Беларусь становится большим автосалоном для россиян?

  • 26 августа 2011
  • Просмотров 6248

С тех пор как в Беларуси подорожала растаможка, прошло два месяца. Что изменилось на автомобильном рынке за это время? Сбылись ли прогнозы экспертов? Устаканились ли цены на новые и бэушные машины? Появились ли в Беларуси автомобили российской сборки? Эти вопросы «Комсомолка» задала автомобильному эксперту, обозревателю Владимиру Гурьянову.

ОСТАЛАСЬ ЛИ У БЕЛОРУСОВ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ ПОДЕРЖАННУЮ ИНОМАРКУ?

- Беларусь продолжает перепродавать машины в Россию. Похоже, что вывоз «проходных» машин идет даже быстрее, чем ожидалось, несмотря на явный рост цен. Более того, наметился вывоз и «непроходных» машин (за растаможку которых в РФ нужно доплатить): появились покупатели, которые согласны поездить в России по доверенности, пока не наступит 2013 год со снятием всех таможенных барьеров.

ПОДОРОЖАЛИ ЛИ БЭУШКИ И ПОЧЕМУ ПОДОРОЖАЛИ ЗАПЧАСТИ?

- Похоже, что самые вкусные машины (дорогие, престижные, а потому выгодные для перепродажи в Россию) из когорты «проходных» уже вывезены, и теперь спрос смещается в сторону машин постарше - тех, что ранее были неинтересны перекупщикам по причине старости и дешевизны (ниже цена - меньше навар). За последний месяц цены выросли процентов на десять даже на машины конца 90-х годов. Постепенное иссякание запаса «проходных» машин толкнет вверх цены и на все остальные бэушки. Сложность прогноза в том, что тенденции разнонаправленные: продолжающийся обвал белорусского рубля заставил белорусов вспомнить - свежий современный автомобиль дорог в обслуживании. Абсолютно все СТО и продавцы запчастей поднимают рублевые цены вслед за ростом доллара на черном рынке. Если раньше нормочас обычной СТО в среднем стоил $20, а на фирменной дилерской $40, то оно и теперь так, только с поправкой на курс 8000 рублей за доллар. Обычная замена масла стала стоить больше полумиллиона - впору на велосипед пересаживаться. Очевидно, что все мы будем экономить на обслуживании. В перспективе можно ждать ухудшения общего состояния машин - по идее, хлам не может дорожать. Однако повторюсь: мы сильно зависим от россиян - в каком состоянии и почем они будут готовы забирать наши бэушки. Пока что выгребают все подряд.

ПЕРЕСЕЛИ ЛИ БЕЛОРУСЫ НА НОВЫЕ АВТО?

- Продажи в автосалонах постепенно растут. Но не у всех.

ЕЗДЯТ ЛИ БЕЛОРУСЫ В ЕВРОПУ ЗА БЭУШНЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ?

- Пока что случаи растаможки машин по новым ставкам единичны - это буквально десятки машин за целый месяц (против привычных тысяч). В основном это автомобили, предназначенные для перепродажи в Россию. Например, если авто не старше 5 лет с двигателем до 1,5 л, то ставка пошлины не так уж велика (1,5 - 2 тысячи евро) - малолитражки вполне можно ввозить. Правда, рынок в Беларуси еще не готов потреблять их по таким ценам (от $10 000 - накиньте пару тысяч и купите новую у дилера!), а рынок России просто не привык потреблять компактные машины А и B классов в больших количествах.

СТАЛИ ЛИ МЫ ПОКУПАТЬ ИНОМАРКИ РОССИЙСКОЙ СБОРКИ?

- Пошлины мало на это влияют. Российские иномарки и без новых пошлин прекрасно бы покупались, будь они заметно дешевле настоящих иномарок и столь же качественны. Но высокий спрос внутри России не способствует снижению цен. Чтобы белорусы активно скупали российские иномарки, авто должны либо подешеветь относительно западных иномарок, либо последние должны подорожать относительно иномарок российской сборки.

РИНУЛИСЬ ЛИ РОССИЯНЕ ЗА НОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ В НАШИ АВТОСАЛОНЫ?

- Процесс идет. В условиях кризиса белорусские дилеры рады клиентам из России: есть продажи - бизнес живет. Однако это палка о двух концах: если спрос из России внезапно упадет, а белорусский спрос к тому времени не оживет, то доходы будут нулевые - ведь проданные в Россию машины не обслуживаются на дилерских СТО в Беларуси. Выручка от услуг сервиса, которая так помогала нашим дилерам в 2009 - 2010 годах, сейчас иссякает. У машин, проданных на пике рынка в 2008 году, закончился гарантийный период - и при цене нормочаса фирменных СТО под 300 тысяч рублей многие предпочитают попрощаться с дилером и искать сервис подешевле. Т.е. от старых клиентов, владельцев негарантийных машин, поступлений ждать не приходится. Новых клиентов мало, а цены постепенно поднимаются до российского уровня. Уже есть прецеденты, когда находящиеся под патронажем российских представительств белорусские дилеры директивно поднимали цены. Вывод: рано или поздно поток российских клиентов в наших автосалонах пойдет на убыль.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Хуже уже не будет»

За несколько дней до 1 июля председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич рассказывал «Комсомолке», что после введения таможенных пошлин для физлиц никакого коллапса на авторынке не произойдет. Эксперт уверял, что спрос на новые авто возрастет. С момента разговора прошло почти два месяца. Сбылись ли прогнозы?

- Число посетителей в автосалонах не уменьшилось, несмотря на неблагоприятную валютную ситуацию в стране. И это весьма позитивный момент. Тем более что лето, как правило, не самый активный период - ведь это сезон отпусков, - уверяет Сергей Михневич.

По словам эксперта, сейчас покупают автомобили те, кто может расплатиться валютой. Возможность продавать новые автомобили за иностранную валюту автодилеры получили с разрешения Нацбанка - для этого надо было оформить специальную лицензию.

- Ситуация с курсом сейчас непредсказуемая. И заключать договоры в белорусских рублях на несколько месяцев вперед - для автодилеров это самоубийство. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, я бы не сказал, что все так плохо по автомобильным продажам за июль. Теоретически очередная истерика на валютном рынке должна была приостановить какие-то сделки. Хотя до меня доходит и другая информация. Мол, на волне истерики начинается ажиотаж - все больше людей хотят срочно купить автомобиль за белорусские рубли. Но дилеры в основном отказываются. Либо выставляют завышенный курс - под 9 тысяч рублей, закладывая так называемый валютный риск.

- После того как в мае вступил в силу 130-й указ президента, для автодилеров стала выгодна система trade-in - когда бэушный автомобиль автосалон забирает у владельца в зачет новой машины. Но тогда все говорили, что система заработает летом. Заработала?

- Единичные сделки есть. Но режим trade-in сейчас почти не работает. Дело в том, что подержанный автомобиль дилеры могут продать только за белорусские рубли. А где потом взять валюту, чтобы купить для владельца бэушки новое авто? На сегодняшний день не производится даже простая скупка подержанных автомобилей, потому что фирма не может расплатиться с продавцом валютой. Белорусские рубли сейчас никому не нужны.

- Как думаете, что будет с автомобильным рынком? Хотя бы до конца этого года?

- Считаю, что хуже в автомобильном бизнесе уже ничего не будет. Быть может, прогноз мой излишне пессимистичен, но до конца не стоит ожидать каких-то всплесков продаж. Нам сейчас надо пережить все сложности валютного регулирования. А на следующий год нужно готовиться к стабильному росту продаж автомобилей через официальные центры. Этому способствовало и введение таможенных пошлин для физлиц, и появившаяся система trade-in.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Даже с новыми пошлинами автоперегонщики умудряются зарабатывать

Многие бизнесмены, которые гоняли подержанные авто из Европы и Америки, заверяли, что после введения пошлин для физических лиц они уйдут из этого бизнеса. И действительно, обзвонив около пяти знакомых, которые промышляли перегонами, я не нашла ни одного, кто бы не сменил сферу деятельности. Правда, за развитием ситуации они продолжают следить.

- Сейчас основные клиенты у автоперегонщиков - это россияне. Хотя их и не так много, как раньше. Россияне по-прежнему приезжают в Беларусь: что-то находят, покупают, даже по новой растаможке, - рассказывает бывший автоперегонщик Артур.

- В чем же выгода? Новые пошлины сейчас просто запредельные!

- Конечно, растамаживать машину по-новому сейчас очень больно для кошелька. В основном люди перепродают те машины, которые уже ввезены в Беларусь. Вторичка ведь никуда не делась. Грубо говоря, варимся сейчас в своей консервной банке.

- Но кто-то гоняет автомобили. В чем выгода?

- Гоняют в основном под заказ конкретного клиента. Выгода? Есть такая схема. Таможенная пошлина рассчитывается в валюте, а оплачивается в белорусских рублях по курсу Нацбанка. Ситуацию с курсом валют сейчас знают все. Вот эту разницу между официальным курсом и тем, что сложится на черном рынке, автоперегонщики закладывают в цену машины. Получается, что люди, которые гоняют машины, выигрывают около 40% всей растаможки. А по новым пошлинам это совсем не мало.




Комсомольская правда в Беларуси
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments