Игры со смертью или правило трёх «Д»

  • 9 ноября 2011
  • Просмотров 6738

Как известно, этикет – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях,  в нашем случае – на дороге. Любой водитель согласится: реальная дорога очень сильно отличается от той, про которую написано в Правилах дорожного движения. Поэтому отрицание этических норм, как не нужных формальностей  в водительской практике, практически равноценно отрицанию самих  Правил, многие пункты которых, буквально «прописаны кровью». Да и все возможные ситуации невозможно предусмотреть, а тем более прописать, ведь дорога -  это отдельный мир, в котором действуют свои неписаные законы.

Специальные знаки общения первыми стали применять водители грузовиков, перевозящие грузы на далекие расстояния, которых в народе именуют дальнобойщиками. Именно они являются законодателями в области дорожного этикета, основы которого потом переняли рядовые водители. Об этих негласных правилах не сказано не в одной книге и обычно «зеленый» новичок за рулем раскрывает тайну «случайного» сверкания «дальним светом»,  мигания габаритов, непонятного включения «аварийки» от своих знакомых или через штрафы затаившихся в поиске добычи  гаишников», или, как не печально, через  ДТП…

Понятное дело, у новичка за рулем опыта никакого, реакция или преждевременная, или с большим опозданием, вдовесок  излишняя осторожность и необоснованный страх мешают четко следить за дорогой, что, в свою очередь,  в экстремальной ситуации может привести к панике или наоборот ввести в ступор. А дальше, в лучшем случае, глухое «БАМ!» и первый  опыт оформления ДТП, в худшем -  еще одна жертва в «печальной» статистике.

Но одно дело - новичок, а другое дело водитель с не одной «сотней» тысяч километров за плечами, который стал жертвой мотивированной агрессии, ослушавшись «дальнего света» лихача и не уступивший ему дорогу. Как вести себя в случае, когда другой водитель целенаправленно создает аварийные ситуации или, как говорят автомобилисты, начинает «учить» на дороге?

Чаще всего такой «науке» подвергаются автомобилисты на оживленных трассах, когда лихачи «дальним светом»  массово «сгоняют» со своей полосы замешкавшихся водителей и, не получив желаемого,  опережают обидчика, перестраивается в его полосу и начинает резко тормозить. Сам лично очутился в подобной ситуации совсем недавно. Вечером, в час пик возвращался домой по МКАД. Надо сказать, был сильный туман – видимость минимальная, к тому же моросил мелкий дождь, вынуждая держать стрелку спидометра на разрешенных  «90». В целом без крайней надобности скорость не превышаю, поэтому и не лезу на левую полосу, где отдельные машины проносятся со скоростью 120—140 километров в час. Но вот пришлось обогнать грузовик – выехал (по первому ряду этот маневр запрещен). И тут сзади на огромной скорости догоняет белая Škoda Octavia,  зло сверкая дальним светом,  красноречиво требуя уступить  дорогу. Включаю правый «поворотник», мол, сейчас перестроюсь – погоди маленько. Однако куда там! Справа плотным потоком идут легковушки – свободного окна не найти, а рисковать на скорости в таких погодных условиях, мягко говоря, опасно. Поэтому давлю на «газ» и ускоряюсь, а в это время лихач сидит «на хвосте» и продолжает слепить ксеноном. Наконец-то вижу спасительное окно и быстро ухожу вправо - такие страсти не по мне. Но наглец на «Шкоде» не угомонился:  перестроившись в среднюю полосу, резко затормозил! Все понятно без слов – молодчик таким способом решил проучить «нерадивого» водителя. Слава богу, реакция не подвела – успел ударить по тормозам, да и следом двигавшиеся автомобили держали дистанцию – обошлось. Включил «аварийку» - извинился за ЧП, а лихач продолжил лавировать между машин, сгоняя «тихоходов» с полос.

К слову, протяженность МКАД около 56 километров, в среднем водители проезжают половину этого расстояния. Если учесть, что при скорости 120 км/час данное расстояние можно проехать за 14 минут, то при скорости 100 км/час – разница составит три минуты! (17 мин.). Спрашивается, стоит ли подвергать опасности себя и окружающих ради трех минут!? Есть повод задуматься..

Согласен, «плестись» в третьем ряду  не допустимо: на то есть другие полосы. Можно также понять всех тех, кто торопится – случаи в жизни разные бывают, но «учить» на дороге таким варварским способом, да еще в сложных погодных условиях – верх безрассудства. Намеренная провокация аварийной ситуации должна быть наказуема! А личные амбиции несравнимы с безопасностью всех участников дорожного движенья.

По информации ГАИ, нередки случаи, когда таких лихачей запоминают и данные передают в Госавтоинспекцию. Виновников находят и наказывают. Так, доказательством нарушения может стать запись с автомобильного видеорегистратора: благо, эти устройства сейчас широко распространены у автолюбителей и продаются повсеместно. И если на дороге «обидчики» ведут себя вызывающе, то в отделении милиции, просят «понять и отпустить», ссылаясь на то, что «бес попутал» или «хотел пошутить».

Однако что же вынуждает такого агрессора подрезать, резко тормозить,  показывать неприличные жесты, поливать словесной бранью, а то и просто прижать к обочине, выйти и пытаться унизить морально или с помощью грубой силы?

Говорить о причинах злости   водителя «на взводе» не имеет смысла (тут может быть любое — от перенапряжения на работе и проблем в семье, до психологической неуравновешенности). Гораздо важнее то,  что автомобилист, на котором «отыгрываются», уже не первая, а очередная жертва. Её нужно найти и её находят. После того как «цель» помечена, агрессору уже не важно, прав он или его претензии надуманы, главное – удовлетворить свое «Я». А то, что своим поведеньем он подвергает риску себя и других водителей – дело десятое, т.е. во время свершения «правосудия» лихач не отдает отчета в своих действиях, так как находится под влиянием эмоций.

Как поступить? Во-первых, постарайтесь не конфликтовать - а уступить дорогу. Ведь делаете Вы это не в ущерб своему самолюбию, а ради  безопасности. Раздраженного «хама» больше всего злит не то,  что Вы не уступаете, а то, что никак не реагируете на его действия. Моргните «аварийкой» и спокойно съезжайте с полосы – доказывать что-то себе дороже. Да и в целом в любой конфликтной ситуации лучшее лекарство – это вежливость, как говорится, будь вежлив – и люди к тебе потянутся. А на дороге помните правило трех «Д», которое звучит так: «Дай Дорогу Дураку».

Некоторые «знаки вежливости» на дороге

Два коротких сигнала дальним светом фар – впереди на их стороне движения стоит патрульная машина инспекторов ГАИ.  Также служит для предупреждения и о других, более серьезных опасностях: ямах на дороге, посторонних предметах на проезжей части и т. д. Главное, чтобы встречный водитель сбросил скорость.

Один длинный сигнал дальним светом фар  впереди едущему автомобилю – просьба уступить дорогу.

Один короткий сигнал дальним светом фар в городе встречному автомобилю — пропускаю, можешь проезжать. Актуален и в «пробках».

Короткое моргание обоими поворотниками («аварийкой») - выражение благодарности за любую услугу (вам уступили дорогу, выпустили на выезде и т.д.).  Может также означать извинение за причиненные неудобства.

Важно знать

Перед встречной машиной дальний свет нужно переключить на ближний. Также догоняя машину на ночной дороге, тоже нужно переключать на ближний свет. Дело в том, что обгоняемый водитель зеркало заднего вида может и «затемнить», но вот из боковых зеркал его будет нещадно слепить ярким светом.

Чтобы избежать ослепления светом встречных автомобилей надо: а) не смотреть на фары встречных автомобилей; б) прижаться к правой стороне проезжей части.

Если ослепления избежать все же не удается, то закройте левый глаз. Правый при этом подвергнется ослеплению и будет восстанавливаться несколько секунд (5–8). Однако если второй глаз не ослеплен, то общее восстановление зрения происходит на 30–50 процентов быстрее.


Дмитрий Макаревич

АV.by

 



 



Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments