Игрушка выходного дня. Ищем заряженные хэтчбеки на белорусском рынке

Спортивные хэтчбеки — редкая категория машин в СНГ и довольно популярная в остальном мире. Автомобили рассчитаны на молодых людей, которым нужна эффектная и быстрая, но не слишком дорогая машина. В постсоветских странах молодежь скорее купит десятилетний Mercedes S-class или BMW 7-Series вместо «какого-то Volkswagen», пусть даже Golf GTI не спасует по динамике перед обычными модификациями машин F-сегмента. Однако есть категория покупателей, которые все же выбирают маленькие, но очень быстрые машины. Сегодня как раз изучаем такие автомобили.

Fiat 500 Abarth

Кто бы мог подумать, глядя на крошечный Fiat 500, что в нем может быть под две сотни лошадиных сил? Помимо крошечных моторов на 0,9 (85 либо 105 л.с.) и 1,2 (примерно 70 л.с.) литра, хэтчбек оснащается двигателем объемом 1,4 литра (100 л.с.), заряженная модификация которого развивает 200 лошадиных сил. Такой показатель относится лишь к версии Abarth Assetto Corse, которую днем с огнем не сыскать. Кроме спортивных Fiat 500 есть экономичные модификации с 1,3-литровым дизелем: он развивает 75 либо 95 л.с.

Существуют обычные по сравнению с Assetto Corse вариации Abarth, на 135 и 160 лошадиных сил. С таким показателем маленький хэтбчек стоит на пороге семи секунд при разгоне до 100 км/ч. После этого как-то и неудобно называть Fiat 500 женским автомобильчиком, который выбирают под цвет туфель.

Fiat, похоже, нащупал золотую жилу: в Европе автомобиль имеет огромную популярность. Выпуск пятидверного 500L тоже оказался успешным, а затем появилась вседорожная модификация 500X. Основной трехдверный хэтчбек – это возрождение классической модели Fiat500, что выходила с 1957 до 1975 года. Стилистически новый автомобиль повторяет своего предка.

В Беларуси продается один Fiat 500 Abarth за довольно большую сумму — почти 290 миллионов рублей. Его мощность увеличена чип-тюнингом до 200 лошадиных сил. «Машина приплыла из Америки. Сделан чип-тюнинг, мощность увеличена до 200 л.с. Цену завышенной не считаю — посмотрите, сколько такие модели стоят в Европе и США: там такая же стоимость без учета доставки и растаможки будет. Машина, конечно, подойдет не каждому, но своего человека найдет», — говорит владелец.

Ford Focus ST/RS

Разница между Ford Focus ST и RS — примерно как между Audi серий S и RS. То есть первый вариант — это просто спортивная версия, а второй – самая быстрая и мощная машина. Заряженные модели первого поколения представили в 2002 году. Их показатели сильно отличаются: к примеру, RS разгоняется до 100 км/ч за 6,3 секунды, а ST – почти за восемь. Двухлитровый мотор в версии ST выдает 171 л.с., а мощность топового RS – 212 лошадиных сил.

Для второго поколения Ford Focus ST/RS компания выбрала пятицилиндровые моторы. Объем двигателя подрос до 2,5 литров: мощность составила 226 и 305 л.с. Время разгона уменьшилось примерно на 0,5 секунды у обеих версий. Существовала самая редкая версия RS500, тираж которой составил всего полтысячи машин – у нее под капотом 350 л.с.

Вплоть до третьего поколения быстрые Focus были переднеприводными. Новый Focus RS обзавелся AWD и 2,3-литровой «четверкой» EcoBoost на 320 л.с. В свою очередь теперешний ST идет с передним приводом и двухлитровым мотором мощностью 250 л.с., который разгоняет хэтчбек до 100 км/ч за 6,5 секунд. Ни ST, ни RS в продаже на вторичном рынке не нашлось.


Также Ford выпускает спортивные версии Fiesta. Модель ST развивает 197 лошадиных сил, а RS текущего поколения пока что не анонсирована, дебют возможен в следующем году.

Volkswagen Golf GTI/R32

Если говорить о заряженных хэтчбеках, то Volkswagen Golf GTI — своеобразный эталон. Остальные авто в классе могут быть быстрее, мощнее, дороже, просторнее, но вряд ли вы найдете более сбалансированную по всем качествам машину. Именно в Golf GTI, так уж повелось, сочетаются великолепные потребительские качества, которые стоят каждого потраченного рубля (если читаете текст после 30 июня — то каждой монеты).

Golf GTI первого поколения появился спустя два года после дебюта обычного хэтчбека – в 1976 году. Сперва на автомобиль ставили 1,6-литровый двигатель (110 л.с.), далее ему на смену пришел мотор с объемом 1,8 литра, мощность увеличилась всего на две лошадиные силы. Второе поколение Golf внешне изменилось слабо, на GTI-модификацию устанавливали все тот же 1,8-литровый мотор, который затем заменили более мощным двухлитровым агрегатом со 139 л.с.

Golf Mk.3 ознаменовало существенные перемены: дизайн разительно отличался. Двухлитровый двигатель выдавал уже 150 лошадиных сил, а также выпускалась модификация с двигателем VR6: объем составлял 2,8 и 2,9 литра (174 и 190 л.с. соответственно). На Golf GTI Mk.4 двигатель стал чуть меньше – 1,8 литра: 150 или 180 л.с.


Гораздо важнее, что появилась версия R32. Под капотом она имела двигатель компоновки VR6 – это как V6, но противоположные цилиндры расположены близко друг к другу, угол развала совсем небольшой. Мощность составляла внушительные 241 л.с., а привод у модели полный, в отличие от сугубо переднеприводных GTI. Пятое поколение Golf R32 имело тот же мотор, но мощность подняли до 250 л.с., а GTI оснащалась двухлитровой «четверкой» с двумя сотнями лошадиных сил. Хозяин R32 зимой рассказывал, что обслуживание выходит немного дороже, чем обычного Golf, но все эмоции легко окупаются. Этот автомобиль продается за 227 миллионов рублей. 

 На «Автомалиновке» нашлось несколько GTI и R, но самым интересным нам показался экземпляр Pirelli Edition. Это, по сути, «спецверсия спецверсии»: машина создана на основе юбилейной партии VW Golf GTI Limited Edition 30. Помимо эксклюзивных дисков и форсированного до 230 л.с. мотора, в Pirelli Edition оригинальные сиденья: от подушки до подголовника идет тиснение, имитирующее протектор шин — смотрится, без преувеличения, здорово. Автор объявления сообщил, что на автомобиле ездит его сын: «Но мне и самому очень нравится в ней, беру иногда поездить. Конкретно эта версия редкая, выпущено порядка тысячи экземпляров – такая одна в Беларуси. Ставим оригинальные детали, поэтому обслуживание не совсем дешевое, но это ведь и машина не самая обычная. Заливать стараемся АИ-98 — он дороже, чем АИ-95, но и расход меньше».

Golf Mk.6 в версии GTI обзавелся 211 л.с., которые разгоняют машину до 100 км/ч менее чем за семь секунд. А вот R-версия стала совсем другой: «четверка», как в GTI, но форсированная до 255 л.с. Привод тоже полный. Последнее на текущий момент поколение Golf Mk.7 в заряженных модификациях оснащается двухлитровыми моторами с 220 л.с. у GTI и 300 л.с. у R.

Audi S/RS3

Компактный хэтчбек Audi получил «подогретую» модификацию в 1999 году, когда была представлена модель S3 на базе первого поколения A3. На машину устанавливали 1,8-литровый двигатель с 210 лошадиными силами, который с 2001 года стал мощнее на 15 л.с. Следующее поколение S3 оснащалось двухлитровой «четверкой» TFSI с 265 л.с., а теперешняя модель выпускается с 2013 года и имеет тот же 2,0-литровый мотор, но с 300 л.с.

Но и это не предел для хэтчбека с четырьмя кольцами — ведь еще есть RS3. Модель создана на основе второго поколения A3, двигатель —пятицилиндровый, объемом 2,5 литра. Мощность составляет впечатляющие для машины весом 1,6 тонны 340 л.с. Разгон до 100 км/ч — 4,6 секунды.


С 2015 года выпускается новое поколение RS3, которое стало еще мощнее: с 2,5-литровой «пятерки» снято 367 л.с., а цифру «100» на спидометре вы увидите через 4,3 секунды после старта с места. Все S3 и RS3 оснащаются исключительно полным приводом системы Quattro.

Mini Cooper S/JCW

Легендарный хэтчбек Mini выпускался в спортивной версии еще при первом появлении на свет: тогда Mini Cooper S выходил с несколькими моторами, самым мощным был 1,3-литровый агрегат на 76 лошадиных сил. Сейчас «заряженным» при таком количестве лошадиных сил разве что гироскутер можно назвать, а в шестидесятых годах машина считалась довольно резвой, тем более что весила она меньше 700 килограмм.

С переходом Mini под крыло BMW начинается новая история этих стильных хэтчбеков. Представленный модельный ряд состоял из One, Cooper, Cooper S и JCW — аббревиатура от John Cooper Works. Заряженными можно считать S и JCW. На первом поколении автомобилей CooperS 1,6-литровый мотор развивал 163 л.с., а двигатель версии JCW выдавал уже 210 л.с. Обновленный Cooper S получил 184 л.с., в то время как JCWмог похвастаться 231 л.с.

Бренд быстро развивается, представлено много моделей: пятидверные и вседорожные модификации, фургоны, купе, родстеры, кабриолеты. Эти автомобили с яркой внешностью и оригинальным интерьером, безусловно, на любителя, но продажи и растущий модельный ряд показывают, что любителей находится много.

Продается несколько экземпляров MINI Cooper JCW. Один из них, 2011 года, стоит 314 миллионов рублей. Владелец рассказал, что машина покупалась новой в России, а обслуживается только на «Автоидее». Хозяин искал конкретно этот автомобиль: «Здесь максимальная комплектация, в своем классе считаю MINI Cooper JCW лучшим авто. Раньше ездил на Alfa Romeo MiTo QV — версия со 170 лошадиными силами. По сравнению с ней MINI нравится больше. Еще в одноклассники можно записать OpelCorsaOPC, но MINICoooperJCW побыстрее будет. Машину случайный человек не купит: покупатель знает, что ему нужно и что он получит».

KIA cee’d GT

Хэтчбек KIA появился в 2006 году, сейчас на конвейере стоит второе поколение модели (выпускается с 2012 года). Модель эффектная: первую версию cee’d сложно назвать запоминающейся машиной, а вот теперешняя генерация весьма яркая — до злости Audi RS3 далеко, но и безликим хэтчбек не назовешь.

Заряженные версии сee’d продаются с 2013 года. Трех- и пятидверные модификации называются по-разному: в первом случае это pro_cee’dGT, во втором – просто cee’d GT. Кроме названий и количества дверей модели одинаковые. Под капотом находится 1,6-литровый турбодвигатель на 204 л.с. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 7,6 секунды. Привод только передний.



Один pro_cee’d GT 2014 года выпуска продается в Беларуси за 289 миллионов рублей. Хозяин пояснил, что цену считает оправданной: «С учетом утильсбора, повышения цен — стоимость адекватная. Да, машина куплена в России около года назад. Почему продаю? Как обычно, причина одна: нужны средства. Покупал авто под себя, если бы хотел быстро перепродать, взял бы самый обычный универсал cee’d SW. Его кто угодно заберет: и девушка, и дедушка. Машина, хоть и трехдверная, вполне вместительная. Конкурентов и не рассматривал: MINI Cooper JCW дороже раза в два, в топовом Hyundai Veloster стоит туповатая роботизированная коробка передач. Машиной интересуются, буквально вчера снова приезжали смотреть ее».

Renault Megane RS и Clio RS

Renault выпускает модели Clio RS и Megane RS. Первая версия спортивного Megane получилась вполне себе мощной – 225 лошадиных сил. Для 2003 года это было довольно много. На третьем, актуальном в настоящее время поколении Megane RS, двигатель объемом 2,0 литра развивает 250 л.с. Коробка передач – только механическая, привод исключительно передний.

Первое поколение Clio RS оснащалось 109-сильным двигателем объемом 1,8 литра. Для второго поколения предлагались две заряженные модификации. Первая – с 2,0-литровой «четверкой» на 170 л.с.

Вторая — с трехлитровым V6 мощностью 230 л.с. Как в такой маленький моторный отсек поместили 3,0 V6? Все просто – его там и нет. Двигатель находится за передними сидениями, компоновка получилась центральномоторной. Разгон до 100 км/ч занимает около 6,5 секунд. Чуть позже вышла доработанная версия с 252 лошадиными силами. Clio RS II продается за 118 миллионов рублей.

Третья генерация Clio RS оснащалась двухлитровым атмосферным мотором на 200 лошадиных сил, а теперешнее поколение обзавелось турбированной «четверкой» с 1,6 литрами объема и такой же мощностью. Владелец Clio RSII рассказал о своем автомобиле: «Появилась она у меня около трех лет назад. Искал конкретно быстрый хэтчбек, всегда нравились спортивные машины. Остановился на Renault, потому что в свое время был связан с этими автомобилями, занимался компьютерной диагностикой. Машина устраивает абсолютно всем, поэтому езжу каждый день в свое удовольствие и с продажей совершенно не спешу — правда, сейчас ей и не особо интересуются. Многие детали подходят от обычных Clio, а что нет — просто привозят на заказ».

Peugeot 205-208 GTI

Модификация GTI стала популярной среди семейства хэтчбеков Peugeot и выпускалась в период с 1984 по 1992 гг. Изначально на модель 205 ставили двигатель объемом 1,6 литра на 115 л.с., который в дальнейшем заменили 1,9-литровой «четверкой» со 120 л.с.

Peugeot 206 стало мощнее — 175 лошадиных сил, снятых с двухлитрового двигателя. На британском и австралийском рынке модель называлась GTi 180, а в Европе – 206 RC. Хэтчбеки следующего поколения, 207, выходили с двумя быстрыми моделями – GTI/RC (в зависимости от рынка) и GT.


Первая мощнее, у нее все те же 175 лошадиных сил либо 184 л.с. после рестайлинга, а GT имеет только 150 л.с. Мощность 1,6-литрового двигателя в 208 GTI подросла примерно до 200 л.с.

На «Автомалиновке» продается любопытный экземпляр 205 GTI — не просто GTI, а Rallye. Это удешевленный по сравнению с обычной версией вариант, но вся ходовая у нее от GTI. Владелец рассказал, что в Беларуси почти наверняка это единственный подобный автомобиль: «Езжу на ней несколько лет, и ни разу не встречал именно Rallye. Я второй хозяин в нашей стране, отец первого владельца привез ее из Германии — экземпляры с двигателем 1,9 литра продавались только на немецком рынке, всего выпущена тысяча автомобилей. Машина резвая, отчасти это заслуга малого веса. По запчастям проблем нет — кузовные детали от обычной 205, а подвеска и двигатель идентичны с 205 GTI».

Honda Civic Type R 

Быстрая версия хэтчбека Honda шестого поколения оснащалась двигателем на 185 лошадиных сил объемом 1,6 литра. Найти эту машину тяжело – ее продавали только в Японии, поэтому если какие-то экземпляры и встретятся, то с правым рулем, и лишь единицы переделаны энтузиастами под правостороннее движение. 

Седьмое поколение Civic, оно же второе для TypeR, получило более мощный двигатель – 200 л.с.

Восьмая генерация Civic, которая похожа на каплю, имела три модификации TypeR, все с двухлитровыми «четверками». Кроме хэтчбека был доступен седан и купе, в США модели именуются Si вместо TypeR. Четырехдверная версия для родного рынка была немного мощнее – 225 л.с. против 201 л.с. в хэтчбеках. Актуальное поколение получило мотор 2,0 на примерно 300 лошадиных сил, разгон до 100 км/ч занимает 5,7 секунд. 

В Беларуси есть несколько быстрых Civic, их цена — 178-198 миллионов рублей. Владелец одного хэтчбека указал, что стоит новое сцепление, заменено масло в двигателе и коробке — словом, машина готова к активной езде. Обладатель одного экземпляра за 188 миллионов рублей рассказал, что машину уже практически продал, при этом объявления было размещено в конце мая: то есть покупатель нашелся всего за месяц, что быстро для хот-хетча. «Civic Type R купил в ноябре прошлого года. Сейчас немного приоритеты изменились, понял, что хочу другой тип автомобиля — более комфортный, поэтому смотрю седаны. А тут все же спортивный хэтчбек, то есть довольно жесткий. На машину установлено сцепление Exedy, оно более выносливое по сравнению с заводским. Отличий по сравнению с обычными Civic в плане обслуживания нет».

BMW M140i

Обычно у BMW модели M-серий идут с короткими названиями: M3, X6M и так далее. Тут же автомобиль окрестили M140i, и, несмотря на букву, это «почти» М, но не она самая. BMW развивает направление промежуточных версий между обычными и заряженными. К примеру, купе 2-Series имеет модификации и M240i, и M2 – в общем, черт ногу сломит.

 Цель у маркетологов простая: не всем нужны столь мощные и быстрые автомобили, как полноценные М-версии, но части аудитории мало возможностей и крутости обычных модификаций. Для них и создаются автомобили, вроде M140i или X4 M40i.

M140i имеет под капотом рядную трехлитровую «шестерку» мощностью 340 лошадиных сил. До рестайлинга модель с этим же двигателем именовалась M135i. Машина может оснащаться полным приводом xDrive. Разгон до 100 км/ч у модификации с AWD занимает 4,4 секунды. На вторичном рынке таких автомобилей не отыскалось.

***

Быстрых хэтчбеков много: кроме указанных моделей есть SEAT Leon Cupra, Opel Corsa OPC и Mercedes A45 AMG. Машины популярны в одних регионах и мало востребованы в других. Беларусам еще предстоит морально созреть до ярких автомобилей — тех, которые покупают для эмоций и своих ощущений, без оглядки на объем багажника, ликвидность и мнения окружающих. Но приятно видеть, что в нашей стране все-таки есть ценители подобных машин. Особенно нас удивили специальные серии: VW Golf GTI Pirelli Edition и Peugeot 205 GTI Rallye. Знающие люди наверняка обратят внимание на эти автомобили.