«Остатки зимних покрышек разбирают». Что сейчас происходит в шинном бизнесе

«Остатки зимних покрышек разбирают». Что сейчас происходит в шинном бизнесе

В начале весеннего сезона шинный рынок пребывал как минимум в сумбуре, если не называть то состояние шоковым. В условиях курсовых колебаний и ухода ведущих производителей покрышек сфера стала трансформироваться. Андрей Бокша, руководитель отдела продаж компании «Автосеть», согласился ответить на актуальные вопросы о ценах, ассортименте и прогнозах для шинного бизнеса. Пересказываем, что услышали.

Андрей Бокша, руководитель отдела продаж

— Первые недели марта игроки рынка испытывали шок: шинные бренды заявляли об уходе из Беларуси и РФ, поставщики сообщали о нарушении логистических цепочек. Как изменилась работа вашей компании за последние два месяца?

— Изменения есть, и их действительно много. В работе фирмы добавилось активности, потому что требуется постоянно принимать серьёзные решения и перестраиваться. С логистикой есть определённые проблемы, и на шинном рынке наблюдается дефицит. Отдельные поставщики перестали ввозить товар в Беларусь. Тем не менее мы перестраиваемся: нарастили объёмы по тем поставщикам, по которым привоз возможен, поэтому у нашей компании есть продукция.

Если затрагивать общие изменения шинного рынка, то стоит подчеркнуть: они начались даже не два месяца назад, а гораздо раньше. Возможно, потребитель этого не заметил, однако изменения были значимые. С 1 декабря 2021 года ввели обязательную маркировку шин с электронным документооборотом для обеспечения прослеживаемости товара: между юридическими лицами и ИП нужно использовать не бумажные накладные, а электронные. Подготовка к этим нововведениям добавила работе интенсивности. Ещё далеко не все вопросы закрыты, потому как постоянно внедряются новшества. Соответственно, многие операции стали трудоёмкими.

В целом на рынке уменьшился общий объём продукции, из-за чего её запас теперь не такой большой, как в предыдущие годы.

— Можно ли сказать, что компания уже адаптировалась к новым условиям и ограничениям?

— К чему-то — да. Новые нормы и условия возникают постоянно, поэтому процесс адаптации в принципе не прекращается. Сейчас идёт весенне-летний сезон, мы активны на рынке, запускаем новые акции вроде бесплатного шиномонтажа при покупке покрышек и другие.

— Как запрет деятельности белорусских транспортных компаний отразится на стоимости шин и что это означает для данного сегмента бизнеса? Будут ли меняться цены или пока ожидается затишье?

— Есть несколько сторон вопроса. Предложений по перевозке стало меньше — это факт. Стоимость самих логистических услуг выросла, причём даже не в два-три раза, а больше, что, естественно, сказалось на окончательной цене товара для потребителей. Он подорожал и подешеветь не сможет, пока не подешевеет логистика.

На текущий сезон шины поставлялись в январе-феврале, поэтому на них цена уже сформирована и не будет изменяться. Стоимость новой поставки на зимний сезон, ввиду роста логистических затрат, будет пересмотрена. Какой она окажется, сейчас не берусь сказать — спрогнозировать это невозможно. К концу августа станут понятны конкретные цифры по товару, логистике, срокам и ассортименту. На текущий летний сезон запасов покрыть спрос хватает.

Говоря о шинах для грузовых автомобилей, в которых нуждаются и перевозчики, будучи нашими клиентами, отмечу, что данный сегмент очень сильно просел.

— Белорусы закупаются впрок, предчувствуя повышение стоимости?

— В сегменте зимних шин — определённо. Если летние покупают по потребности, то текущие остатки зимних покрышек разбирают. Что доступно в ассортименте, то и берут.

— Ещё месяц назад представители компаний осторожно предполагали грядущий дефицит на рынке шин Беларуси. Откуда сейчас поставляются покрышки и хватит ли этого объёма для удовлетворения потребительского спроса?

— В целом по рынку дефицит присутствует даже на весенне-летний сезон. Если брать конкретно нашу компанию, то он чувствуется в меньшей степени за счёт крупных китайских и турецких производителей, которые есть в нашем «портфеле».

Мы мультибрендовая компания и представляем порядка 30 производителей, хотя треть из них сейчас покинула наш рынок. Выпавшие объёмы мы переориентировали на азиатских поставщиков. Увеличиваем поступления там, где эта возможность присутствует. Думаю, 20 брендов — достаточно хороший выбор на данный момент.

— Какие бренды остались доступными для белорусского автовладельца и как изменилась их цена? Начнём с бюджетного сегмента.

— Из сегмента C выпали украинские Rosava и Premiorri. Остались Kama, Viatti и Белшина. Если учитывать абсолютные значения, то по цене бюджетный сегмент приблизился к азиатским шинам, однако по качеству им уступает.

— Какие есть предложения в среднем ценовом сегменте?

— В В-сегменте широко представлены китайские бренды: WestLake, Sailun, Triangle, Leao, Imperial — они составляют наш костяк. Плюс европейский Taurus. Выпали европейские Matador, Gislaved и все «корейцы»: Hankook, Roadstone (группа Nexen). 

Стоит отметить, что предложение в среднем ценовом сегменте осталось самым большим — этот сегмент пострадал меньше других.

— Есть мнение, будто значительнее всего нынешний кризис повлияет на наличие премиальных брендов на нашем рынке. Что можно заказать у вас из этого сегмента?

— Самый сильный удар пришёлся на ассортимент премиальных шин. Выбор заметно сократился, но он есть. Сейчас люди разбирают остатки январского и февральского привозов Bridgestone, Dunlop, Goodyear, Michelin — по ним новых поставок нет. Пока ещё представлен премиальный бренд Lassa.

Что касается цены премиума, то он стал ещё дороже, из-за чего некоторые потребители переходят в средний сегмент. Премиум доступен не всем, поэтому покупатель делает осознанный выбор, исходя из представленного ассортимента.

— А китайские производители способны заместить премиальные бренды, которые покинули наш рынок?

— Производители из КНР предлагают хорошую линейку типоразмеров, поэтому с точки зрения размерности они могут с большего закрыть потребительский спрос. К сожалению, не весь. Бренды из бюджетного сегмента, где узкий размерный ряд, неспособны на это.

Разумеется, премиум не просто так называется, поэтому по качеству китайские шины могут ему уступать. Если автовладелец долго ездил на одном бренде и на другой не готов пересаживаться, то он столкнётся с трудностями.

— Какие типоразмеры и бренды шин оказались в большом дефиците?

— Важно уточнить, что дефицит возникает каждый год и типоразмеры, недостаток которых наблюдается, меняются от сезона к сезону. Выпускаются новые автомобили либо привозятся в страну популярные модели с другими размерами шин, к которым рынок не был готов. Оперативно перестроиться не всегда есть возможность — производство занимает время, а заказать поставку негде. В текущем сезоне ориентировочно 97% всех типоразмеров не имеют больших проблем с наличием товара.

Чего конкретно не хватает: разноширокие 275/45R21 и 315/40R21, 225/60R17, 255/45R20, 155/70R19, 195/55R20, усиленные 235/65R16C. Из общего числа 350 типоразмеров я назвал семь — не так много, как может показаться. Если раньше внутри типоразмера было разнообразие вариантов и предложений, то теперь их меньше. Сам выбор размерностей не изменился.

— Какие финансовые программы действуют для покупателей: рассрочка, кредиты, карты рассрочек?

— Все варианты, которые работали раньше, действуют и сейчас. Ни мы, ни наши партнёры не сворачивали финансовые инструменты. Возможна покупка по картам рассрочек от двух до восьми месяцев. Есть банковская рассрочка, которую пока можно оформить только через отделение банка, и непосредственно кредитование.

— Читатели часто задаются вопросом: почему при оплате картой рассрочки в некоторых магазинах итоговая цена меняется? Само понятие «рассрочка» подразумевает оплату товара равными частями, без скрытых комиссий и процентов. В противном случае это уже кредит.

— Я согласен, что некоторые игроки рынка подменяют понятие рассрочки на кредит. Потребителя привлекает рассрочка за счёт отсутствия дополнительных затрат. Что касается нашей компании, то цена единая и открытая — она не меняется в зависимости от способа приобретения шин. Все условия изначально прописаны и прозрачны.

Кредитование тоже присутствует, потому что даёт потребителю выбрать более длительный период погашения — однако в данном случае будет получаться переплата. Мы это понимаем, поэтому идём навстречу клиенту и частично компенсируем её, предоставляя скидку на товар.

— Делать прогнозы всегда непросто, но не задать этот вопрос мы не можем. На ваш взгляд, чего ждать потребителю в ближайшем будущем?

— По текущему сезону всё более-менее понятно: товар привезён, у нас его достаточно, цены останутся примерно на том же уровне. Что касается зимы, то прогноз делать гораздо сложнее с точки зрения ассортимента, сроков поставки и стоимости — очень много неизвестных. Если логистика сформирована с учётом текущих реалий, то по самому товару есть нюансы. К этому вопросу стоит вернуться в августе.

Если человек рассматривает покупку зимних шин осенью, то можно изучать текущие остатки прямо сейчас.

Партнёрский материал

«Автосеть» — это 16 магазинов шин и более 25 пунктов выдачи во всех областях Беларуси, а сайт компании Автосеть — самый информативный портал об автомобильных шинах. Для каждой шины на страницах сайта указаны значения из евроэтикетки, данные о высоте протектора и весе, вдобавок можно ознакомиться с тестами шин, посмотреть видеообзоры и почитать отзывы реальных покупателей — все за и против перед глазами. Для заказов на сайте действует бесплатная доставка. Все акции, скидки и промокоды здесь.