Как ни странно, но выражение «рабочая лошадка» слышишь чаще от владельцев SUV классом повыше, чем от эксплуататоров бюджетных кроссоверов. К примеру, модель Hyundai Santa Fe, являясь переходным звеном между крошечным паркетником Tucson и роскошным вседорожником Veracruz (ix55), прижилась в народе именно благодаря простоте своей конструкции. Даже герой нынешнего подъемника Александр называет этот свой автомобиль не иначе, как «велосипед», зато произносит это с гордостью. Почему? А вот пусть он все сам и расскажет.
Не форса ради, а удобства для
Итак, модель Santa Fe, с которой компания Hyundai дебютировала в сегменте кроссоверов в 2000 году, во многом оказалась судьбоносной. Собиравшаяся в Америке, она вышла в то же время, что и Ford Escape, и Pontiac Aztec. Поначалу проигрывая своим прямым конкурентам, корейский SUV очень быстро взял верный курс: менеджеры бренда внимательно выслушивали любую критику в адрес кургузого автомобиля, постоянно что-то в нем исправляя.
Обновления касались буквально всего: дизайна, моторов, эргономики. Кому-то не хватало подсветки в багажнике, а кто-то злился на тугодумный «автомат». Каждый год улучшения доходили до адресата, изменяя его. Продажи Santa Fe при этом неуклонно росли.
Даже на старте этому кроссоверу было чем удивить покупателя. Для ряда стран он оснащался полным приводом уже в "базе". И год за годом к этому оснащению добавлялись ESC, ABS, эйр-беги для всех сидений, функция контроля давления в шинах. Иногда заказов было столько, что заводы просто не успевали этот кроссовер производить. Это тем более примечательно, если вспомнить, что он до сих пор делит одну платформу с седаном Sonata.
Автомобиль, который Александр привез на наш подъемник, относится ко второму поколению Santa Fe. Визуально модель уже практически ничем не напоминает своих американских конкурентов, зато полностью соответствует однажды выбранной стратегии Hyundai: простота и надежность. По крайней мере, наш герой искренне в этом уверен:
«Эту машину я покупал абсолютно новой в 2010 году в Германии. Для того времени это была максимально полная комплектация: настоящая кожаная обивка сидений, кресла с подогревом, мультируль, электропривод зеркал. Есть парктроники, датчик света, климат-, круиз-контроль и даже люк. Конечно, таких штук, как контроль полосы движения или память кресел, тут нет, но ими в то время и не каждый премиум хвастал. Так вот конкретно эта машина стоила мне $25 тыс.».
За эти деньги мужчина получил также дизельный 2,2-литровый двигатель на 150 «лошадей», 5-диапазонную АКПП и подключаемый полный привод. Последняя функция, как оказалось, для него не важна — пробег у Александра в основном трассовый. Ну а если нужно где-то с дорожного полотна съехать, владелец сам знает, куда на этой машине лезть не надо, чтобы не идти потом за трактором.
«По топливному расходу все просто: город — 11-12 литров, трасса при скорости 90 км/ч — до 7 литров. Пробег оригинальный — 189 тыс. км. За время эксплуатации машина находилась только в одних руках», — утверждает Александр.
«Из плюсов хочу отметить уровень шумоизоляции, — наконец-то владелец переходит на личности. — Машина не то, чтобы очень тихая: когда зимнюю резину ставишь, шум от колес проникает в салон. Но "шумка" все равно, на мой взгляд, сделана достойно. И акустическая система Moonsoon радует: мало того, что качество звучания отличное, так CD-чейнджер может до 6 дисков читать, а еще и флешку. Мне это все очень нравится».
«А еще интересно, что антикоррозийная стойкость кузова тут очень высокая, — продолжает он. — Я свою "Санту" не обрабатывал, поэтому поднять ее брюхом кверху самому интересно. Но точно знаю, что какой-нибудь VW Touareg за 10 лет эксплуатации по нашим зимам уже бы давно сгнил на корню. А здесь только пару точек рыжих вокруг дренажных отверстий на крышке багажника за все время и обнаружил...»
Трудности перевода
О том, что Santa Fe постоянно обслуживалась в официальном столичном центре Hyundai, Александр говорит с гордостью. Мол, так он может подтвердить и родной пробег авто, и его историю поломок:
«Все записи, включая даже замены мелких резинок, у меня есть. Вплоть до пробега, на котором была заменена та или иная деталь. Причем запчасти я всегда ставил оригинальные, потому что они дешевые. Иногда альтернативный вариант стоил дороже. Так что смысла хитрить у меня тут не было никогда».
Кроме постоянного сравнения кроссовера с велосипедом (скорее всего, для нашего героя оно является вторым именем Santa Fe), на ум Александру приходят ассоциации с VW Passat B3. Но только лишь из-за неприхотливости «корейца». К самому немецкому автопрому мужчина доверия не испытывает.
«Какой главный плюс у моей машины? — задает он риторический вопрос и сам на него отвечает. — Она стабильна. За 10 лет от "Санты" я не видел неприятных сюрпризов. На "подлянки" она конструктивно не способна. Один раз сел аккумулятор — было дело, и то из-за его износа (машина не завелась в -25 Сº). Все! Других вопросов ни разу не возникало. Все расходники имеют такой ресурс, на который рассчитаны. Это вам не "немцы", которых заводишь при разной температуре, и каждый раз слышишь разные звуки в моторах. Был у меня и Tiguan, и Touran… То же самое с BMW X5 — компьютер постоянно выдавал ошибки в двигателе, блок управления раздаткой вышел из строя на ровном месте. А Santa Fe — настоящий простой и надежный велосипед. Болты закрутил, цепь смазал — и вперед!»
Правда, есть и в такой бочке меда своя ложка дегтя. Нет, пожалуй не ложка — лужа. И причина ее, считает Александр, в низкой технической грамотности сотрудников официального автоцентра Hyundai:
«За нашими сервисменами нужно следить в оба глаза. Вообще за всеми, не важно, какой марки. Могут обмануть и ремонт не произведут. Но с Hyundai проблема особая. Чтобы все прошло гладко, над ними надо именно стоять и пристально следить, что они делают…»
Александр долго и обстоятельно рассказал про долговременную замену печки:
«Когда печку меняли в первый раз, магистрали не промыли, и через год она снова потекла. Все пришлось делать по новой. На третий раз они все промыли, но механик забыл вернуть на место шумоизоляцию, из-за чего салон нормально не прогревался. То есть проблема не ушла, и мне посоветовали поменять интеркулер. Он стоил $100, и я его заменил — ничего не поменялось. Тогда они говорят, мол, меняйте коллектор. Тут я уже послал их подальше и поехал к знакомому на СТО — там ребята продвинутые, в два счета разобрались, в чем причина, да еще смеялись над этими. А купи я у них самую дорогую машину — ездил бы потом вокруг этого центра и боялся, что заставят потом ее половину стоимости на запчасти потратить».
Тем не менее, вовсе не уровень обслуживания заставляет Александра проститься с машиной. «Продаю, потому что морально устал от нее, — говорит мужчина. — Все-таки 10 лет за рулем. Хочется банально новых ощущений. Но вот что купить взамен — большой вопрос. Не факт, что, потратив много денег на премиум-сегмент, я останусь доволен. Был бы уровень сервиса получше, я бы честно купил новую "Санту". А так — опасаюсь. В России ее покупать, а потом что-то доказывать нашим я не хочу тем более. Вот и думай теперь, что брать».
На подъемнике
К сожалению, время для встречи на Bosch Service "H3O" мы выбрали не самое удачное — с неба сыпал жутко грязный мокрый снег. Александр честно вымыл автомобиль, но чистым добраться до конечной точки ему, увы, не удалось. К тому же время нас поджимало, поэтому сниматься пришлось чумазыми.
Впрочем, если отбросить эстетические восторги, на результат осмотра это не повлияло. Так, пройдясь вокруг Santa Fe c толщиномером, механик быстро определил, что правое крыло, а вместе с ним и пассажирская дверь подкрашивались.
«Да, было дело, подкрашивал, — согласился владелец. — Но тайны из этого никакой не делаю. Во дворе кто-то поцарапал крыло и дверь, пришлось подкрасить. Еще и вмятину на стойке мне сделали — наверное, саданули кулаком. Но в остальном лак на кузове крепкий. Сколов в большом количестве нет, ржавчины тоже. Поэтому и смысла полностью перекрашивать машину я не вижу».
«В качестве личного транспорта Santa Fe — это очень хорошая машина, — снова утверждает Александр, оправдывая ее «несвежий» внешний вид. — Форса в ней никакого нет, но для семейных нужд отличный вариант. Я ее не жалею. Но все, что надо, ей даю. Превентивные меры в любом случае надо делать. Так, я чистил маслоприемник, менял прокладки под форсунками, поставил новые натяжители, ремни и ролики в мотор, заменил свечи».
«Сгнило крепление теплоизоляции над выхлопной системой, — подает голос механик после того, как утвердил автомобиль на распорках и поднял его. — А еще надо заменить правый рулевой наконечник и левую переднюю тягу стабилизатора».
«Спереди на подвеске я только стойки стабилизатора менял, — отвечает Александр. — Зато сзади после 150 тыс. км пробега поставил новые рычаги — старые стучать начали. А амортизаторы там до сих пор родные стоят».
«Вот на них вам пружины и стоит заменить, — говорит скептически настроенный механик. — От одного кусок отвалился, а другой сам рассыплется».
«Да ладно, они копейки стоят! — машет рукой владелец. — Я на этой машине стройку пережил и два ремонта. Так что две пружины — небольшая плата за это. А если руки есть, "Санту" можно и самому обслуживать. Узлы в подвеске максимально простые…»
«Тогда неплохо бы еще передние тормозные колодки поставить новые, — парирует специалист. — И долить масло в АКПП — там уже минимальный уровень. Скоро из-за этого могут быть проблемы».
В подтверждение слов механика компьютерная диагностика выдала две ошибки: по главному блоку управления двигателем и блоку АКПП. Но чтобы выявить истинную причину, надо избавиться ото всех переменных. В том числе и от низкого уровня жидкости в «агрегате».
Владеете кроссовером или настоящим внедорожником и хотите рассказать о нем? Напишите нам на news@av.by с указанием пробега машины, года выпуска, двигателя и всего, что посчитаете нужным (если авто продается, ждем ссылку на объявление в каталоге av.by). Будем рады вашим письмам!
av.by выражает благодарность Bosch Service "H3O" за помощь в подготовке материала