Сказка для белоруса: дорогой бензин из дешевой нефти

  • 28 октября 2011
  • Просмотров 21472

«Можно двадцать лет колебаться перед тем, как сделаешь шаг, но нельзя отступить, когда он уже сделан» -Альфред де Мюссе

В эти дни белорусы живут в ожидании новых ценников на АЗС: кто-то ежедневно заезжает на заправку и доливает до полного бака, а кто-то спокойно констатирует: зачем? На всю жизнь ведь не запасешься. И те и те правы по-своему. Да, призрачная экономия в обесценивающихся белорусских рублях все равно, по сути,  не спасет, но детская радость от того, что в баке залит пока еще «дешевый» бензин, как-то согревает душу и успокаивает…Сами автомобилисты на форумах отмечают, что простаивать в длинных очередях на АЗС – себе дороже. Как верно подметил один из них,   «больше сожжешь топлива, чем выиграешь, да и нервы сбережешь.». С последним сложно не согласиться, как известно, нервные клетки не восстанавливаются, да и простаивая в длиннющей очереди мало того, что время теряешь, так еще и переживаешь: а вдруг тебе не хватит. Лучше бы решилось все разом, да по-быстрее, ведь как подметил один поэт: неизвестность — самая мучительная из всех пыток…

Так что надеемся, что все в скором времени решится  и белорусы смогут «спокойно» заправлять автомобили не ожидая подвоха со стороны государства. Кто и как сможет кормить своего  «железного коня» - это вопрос иной. Но учитывая, что  не в каждой белорусской семье двое работающих, а официальные данные зарплат по стране, мягко говоря, не совсем соответствует реальным доходам, приходим к уже выведенной формуле: 1 зарплата = 100 литрам бензина. Среднестатистический водитель бак (50-60 л.) бензина выезжает за неделю (при пробеге 20 тысяч километров в год). Если бак  «92-го»  будет обходиться по «новой» цене в 450-500 тысяч, то многие всерьёз задумаются о целесообразности использования личного автотранспорта. Ведь получается, что даже целого семейного бюджета белорусской семьи не хватит на заправку. Да, да той самой  белорусской семьи, которая вдоволь наслушалась от правительства о том, что главной целью государства является забота о них, белорусах...


Тут, не без иронии вспоминается знаменитая фраза управдомши из фильма «Бриллиантовая рука» с небольшой  поправкой : «наши люди в магазины на автомобиле не ездят!». Такая вот суровая реальность ждет белорусов в ближайшее время. Но неужели мы заслуживаем этого? Почему народ должен переплачивать за дорогой бензин из разрекламированной правительством "дешевой" нефти?

Почему дешевой!?,  -  скажут некоторые. Да потому что всю нефть для потребления на внутреннем рынке нам дает Россия. Её мы покупаем по цене 424 доллара за тонну. По расчетам экономиста Леонида Заико, «покупая нефть по такой цене даже с учетом 50%  в которые входит переработка, налоги и прочее бензин у нас мог бы стоить 50-60 центов за литр». «И вот мы получаем, что та цена, которая у нас сейчас есть, от 4 до 5 тысяч за литр - это и есть нормальная при сегодняшнем курсе доллара цена бензина. Это если ничего не придумывать, пускать на бензин для внутреннего рынка эту льготную российскую нефть и не дурить народу голову тем, что нефть мы, якобы, покупаем по 800 долларов за тонну», - уверен специалист.


К слову, 27 января 2010 года Беларусь и Россия подписали пакет документов об условиях поставок нефти в 2010 году. Согласно ему, в Беларусь поступило около 21,5 миллиона тонн нефти, а объем беспошлинный поставок нефти составил 6,3 миллиона тонн. То есть фактически, Россия подарила белорусам  6 миллионов тонн нефти. Многие ожидали, что с 1 февраля 2010 года на белорусских заправках цены «открутят» на 30%. По этому поводу тогда высказался уже упомянутый экономист. «Сейчас белорусское общество может спросить у своих политиков - когда будет бензин за 2 тысячи рублей? Нам такую нефть дают россияне, и мы должны иметь равные цены на бензин для внутреннего потребителя. Россия сделала подарок в 6 миллионов тонн нефти, и его должен получить не премьер-министр, а само белорусское население», - высказал свое мнение специалист. Правда, его не услышали в правительстве:  власть оказалась глуха и цены не изменились.

Недавно комментируя слухи о «возможной» стоимости топлива в размере 8000 рублей за 1 литр, пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко отметила, что «в сложившихся условиях, повышение цен на нефтепродукты – единственно возможная мера не просто для повышения эффективности работы НПЗ, а для сохранения дальнейшей возможности НПЗ закупать нефтяное сырье в нужных объемах и обеспечивать белорусских потребителей автомобильным топливом». По ее словам, главная составляющая в структуре затрат на производство автомобильного топлива – это стоимость нефтяного сырья, которое кроме как за валюту не продается. А так как в стране произошла девальвация национальной валюты, то в пересчете на нынешний валютный курс топливо на внутреннем рынке стоит значительно дешевле, чем во всех соседних странах. «Такая ситуация негативно сказывается на рентабельности работы НПЗ, а также способствует вывозу топлива», - добавила пресс-секретарь. В тоже время Костюченко выразила уверенность в том, что стоимость топлива для белорусов «останется доступной и не превысит розничных цен в сопредельных странах».

Да, легко сказать «останется доступной», а если взглянуть на потребительскую способность белоруса (ниже таблица краснаречиво это продемонстрирует)?

Страна Стоимость за литр в евро- "Аи-95" Среднемесячный доход населения в евро
Норвегиия 1,84 3500
Германия 1,58 2900
Польша 1,21 1200
Литва 1,34 700
Россия 0,70 550
Беларусь 0,45 190
Украина 0,90 300
Средняя по Европе 1,44 2500

Вот об этом белорусские нефтяники предпочитают умалчивать, чаще ссылаясь на то,  что отечественные нефтеперерабатывающие предприятия убыточны, а  жадные до бензина автовладельцы  все норовят вывезти канистру другую за «кардон», хотя и для «особо умных» прикрыли «лазейку».  Однако, по существу. Ну, неужели каждый проданный литр, неважно для себя или для продажи, нанесет колоссальный ущерб стране? Ведь все равно вырученные деньги идут в доход государству! Где логика?!  Соглашусь, с увеличением курса иностранной валюты, Беларусь  обошла  Россию по дешевизне топлива. В Литве также бензин дороже, но  перепродав литров 100-200 «солярки» вряд ли на разнице разбогатеешь, и уж тем более, нанесешь ущерб экономике целой страны.

По мнению руководителя аналитического центра "Стратегия", правительство само наносит себе вред, закупая «у черта на куличках» «черное» золото, абсолютно не принимая в расчет целесообразность этих покупок. Речь идет о Венесуэльской нефти.  "На эти закупки мы только в первом полугодии 2011 года потратили 1 миллиард 150 миллионов долларов», - приводит цифры экономист. И это все из «бездонного» белорусского кармана. «Ну купили - так делайте с ней что хотите! Перегоняйте на дизель и продавайте за границу! Но не закладывайте эти, потраченные на "дорогую" нефть деньги, в стоимость бензина для внутреннего пользования - на него нам Путин дал нефть по 424 доллара за тонну! Нам же смешивают цены за нефть российскую с ценами за нефть азербайджанскую!", - считает Леонид Заико.


Кстати, в октябре прошлого года в ходе рабочего визита в Беларусь венесуэльского лидера Уго Чавеса, Беларусь и Венесуэла договорились о поставках нефти на среднесрочную перспективу - на 2011-2013 годы. По итогам переговоров ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и компания "Петролеос де Венесуэла" подписали контракт на ежегодную  поставку до 10 млн.т венесуэльской нефти. Тогда Уго Чавес заявил, что гарантирует стабильность поставок нефти в Беларусь. "Мы в курсе, что ваши нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в нефти. У белорусских НПЗ не будет нехватки нефти на годы вперед", - сказал он. Стоит отметить, что венесуэльская нефть исправно поставлялась на Мозырский НПЗ с мая по декабрь 2010 года. Каждый месяц в портах на Черном море и Балтике разгружались 2-3 танкера по 80 тысяч  тонн. Однако вместо обещанных в 2010 году 4 млн. тонн венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ было поставлено всего около 2 млн. тонн (в 2 раза меньше). А вместо обещанных в 2011 году 10 млн. тонн венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ будет поставлено всего 4 млн. тонн, т.е. в 2,5 раза меньше, и не венесуэльской, а азербайджанской, что не покрывает даже минимальных потребностей завода в нефти. И если не будет российской нефти -  завод станет. Кроме того, венесуэльская нефть почти в два раза дороже российской. Если рассчитываем на барыши от экспорта, следует учитывать, что  нефтепродукты, полученные на Мозырском НПЗ,  поставляются лишь на украинский рынок, так как европейцы хлопнули дверью перед носом. Но и там не лыком шиты. Просчитав эффективность поставок нефти на прямую, без участия Беларуси, украинской стороне гораздо выгоднее заключить контракт с Венесуэлой или Азербайджаном – белорусский посредник тогда совсем не нужен… Спрашивается, за что платим?

Наверное,  не найдется в мире того, кто ограничит свой доход добровольно. И за это не надо осуждать, как нельзя осуждать наркомана за тягу к «игле», потому как диагноз один – болезнь. Вылечить болезнь может только врач, а в нашем случае  - правительство. Вот только заняты там чем-то другим: наверное,  денно и нощно думая о «повышении» уровня достатка народа. Можно сколько угодно гадать, как сделать шаг вперед, но сделав его – сложно повернуть обратно. Такая вот аксиома у белорусской  власти.


Дмитрий Макаревич
AV.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments