Ночью все «шашки» серы или чем рискует таксист-нелегал

  • 11 июля 2011
  • Просмотров 9032
В народе их называют «бомбилы» и относятся с пренебрежением. А опаздывая, просят: «Браток, за двадцатку до центра подкинь, а?» Они не обижаются. И, получая в среднем два миллиона в месяц, гонят своих четырехколесных кормильцев в любое указанное клиентом место. Но так ли беззаботен хлеб извозчика без лицензии? Чтобы узнать это, я пристроилась вторым пилотом к одному из «бомбил» — Николаю.

На стоянке в микрорайоне Уручье, где обосновался мой новоявленный шеф, яблоку негде упасть от «шашечек». Команда из 10 таксистов, шесть из которых нелегалы, в полном сборе. Ждут первых клиентов.

— Хочешь? — доставая термос, спрашивает Николай. — Дома завтракать не успеваю, поэтому бутерброды и кофе всегда беру с собой.

В таксисты он подался лет десять назад. Зарплаты семье стало не хватать, а в гараже простаивал серебристый «фольксваген». Вот и решил «бомбить», стал колесить по родному Уручью. Но клиенты — не грибы после дождя.

— Бывало, за всю ночь никого не поймаешь, — вспоминает Николай. — В общем, от таких заработков одни убытки. Со временем сообразил, где у таксистов «грибные» места. Покараулишь так возле клуба пару ночей — глядишь, жене на новые сапоги хватит.

Но бесплатный сыр — удел везучих мышей. Чтобы не попасть колесами под нож давно обитающих тут легальных таксистов, выжидал, пока те разъедутся и искал себе пассажиров. Благо щедрой подвыпившей молодежи возле клубов хватает.

— «Отбомбишь» ночку, — вспоминает шеф, — а утром на работу. Через месяц чуть не свихнулся от таких заработков. Так что про официальный доход пришлось забыть.

Теперь и от шальных клубных денег Николай отказался. За десять лет собрал 20 постоянных клиентов. Они частенько «сигналят».

Сами таксисты-нелегалы часто грустят по былым временам. Белорусы стали экономить, многие обзавелись машинами или пересели в маршрутки, так что заработок у «бомбил» заметно сократился.

— Вон мужик пошел, — кивает в сторону тротуара Николай. — Когда-то каждый день его на работу возил. Сейчас он на полчаса раньше из дома выходит и бежит на автобус.

На стоянке появляется сонная семейка. Переходят от таксиста к таксисту, видимо, спрашивая цену. Садятся в третью машину.

— Извозчиков выбирают под настроение или по цене, — рассказывает таксист-нелегал. — Как-то спросил у мужика, который целенаправленно шел к моему «фольксвагену», почему он ко мне сел. Оказалось, у него принцип — садиться в последнюю машину.

Конечно, есть таксисты, которые не привыкли жить по правилам.

— Был у нас товарищ, который подмигивал клиентам фарами, — вспоминает Николай. — Но фонарь под глазом навсегда отучил его от дурной привычки.

— Здрасьте, срочно в Жданы! — врывается в разговор взъерошенная женщина.

— А почему не на маршрутке? — интересуюсь. — Вложились бы в 2700.

— Да на работу проспала, — переводя дыхание, отвечает клиентка.

Скорая доставка обходится женщине в 50 тысяч.

— Теперь домой. Жданы не наше место, а значит, и пассажиры не наши. А проблемы с другими таксистами мне не нужны. У нас ведь как, разговор простой: шины пробили, и гуляй Вася, — объясняет Николай.

— А как цену определяете? — спрашиваю по дороге.

— Сейчас у легалов километр где-то 2200. Я беру две, — поясняет водитель. — Хотя чаще люди сами называют сумму.

О цене обычно договариваются сразу, чтобы потом без денег не остаться. За десять лет Николая «кидали» только пять раз.

Возвращаемся на стоянку.

— Нелетный сегодня день, — жалуется нам один из таксистов с желтыми номерами.

— Странно, откуда находится место приятельскому тону при такой жесткой конкуренции? Ведь ваш брат налоги не платит, — я провоцирую Николая. — Несправедливо.

— Может, и так, — пожимает плечами Николай. — Но ведь и они (показывает на расплывшихся в улыбке легалов) счетчик не всегда включают.

— А от налоговой как спасаетесь? — интересуюсь.

— У нас на них чутье, — отвечает Дмитрий. — В своем районе всех знаем, а чужаков стараемся не брать. Научены. Как-то подвозил двоих до «Мэдисона». В конце дороги почувствовал, какие-то они подозрительные. Денег брать не стал. Они не отстают: «Возьми-возьми». Положили возле стекла. Не успел развернуться — окружили гаишники. Выписали предупреждение.

На часах около одиннадцати. Первую половину дня «отбомбили». Денег, правда, заработали мало.

— Подбегай после пяти, — говорит Николай. — Начнется вторая смена.

Вечером пошел дождь. Надеемся, «грибной».

— Мужик, до Колодищ подбрось, — стучат в окно двое ребят.

Едем. Парни работают на строительном рынке и каждый день на маршрутке возвращаются домой. Но сегодня мокнуть на остановке под дождем не захотели. Погода нам на руку.

— Проще скинуться по тридцатке и заехать прямо под дверь.

— А почему к легалу не сели? — любопытствую.

— Да не особо им охота в Колодищи переться, — как будто оправдывается один из пассажиров. — На обратную дорогу клиентов вряд ли найдут, и какой смысл гнать в один конец?

Из Колодищей опять возвращаемся на минскую стоянку. И снова стоим. Заработали всего 110 тысяч. Негусто для целого рабочего дня. Особенно если учесть, что часть денег придется «залить» в бак. Видимо, прав был один из «бомбил»: погода сегодня, действительно, нелетная. Хотя, как признается Николай, в среднем чистой выручки у него получается тысяч 60 в день. В месяц набегает плюс-минус два миллиона. И стоит ради таких денег каждый день рисковать? Может, проще стать легалом?

— Я слишком свободу люблю, поэтому не могу усидеть ни в какой организации. А на случай опасности у меня в бардачке есть нож. Слава богу за десять лет он мне ни разу не пригодился, — радуется таксист.

— О, Леонид Петрович, здравствуйте, — шеф резко прерывает свои философствования и прилипает ухом к трубке. — Конечно, заберу. Где именно?

Воспрянув от неудачного дня, Николай поворачивает ключ в замке зажигания, и мы стрелой летим на другой конец города. Туда, где нас ждет клиент, готовый платить…


Прямая речь

Игорь ВЕРХОВЕЦ, генеральный директор «Такси 107», председатель правления транспортной ассоциации «Столичное такси»:

— С каждым годом таксистов-нелегалов становится все больше. Гаишники и налоговая о них словно забыли: проверяют редко. А те и рады безнаказанно гонять по городу. Не помогли и желтые номера, которые раздают направо и налево. Единственный способ отличить легала от «бомбилы» — проверить лицензию, наклеенную на передних дверях, а также попросить показать бедж с реквизитами перевозчика.


Компетентно

Екатерина ГАЙДУК, начальник отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС по Минску:

— За пять месяцев этого года выявлено 78 нелегальных таксистов, что в полтора раза больше аналогичного периода 2010-го. Попавшиеся водители не всегда ведут себя адекватно. Случалось, от испуга они уезжали, прихватив с собой проверяющего. Были и оригиналы, которые съедали контрольные деньги. Но, признаюсь, от проверок и штрафов нелегалов меньше не становится. Арестованные у них автомобили суд, как правило, возвращает, и они снова начинают таксовать.

Только цифры

С января по апрель 2011 года суды привлекли к ответственности 109 таксистов-нелегалов по всей республике. Сумма конфискованного от незаконной деятельности дохода составила 51,7 млн. рублей, административные штрафы потянули на 170,5 млн. рублей.


РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments