Как показывает многолетняя практика, некоторые белорусы отправятся на шиномонтаж только после резкого снегопада или сильных заморозков. Однако и за полтора месяца до декабря многие уже прицениваются, задаваясь извечным сезонным вопросом: какие шины купить и не пора ли «переобуваться»? Пусть среднесуточная температура ещё не опустилась ниже +7 °C, водители активно обзванивают онлайн-магазины, изучают отзывы в интернете, а затем едут на авторынки. Приближение холодов — самое лучшее время для шинников, которые летом сформировали складские запасы, затарившись ходовыми моделями в популярных типоразмерах.
«Корейцы» рулят, а «китай» заметно подорожал
— Очень хочется заработать, — с ходу признаётся один из постоянных продавцов в Малиновке, отвечая на вопрос об ожиданиях. — Шины надо брать прямо сейчас! Я сказал бы даже так: зимние стоит приобретать в сентябре, а летние — в начале февраля, когда цены наиболее выгодные. Считай, 10—15% с колеса сэкономишь. Купил, отвёз в гараж, а «переобулся», когда погода стала подходящей.
Октябрьский воздух в субботу пропитан предвкушением предстоящих продаж. Чтобы успеть ещё погреться под солнечными лучами, белорусы выбираются не только на сезонные ярмарки. Часть отправилась за осенними овощами в Малиновку, другие поехали на авторынок, чтобы прицениться к зимним покрышкам.
Мужчины и женщины снуют между стопками шин и глазами выискивают знакомые бренды, а затем руки автоматически тянутся пощупать резину. Это уже традиция. На радость местным торговцам люди стали рассудительнее: не дожидаются конца ноября, а с начала сентября изучают ассортимент и даже закупаются заблаговременно.
Тем не менее всё равно либо берут то, что заранее посоветовали знакомые или родственники, либо делают выбор, опираясь на отзывы и рекомендации продавцов. Последние рапортуют: хотя решение зависит от предпочтений водителя, стиля управления, того, где и как часто он ездит, и многого другого, стоимость играет ключевую роль.
В позапрошлом сезоне в тренде были сербские Tigar, Kormoran и Taurus либо словацкий Matador, в 2020-м они подорожали, а сегодня из-за возросших расходов на логистику цены поднялись даже на китайские бренды. Покрышки made in China всё равно представлены в большом ассортименте (Hifly, Imperial или Triangle), но они размерности R17 и выше. Один продавец советует присмотреться к марке Sailun. Например, широченное колесо 275/40 R19 можно купить за 250 рублей, в то время как именитые «Конти» или «Мишки» обойдутся в сумму от 900 рублей за штуку!
— Так заведено, что рынок — это в основном бюджетные товары, а интернет — премиум. В популярных параметрах R14—16 предлагаю людям сербский Kormoran или корейский Hankook, от R17 — китайские марки, которые в небольших размерах сто́ят столько же, сколько европейские. Какой смысл тогда их брать?
«Самые „ужимистые“ покупатели пойдут в ноябре»
К одному павильону с покрышками подходит мужчина, спрашивая, что можно взять в ходовом типоразмере 195/65 R15 на VW Passat B5. Продавец аккуратно предлагает тех самых «корейцев», которыми затарился впрок.
— Hankook стоят 135 рублей, а Nexen — 120 за колесо.
— А есть Laufenn? — на всякий случай интересуется покупатель и, услышав отрицательный ответ, просит показать ту резину, что подешевле.
— Это корейское производство, 2021 год выпуска. Шины Laufenn cделаны в Индонезии, а цена такая же, что и у Nexen. Они хорошо ходят и подходят для наших зим идеально. Советую взять, не пожалеете.
— Позвонил только что своему товарищу, и он говорит, мол, бери. Отверстия под шипы не имеют никакого значения, а если случится суровая зима, так он вкрутит их — буду ехать, как на вездеходе! Упакуйте два колеса! Может, уступите пятёрку, чтобы оплатить хотя бы стоянку?
— Пять рублей — без проблем! Но это всё, что я могу сбросить. Катайтесь на здоровье!
Когда довольный покупкой мужчина удаляется, прихватив корейские шины с собой, торговец слегка приободряется и вводит в курс шинных дел в этом сезоне.
— Laufenn венгерского производства, которые хорошо продавались в прошлом году, сегодня практически нет, их завезли очень немного. Да и в маленьких размерах цена сопоставима с теми же Hankook (130—135 рублей). Думаю, эти шины подвезут в конце октября — ноябре, когда будет «хапун» и пойдут наиболее «ужимистые» покупатели. Сами понимаете, у кого-то небольшие зарплаты, а многим хочется и красиво одеться, и где-нибудь отдохнуть, колёса же оставляют на последний момент.
— Часто спрашивают сербские Kormoran параметрами 225/50 R17 на Audi, BMW, Mercedes: в среднем цена — 160 рублей. Люди обращают внимание и на страну производства, и на год выпуска. Если даже 2020-й — воротят нос, мол, они старые, залежавшиеся. По наличию ситуация такова: для массовых моделей и наиболее ходовых типоразмеров ещё можно предложить варианты, а вот на какие-нибудь «электрички», которые навезли из-за границы, мало что есть. Сами попробуйте найти 155/70 R19 на BMW i3. Разве что Continental, но они дорогие — по 380 рублей за колесо. Но куда владельцы денутся — купят, конечно! Никаких «сербов» или китайских шин для этих авто в Беларуси нет.
К слову, покрышки премиальных производителей вроде Continental, Goodyear, Bridgestone, Michelin или Pirelli в распространённых типоразмерах на рынке тоже встречаются, но преимущественно под заказ. Спрос диктует предложение — это закон экономики, против которого не попрёт ни один здравомыслящий продавец.
«Дайте только не „Россию“»
Вот супружеская пара закупилась и несёт обновку к припаркованной на стоянке машине. Выбор пал на Nokian Nordman RS2 российского производства 195/65 R15, комплект обошёлся в 460 BYN.
— Цена и качество прежде всего, — поясняет мужчина. — Мы ведь не первый год ездим и знаем, что способен предложить рынок и что мы можем себе позволить. Есть ещё Matador или Tigar, цены на которые колеблются в районе 120—130 рублей за шину, а этот Nokian стоит 115 рублей за колесо. Финский бренд давно продаётся и хорошо зарекомендовал себя, плюс цена на него вполне приемлемая.
— Это один из ведущих производителей в сегменте зимних шин, — подтверждает продавец. — Их делают на российском заводе, а потом везут в Европу. Гребут хорошо, едут тихо. Никто из моих знакомых ни разу не жаловался, что с ними что-то не так.
Раньше многие выбирали по принципу «дайте только не „Россию“» и отказывались от покупки премиальных моделей Nokian, Pirelli, Bridgestone, сделанных в РФ, предпочитая сербский экономкласс или бренды второго эшелона, но выпущенные в Германии. Сейчас уже в интернете достаточно отзывов, согласно которым шинные производители, локализованные в России, создают вполне качественный продукт, не хуже предприятий из ЕС.
По наблюдениям, соотечественники всё равно ориентируются на страну выпуска, выбирая корейские и европейские марки. Например, один белорус с улыбкой на лице и на пару с продавцом пакует комплект Hankook R15 (115 рублей за колесо), кратко объясняя свой выбор ценой и отзывами в интернете.
А вот молодой человек из Солигорска, пристально изучая ассортимент на Passat B8, просит предложить ему «только не „Россию“». В итоге покупателю достаётся Matador из Португалии. Цена за колесо R16 — 185 рублей, за комплект — 740 без скидки, поскольку «стоимость и так минимальная».
Вдруг к павильону подкатывает мужчина слегка навеселе, держащий в руке недопитую бутылку пива, и спрашивает про доступные покрышки 205/70 R15 на Dodge Caravan. Как только продавец предлагает российский Viatti (145 рублей за колесо) и называет сумму, покупатель моментально меняется в лице.
— Слышали? Так люди реагируют на подросшие цены, — уже к нам обращается торговец. — Это ещё терпимо. Кто-то может и обматерить — здесь же рынок! Вот вы спрашиваете, как выбирают покрышки: некоторые по деньгам, а некоторые — по настроению. Кого хорошенько крутанёт на дороге — берёт проверенные зимние шины, а другой покупает самые дешёвые. Абы новые.
Что в наличии из «подешевле»?
С таким запросом от белорусов сталкивался каждый шинник на рынке. Нужны наиболее доступные — вам предложат Tunga или белорусскую «Белшину» (95 BYN за R15). Российский Cordiant тоже встречается на прилавках, и его цена составляет 100 (R15), 120 (R16) и 160 (R17) рублей. А вот предложений made in China заметно меньше из-за затратной доставки.
— Дорогие шины всегда в наличии, дешёвые — ждём, — рассказывает один из местных торговцев. — Цены каждой модели поднялись в среднем на 20%, а некоторых позиций — и на все 30! И это не мы их повышаем, а производитель: продавец как зарабатывал свои 5—10 рублей с колеса, так и зарабатывает. Поставщики объясняют, мол, это связано с выросшими расходами на логистику. Плюс из-за ковида выпустили меньше единиц на заводах, что, естественно, тоже отразилось на прейскуранте. В нынешнем сезоне стоимость шин на рынке ниже, чем в интернете. Крупные магазины реализуют покрышки по «рекомендованным ценам», да и продавцы их завышают. Ну а я могу отдать за столько, за сколько захочу. Плюс у нас очень выгодно «переобуться» на шиномонтаже (R15 — 30 рублей, R16 — 40 и т. д.).
Откровенно говоря, магазины в онлайне действительно привлекают тем, что предлагают покупку в рассрочку на несколько месяцев, однако надо быть очень внимательным. Ради интереса сравнили стоимость Kormoran Snow 195/65 R15 у одного из «интернетчиков» с ценой на рынке: во втором случае колесо продают за 125 рублей, а в первом цифра поднимается до 131. При рассрочке она будет ещё выше — 140 рублей за штуку! С одной стороны, разбить 500—600 BYN на несколько месяцев — удобно, но следует иметь в виду, что по факту вы заплатите больше, чем если бы отдавали всю сумму сразу. Так что старый рекламный слоган «Рассрочка не кредит, процентов не берём» — обман. Но большинство интернет-магазинов успешно им пользуется.
Если судить по наличию, то в начале зимнего сезона на рынке превалируют корейские марки вроде Kumho, Nexen или Hankook, хотя сербские товары тоже присутствуют, особенно Kormoran, который может порадовать суммами в больших типоразмерах. А вот проверенного словацкого бренда Sava мы не встретили, да и доля китайских покрышек заметно просела, в чём сыграли роль дорогие доставка и растаможка. В целом стоимость всех моделей выросла в среднем на 20%, и, вероятно, это ещё не предел. Однако продавцы готовы торговаться и советуют не тянуть резину до ноября. Но прежде чем идти на рынок, можно заранее прицениться в нашем разделе koleso.av.by.
Если у вас были проблемные ситуации с покупкой или эксплуатацией шин либо проблемы с гарантией — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!