Несмотря на то, что по любимой традиции белорусы прибегают за колесами именно накануне первого дня зимы либо с первым снегом, в минувшую субботу у павильонов зимних шин небольшое оживление все-таки наблюдалось, хотя зимняя резина обязана появиться на автомобиле не позднее 1 декабря. Но шинники уверены, что руководствоваться в этом вопросе стоит не столько законодательными актами, сколько здравым смыслом: как только среднесуточная температура опустится ниже +5°С, следует задуматься о покупке зимних шин и сезонной «переобувке», ведь даже в отсутствие снега любой дождик может спровоцировать гололед и начало «Дня жестянщика».
В розничной торговле, как правило, балом правят бюджетные зимние покрышки, в лучшем случае — шины среднего ценового сегмента. Но на рынке опытные продавцы в один голос рапортуют: самое ходовое — это самое дешевое, то есть аксиома продаж как летних, так и зимних покрышек не меняется от сезона к сезону, в кошельках белорусов нет лишних денег на премиальные бренды. Оттого, впрочем, и покупка шин с первым снегом превратилась чуть ли не в народную привычку.
Но продавец-консультант отечественных покрышек в павильоне ТЦ «Автоград» Сергей с этим согласен отчасти, отмечая, что сознательных белорусов становится из года в год побольше: «Многие уже "переобуваются" на зиму, не ожидая первого снега и очередей на шиномонтаж. Хотя продажи идут планово. Например, за вчера касса составила 1500 рублей, это примерно 30 колес. В сезон бывали случаи, когда продавали по 100-200 шин за сутки, но сейчас все реализуется более равномерно, сказывается то, что работает дилерская сеть практически по розничным ценам и с доставкой на дом, поэтому людей непосредственно в магазин приходить стало меньше».
Павильон родного бренда буквально завален свежими комплектами зимней резины, прошлогодних остатков крайне мало, но на них тоже распространяется пресловутая пятилетняя гарантия. А вот цены на отечественные покрышки подросли по сравнению с прошлым годом: если за родную покрышку 195/65 R15 в октябре 2016-го просили 58 рублей 34 копейки, то сегодня Бел-337 обойдется покупателю в 70,97 руб. На «Белшину» размерности 185/65 R14 (Бел-147) фирменная цена составляет 69,60 рублей, а 205/55 R16 (Бел-317) предлагают за 106,30 руб.
Во время нашего разговора в павильон заглядывает мужчина, подыскивая 225/45 R17 на Geely Emgrand X7, но, поскольку в подобной размерности «Белшина» выпускает только "лето", решает поискать подходящий размерчик в Интернете.
А Белшина-то подорожала! На 15-25 руб. с колеса в зависимости от типоразмера
Последняя разработка компании Artmotion Snow, представленная в R13-16, действительно стала хитом продаж минувшей зимой, и прогнозируется, что в нынешний сезон она не будет сбавлять темпы продаж. «Покупают как постоянные клиенты, так и новички. "Белшина" сейчас модная. Она будет даже дороже на пару рублей некоторых российских брендов, но это людей не пугает. С продажами проблем нет, сарафанное радио работает исправно, никого уговаривать не приходится». Новинками же пока белорусский бренд радовать не спешит, но иной раз и «Белшина» преподносит сюрпризы: «Последний раз меня удивил один покупатель, когда предоставил фотографию летней резины R18, показанную на выставке в Таллине».
В других павильонах торгового центра ситуация с шинами по наличию такая, что покрышки 2017 года выпуска вроде бы имеются, но на деле свежих комплектов брендовых зимних покрышек совсем немного, возникает ощущение, что все они хранятся на нескольких оптовых складах, с которыми в случае чего созваниваются розничные продавцы, бронируя шины под реального клиента.
Из доступных вариантов здесь предлагают украинские бренды вроде Rosava и Premiorri за 67-70 рублей в популярном типоразмере 195/65 R15. В среднем ценовом сегменте продавцы активно продвигают российские Cordiant, Kama и Amtel аналогичной размерности примерно за 70-75 рублей. Но если видят, что клиент готов заплатить немного больше — тогда уже называют Nokian, одно колесо финского бренда обойдется где-то в 100-105 рублей минимум. Как правило, гарантия на новые покрышки составляет 1-2 года, а скидка на «дружественном» шиномонтаже варьируется от 20 до 50%.
Здесь считают, что отсутствие денег у автовладельцев довольно жестко диктует не только ассортимент зимних шин, но и сроки, когда за новыми покрышками приходят в самый последний момент — либо с первым снегом, либо накануне 1 декабря. И хотят, как правило, одно и то же — «хорошее, но дешевое». «Но так не бывает. Обычно, если спрашивают именно так, предлагаем Cordiant, Rosava или Premiorri. Последняя, кстати, английской разработки, но ее производство в Украине выходит дешевле. В прошлом году даже не ожидали, что она будет так хорошо продаваться, раскупили все ходовые размеры», — объясняет один из продавцов торгового центра.
Как говорят в павильонах, цены на зимние покрышки немного подросли — на 5-10 рублей за колесо, но это вряд ли ощутимо отразится на продажах. На открытом рынке с клиентом работают немного по другому сценарию, сперва задают сверхважный вопрос: «Вам подешевле или получше?», а затем в зависимости от ответа предлагают лучшее из имеющегося в наличии.
"Китай" сегодня мало кого страшит — говорят, он не хуже "Белшины" или российских брендов
Для тех, кто считает деньги или хочет попасть строго в бюджет до 240-300 рублей, предлагают купить Cordiant или покрышки Made in China — Hifly или Imperial, или опять же украинскую Rosava. «"Китай" покупают неплохо, ведь он и по качеству хороший, и по цене адекватный. Даже сами покупатели отзываются о нем получше, чем о "Белшине". Говорят, та балансируется плохо, трескается по боковому корду, мол,эти шины не стоит покупать, а лучше пусть даже немного переплатить, но купить импортные аналоги».
Если денег на заграничную резину нет, а с «бэушкой» связываться не сильно хочется, то можно попробовать те же Torque или Imperial. Самое интересное, что владельцы премиальных марок машин тоже приходят за бюджетными шинами: «В простонародье говорят, что самые жадные водители BMW. На покупку автомобиля денег позанимали, а обслуживать его уже и не за что».
Говорят, "бэушку" покупают водители BMW. Они самые жадные
В среднем сегменте популярностью пользуются Sava, Barum, Matador или сербский бренд Taurus, который будет немножко дешевле. Если есть возможность побаловать себя шинным премиумом, тогда неплохим приобретением станут Continental, Michelin, Goodyear или Bridgestone — цена за 195/65 R15 балансирует у отметки (и даже превышает) 100 рублей за покрышку. А вот к «бэу» из Европы многие продавцы относятся однозначно, слишком много нюансов: какого она года выпуска, где эксплуатировалась, в каком состоянии: «Лучше немножко доплатить и купить те же Sava, Barum или Matador».
"Бэушные" покрышки категории VIP на рынке тоже продаются
Правда, его коллега по шинному бизнесу придерживается альтернативной точки зрения, занимаясь привозом подержанных покрышек VIP уровня разных годов выпуска из Европы и зарабатывая на их продаже, как он признается, «немножко на жизнь». «С новой резиной связываться как-то не хочется, ее и так хватает повсюду. А на "бэушку" спрос какой-никакой, но есть. К примеру, комплект Michelin в популярном типоразмере 205/55 R16 стоит 300 рублей. Обычно спрашивают еще Continental, Goodyear, Bridgestone. Желательно от 2012-2013 годов выпуска», — утверждает он, убеждая, что желающие «бэу» из Европы руководствуются в первую очередь фактором качества по принципу «лучше старую, но хорошую», чем тот же новый «китай».
На самом рынке из бюджетных покрышек активно продвигают российские бренды, такие как Cordiant, Amtel и Kama. Как говорит один из продавцов, она даже немножко дешевле, чем в соседнем государстве. И некоторые россияне, когда приезжают покупать запчасти, заодно интересуются и шинами. К дешевым покрышкам относят также украинские и китайские бренды, которые на складах не залеживаются.
У «Белшины» прогнозы, как всегда, оптимистичные: еще сезон не в самом разгаре, но уже сейчас понятно, что «белшиновские» шины на прилавках надолго не задержатся, ведь многие вынужденно голосуют рублем и пытаются выбрать лучшее за малые деньги. Ну а если бюджет подбирается к 200-300 у.е., тогда приглядываются сразу к премиум-маркам — Michelin, Nokian, Continental, Yokohama или Bridgestone, производители которых не скупятся на рекламу и просят минимум 100 рублей за колесо.
В торговых павильонах и рыночных точках в субботний день людей было относительно немного, большинство из них щупали товар и приценивались, попадались, конечно, автовладельцы, которые только что прикупили свежие комплекты резины и тащили их дружно в припаркованные около рынка машины, но наплыв покупателей ожидается не раньше первого снега уже который год кряду. «Продажи в этом году идут неспешно, все ждут 1 декабря, когда хочешь-не хочешь, а придется "переобуться" в зимние покрышки. Наших людей даже снег не пугает, а потом, накануне первого дня зимы, начинается сумасшествие», — с грустью в голосе комментирует продавец.
Про запас покупают шины редко, в основном белорусы дожидаются первого снега
На фоне падения доходов автовладельцев уровень продаж заметно снизился, если сравнивать с временами 3-4-летней давности. Выбором рядового белоруса прежде всего руководит цена, влияние оказывает и имя бренда, а поэтому шинные марки бюджетного и среднего ценового сегмента вызывают интерес у него больше всего. Причем по сравнению с прошлым годом цена на все модели повысилась в среднем на 5% из-за колебаний курса валюты. С первым снегом, а следовательно, повышенным спросом, говорят, стоимость шин еще немного подрастет, поэтому продавцы советуют запастись покрышками на зиму заранее. В любом случае не стоит затягивать с покупкой зимней резины, а прицениться можно и в нашем разделе koleso.av.by.