Белорусы ворчат на цены, но пока не отказываются от такси

  • 9 ноября 2011
  • Просмотров 8297
Пассажиров у таксистов, даже несмотря на повышение тарифов, меньше не становится

Вместе с подорожанием проезда в городском транспорте и маршрутках растут тарифы и у перевозчиков с «шашечками». «Дорожают запчасти, бензин, поездки становятся менее рентабельными», — разводят руками владельцы «зеленоглазых» авто. При этом они признают: еще одно существенное повышение расценок на их услуги — и пассажиров в салон автомобиля уже и калачом не заманишь…

«Наши люди в булочную…»

Ценообразование в службах такси — свободное. Принимая очередное решение о повышении тарифов, как говорят специалисты, в службах такси учитывают ряд факторов, среди которых на первом месте материальные затраты водителей: цены на автозапчасти и обслуживание автомобилей, на топливо. Первые две расходные статьи автоматически увеличились вместе в курсом валюты, а стоимость топлива тоже, как известно, не стоит на месте — с начала года бензин подорожал более чем в два раза.

С начала сентября стоимость проезда в службе такси «Столица» повысилась до Br 2,5 тыс. за километр. В офисе компании говорят, что это было болезненное решение — предыдущий тариф Br 2,2 тыс. и без того был самым высоким по городу. По этим ценам ездили и продолжают ездить такси «107» и «152». С 20 октября подрос ценник и у службы «158» — до Br 2,6 тыс. Но уже в самом начале ноября эту отметку «перегнала» служба такси «157» — один километр проезда по Минску здесь оценили в Br 3 тыс. Самая маленькая стоимость у такси «Алмаз» — Br 1,7 тыс.

Как говорят многие перевозчики, обычно они повышали цены в конце весны — начале лета. К этому времени отпускная пора снижала количество клиентов, и приходилось увеличивать рентабельность за счет «подкручивания» ценника. Но нынешнее осеннее подорожание подрывает основы бизнеса. Пассажиры все чаще начинают возмущаться стоимостью услуг такси, хоть и прекрасно понимают, почему дорожает проезд. «Граждане жалуются на цены, но при этом все равно достают кошельки и отсчитывают купюры. Ездят настолько же интенсивно, как и раньше, снижения числа поездок почти не произошло, — говорят в администрации службы такси «158». — За 12 часов в среднем к нам обращаются 1,5—2 тыс. человек, в выходные — в 2 раза больше». При этом в офисе отмечают: пассажиры относятся к повышению тарифов по-разному. Например, те, кто ездит по необходимости, нарекают, что эта услуга бьет им по карману, другие же, наоборот, переводят стоимость в доллары и смеются, что за 5 «зеленых» в эквиваленте можно доехать с одного конца города в другой.

По словам руководителя транспортной службы такси «157» Алены Макаревич, число пассажиров, которых ежедневно обслуживают в этой компании, держится примерно на одном уровне. При этом она замечает: пять лет назад минчане и гости столицы гораздо чаще баловали себя поездками в автомобилях с «шашечками». Примерно в 2008 году начался спад, и с тех пор прежние объемы пассажиропотока не восстановились. «Похоже, мировой экономический кризис некогда «просеял» ряды любителей передвижения по городу на такси, но зато теперь оставшихся не испугаешь повышениями тарифов — как ездили, так и ездят», — объясняет специалист. В течение суток на пульт диспетчера поступает около тысячи заказов. К тому же, как говорит Алена Макаревич, на дворе осень — ближе к холодам традиционно увеличивается число людей, которые готовы заплатить таксисту, лишь бы не мерзнуть на остановке в ожидании автобуса.

Вместе с тем в ряде столичных служб такси констатируют уменьшение числа пассажиров по сравнению с осенью 2010 года примерно на 20 %. «Где-то убыло, где-то прибыло, — говорит заместитель начальника отдела организации пассажирских перевозок госучреждения «Столичный транспорт и связь» Владимир Сушко. — Например, диспетчерская служба «135» в сентябре обслужила 275 тыс. человек, а уже в октябре — почти 320 тыс. В это время «Автотаксосервис» перевез 22 тыс. граждан».

Слезы в зеленых «глазах»

«Наши водители не хотят ездить при такой стоимости — сейчас у нас тариф по городу 2,2 тысячи, — описывают другую грань ситуации в одной из столичных служб такси. — Еще четыре года назад у нас были свои шоферы — 100 человек, к августу нынешнего года их осталось всего четверо. Теперь работаем с перевозчиками — индивидуальными предпринимателями, они за услуги диспетчера платят нам Br 140 тыс. по договору в месяц».

Такая ситуация далеко не единична. Так, в некоторых относительно небольших службах такси число собственных машин сократилось на 15—20 %. Водители просто ушли с улиц из-за нерентабельности работы, другие влились в иные коллективы, где число клиентов не упало. Но некоторые таксисты, работающие под «крышей» службы такси, хитрят, «подкручивая» ценник или занимаясь перевозкой пассажиров, забыв поставить в известность диспетчеров. Тем, собственно говоря, и живут…

Недавно интернет-ресурс «TAXIST.BY» провел опрос среди посетителей своего форума, чтобы узнать, по какому тарифу они работают. 75 % ответивших, а это более 90 человек, признались, что превышают установленные службой цены, иначе не сводят концы с концами, оставшиеся же 25 % работают исключительно по тарифам, предлагаемым в службе. Специалисты говорят, что обманывать пассажиров могло бы и большее количество работников, но, видимо, срабатывает чувство осторожности: узнают в службе — уволят. Как утверждает Алена Макаревич, уже сейчас немало прецедентов, когда водители за сумму меньше Br 5 тыс. за километр брать людей «от борта» не хотят. Чтобы экономить на поездках, пассажирам рекомендуют такси вызывать по телефону, а не договариваться о расценках поездки на стоянке. Зная, что в диспетчерской осведомлены, таксисты предпочитают не рисковать и обслуживать клиентов по таксометру.

Таксисты говорят, что для того, чтобы их услуги были рентабельными, тарифы за проезд должны быть на уровне не менее Br 3,5—4 тыс. за километр. Но как на такое повышение цен отреагируют пассажиры? Этот вопрос водители такси давно обсуждают между собой на различных форумах. «Не забывайте, где живете. Ну, не может наш народ платить Br 4 тыс. за километр. Да и сомневаюсь, что сами вы поехали бы за такие деньги. Я бы не поехал», — защищает клиентов завсегдатай интернет-портала «TAXIST.BY». «Люди сначала повозмущаются, покипят, а потом привыкнут и будут ездить по новым ценам. Неважно, кто это — тот, кто катается на такси каждый день, или тот, кто пользуется услугами вынужденно, спешит или просто возвращается домой ночью», — высказывается оппонент.

«Такси — это априори роскошь, а не средство передвижения, и оно не должно быть социально ориентированным. Не можешь на него заработать — твои проблемы. Или не езди, или заработай. Но я не подписывался быть обязанным кому-то везти за копейки. И не надо возмущаться дороговизной. Никто ведь не заставляет владельцев 5-звездочных отелей сделать отдых дешевле. Едут в три звезды. Так и здесь», — парирует еще один посетитель сайта.

Между тем его коллеги по баранке говорят, что не стали бы делать столь категоричных выводов, мол, всем сейчас сложно, надо вместе выживать, но не за счет клиента. «Мы почему-то привыкли рассчитывать поездку по стоимости километра — мало обращаем внимания на плату за посадку в автомобиль, минимальный тариф. Для того чтобы сделать такси более окупаемыми, есть вариант их увеличить», — рассуждает Ирина, администратор одной из столичных служб такси. Специалист замечает: если бы работа таксиста действительно была неприбыльной, столько водителей, как сегодня, каждый день в рейс не выходило бы. «Другое дело, что раньше заработанных денег хватало на хлеб с маслом и даже с икрой, а сегодня — уже впритык», — резюмирует она.

Тариф на лунный свет

Специалисты не исключают роста тарифов на услуги такси, но не в ближайшей перспективе, а уже после Нового года. Дальнейшее подорожание поездок чревато и тем, что обострится конкуренция между легальными и «серыми» перевозчиками, которых в последнее время стало особенно много.

«Будут и на вокзалы ездить, и в гости на такси кататься. Только раз в десять меньше. Соответственно, работы станет тоже в десять раз меньше. Только при этом количество таксистов и водителей, желающих разок потаксовать «за бензин», может стать в 10 раз больше», — говорят в ГУ «Столичный транспорт и связь». Сейчас, по данным этой организации, в восьми из десятка служб такси Минска легально работает 4,4 тыс. машин. Число нелегалов, как прикидывают специалисты, составляет примерно 2 тыс. Среди них и те, кто после работы периодически таксует, и те, кто когда-то работал официально, но ушел, а профессиональные познания о «рыбных» местах и несданные желтые номера, наклейки и фонарь в багажнике остались. И не страшны им ни штраф в размере одной базовой, ни тем более угроза лишиться «железного коня», если попадутся повторно. Просто еще ни одно такое дело так и не было доведено до суда. Используют недобросовестные извозчики и еще одну лазейку — после регистрации налоговая служба не имеет права проверять их два года.

Так что не стоит удивляться, что на клиента сейчас, можно сказать, ведется самая настоящая охота, — кто привлекает невысокой стоимостью или возможностью договориться, кто ценой посадки в автомобиль, а кто и сформировавшимся имиджем фирмы-перевозчика. «Законодательная база, касающаяся перевозок такси, сегодня очень несовершенна, — разводит руками Владимир Сушко. — Нужно сделать так, чтобы невыгодно было работать нелегально. Но здесь нужно и четко отработать контролирующую функцию, и приучить граждан подходить ответственно к выбору машины, и многое другое. Мы стараемся на уровне города совместно решать возникающие проблемы, порой выносим их на обсуждение выше. Но граждане для себя должны понять, чего они хотят: платить, кому попало, лишь бы их доставили «с ветерком», или все-таки получить качественное обслуживание».


Мария ДРУК
РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments