такого пробега, как подменят: то цену начнет сбивать, то молча разворачивается и уходит. Но факт превышения зарегистрирован на Вашей машине и «письмо счастья» получит владелец! То есть на деле, получается очень даже не по-честному, не по-белорусски! Посему гаишники сбавили обороты и решили годика два потренироваться, да протестировать систему, дабы в дальнейшем избавить себя от подобных спорных моментов. Но вот незадача: прошло два года, а воз и ныне там. Видимо,  компромиссного решения найти не удалось, но отрабатывать вложенные немалые деньги система должна, так что, как говорится, получите – распишитесь…

Тесты затянулись до июня 2012 года. И, надо сказать, первая преждевременная информация о запуске системы фото-видеофиксации появилась на официальном сайте ГАИ Бреста: «Фотофиксаторы, установленные на автодороге М1/Е30 Брест - Минск - граница РФ, переведены из тестового в рабочий режим. ГАИ Бреста также предупреждает, что с 6 июня активизирована работа на автодороге республиканского значения М1/Е30 и М10 по выявлению нарушений скоростного режима с использованием фотовидеофиксации". Это новость всколыхнула автолюбителей и породила много споров, которые тут же опровергли в столичной ГАИ, отметив, что полноценно камеры начнут работать в штатном режиме только с 1 июля 2012 года. Правда, даже сейчас камеры фиксируют нарушения ( по информации ГАИ только за неделю регистрируется до 7 тыс. превышений скорости, в том числе 10 до 20% нарушителей  - это иностранцы). То ли брестские гаишники поторопили события, то ли простое недоразумение в рядах госавтоиспекции – но факт остается фактом – еще 3 дня камеры работают в тестовом режиме, потом – все серьезно, цацкаться с лихачами не будут.

Минский район:
368-й км (около Обчака).

Дзержинский район:
306-й км (поворот на Узду);
314-й км (около д. Вишневка);
322-й км (около Дзержинска).

Столбцовский район:
287-й км (недалеко от д. Слобода);
297-й км (поворот к д. Колосово).

Смолевичский район:
388-й км (развязка с дорогой М2).

Ивацевичский район:
150-й км (развязка с дорогой Р6).



Итак, разберем нюансы. В прошлые выходные  автор проехался из Минска в Брест и отследил работу камер. К слову ГАИ не делает тайны о месте их размещения. И даже, ратуют за то, чтобы соответствующие метки появились на картах навигационных систем. На трассе М1 сейчас установлено 15 таких приборов, но еще10 планируется ввести в ближайшее время. В ГАИ отметили, что камеры установлены  в самых аварийных местах, подчеркнув, что ежегодно на трассе М1 в ДТП гибнет 60 человек, а еще 150 получают травмы.



Утверждать, что водителей пугают  таблички с надписью «Radar. Фотакантроль», которые предупреждают об установленной впереди камере – не возьмусь. В большинстве своем машины движутся со скоростью 130-140 км/ч, благо дорога позволяет. Никто не «бьет» по тормозам, заметив яркую фотовспышку, да и «безбашенных» лихачей, выжимающих все соки из машины видно не было. На своем опыте (езжу по маршруту Минск-Брест-Минск 2 раза в месяц) отмечу, что откровенных нарушений скорости (свыше 200 км/ч) я ни разу не видел. Конечно, глупо утверждать, что раз не видел – значит их нет. Так, максимальная скорость, которая официально была зафиксирована на трассе M1 – 265 км/ч. ! Согласимся, скорость просто запредельная для наших белорусских дорог - риск ничем не оправданный…

Но вернемся к камерам. О том, что вас снимают, можно догадаться по характерной вспышке. Сразу срабатывает слабая вспышка,  а потом более мощная, чтобы подсветить номер и сам автомобиль даже в темное время суток. Стоит отметить, что система реагирует только на авто,  движущиеся с превышением скорости (+11 км/ч). Вся информации с камер обрабатывается в центре фиксации правонарушений, здание которого расположено на территории станкостроительного завода им. Кирова в Минске. Операторы оценивают читаемость номеров, марку и модель автомобиля, его цвет и кузов. Потом полученная информация «пробивается» по базе и, если все совпадает, – владельцу авто отправляют «письмо счастья». По словам гаишников, у каждого такого письма есть уникальный номер, который зашифрован в штрихкоде. Номер сканируют и таким образом регистрируют в общей базе нарушений ПДД.

А что же штрафы? Как оказалось, штрафовать будут по минимуму и запись в талон заноситься не будет! То есть засняли вашу машину на скорости 132 км/ч при максимально допустимой в 120 км/ч (превышение составило 12 км/ч), то вам выпишут минимальный штраф в размере 0,5 базовой величины или 50000Br. Оплатить нарушение можно будет в любом банке или через интернет, но если  в течении месяца оплата не поступит – на владельца подадут в суд. Что касается иностранцев, то нарушившего скоростной режим все равно привлекут к ответственности при пересечении границы и предложат оплатить штраф. Для этого у «погранцов» появился специальный для такого случая автомат, который с удовольствием «кушает» доллары США, евро, российские и белорусские рубли, а также не брезгует карточками. Если иностранец отказывается – у него попросту отнимут права на законном основании, инициировав дальнейший запрет на въезд в нашу страну.


Что касаемо наших граждан, то у них есть право обжаловать решение о вынесении штрафа. Для этого необходимо обратится в ГАИ по месту регистрации и предоставить доказательства своей невиновности. Какие именно – решать владельцу транспортного средства, потому как выяснять личность водителя, который управлял автомобилем ГАИ не будет! К слову, об этом сказано в статье 2.7 ПиКоАП: «Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения транспортного средства, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — работающие в автоматическом режиме специальные технические средства)». Так что все на законных основаниях, а по сути, все осталось на своих местах, и ясности с этим щепетильным моментом  до сих пор нет. В ГАИ просто констатируют: лучше, если водитель, реально находившийся за рулем, придет к нам сам и признает нарушение.

Что касается участившихся в последнее время сделок по продаже авто по доверенности, то и тут госавтоинспекция просто на просто советует продавать автомобили не по доверенности, а согласно установленному порядку, т.е. снимать транспортное средство с учета с последующим переоформлением на человека, который будет им пользоваться.

Тут опять же просматривается недоработка. Например, зачастую авто оформляется на товарища, жену, свата-брата, у которых вообще может не быть водительского удостоверения! Гипотетически получается, что человека мало того, что могут оштрафовать за «скорость», так еще могут «впаять» штраф за управление ТС без «прав». Тут гаишники дают от ворот поворот: «если личность водителя не установлена, то доказать, что именно он управлял автомобилем без водительских прав невозможно, т.е. привлечь его к ответственности за подобное правонарушение мы не можем. Исключение – если он сам явится и сознается».

По всему видно – система не доработана. Нет четких правил и непонятно, как суды будут справляться с возросшим количеством дел под грифом « скорость». А то, что они пачками будут лежать на судебных столах, сомневаться не приходится. Пусть штрафы и минимальны, но согласитесь, платить за кого-то перспектива малоприятная. А полностью исключить возможность временную передачу транспортного средства другому лицу невозможно. Ситуации в жизни разные бывают, да и находиться долго за рулем небезопасно: лучше дать порулить другому водителю, тем временем отдохнув и собравшись с силами. Кто-то возразит, сказав, что можно и остановиться если устал, но такая возможность не всегда предоставляется самой дорогой (искать место для ночлега ночью малоприятное занятие), к тому же зачастую время – деньги, и остановка никак не вписывается в жесткое расписание.

Другое дело – лихачи. Для таких камеры скорости - хоть какой-то барьер или повод лишний раз задуматься: а надо ли испытывать судьбу  и проверять на прочность свой карман и машину.  Жажда скорости - это риск, призрачное ощущение свободы , которая манит и пьянит, но рано или поздно наступает миг расплаты за который некоторые расплачиваются своей или, что еще хуже,  чужой жизнью…

 

 




Дмитрий Макаревич
AV.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments