Санкции и закрытие границ сильно отразились на белорусском грузопотоке

Логистические рынки Беларуси и России всегда были тесно связаны. А после закрытия европейских границ весной 2022-го в эту связку попали и перевозчики Казахстана. Как введение санкций отразилось на сфере грузоперевозок трёх стран и как эти изменения повлияли друг на друга? Директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко проанализировала данные.

Если говорить о внутренних рынках, то, по сведениям компании, сильнее всего ситуация с санкциями и закрытием границ отразилась на белорусском грузопотоке. Во втором квартале спрос на перевозки внутри страны увеличился на 25%. На российском рынке рост оказался несколько скромнее 19%. В Казахстане же ситуация поменялась не сильно улучшение спроса незначительное.

Такой рост спроса на внутренние перевозки в Беларуси и в России логичен и обусловлен снижением объёмов грузопотока в страны Европейского союза, комментирует данные директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко. Для белорусских перевозчиков катализатором переориентации на свой рынок стало ещё и падение ставок на перевозки в Россию из-за возросшей конкуренции. Перевозчиков Казахстана запрет на въезд в ЕС не коснулся, поэтому и существенных изменений на внутреннем рынке страны не произошло. 

Однако совсем иначе выглядит ситуация с экспортными перевозками. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в апреле июне рост грузоперевозок из Казахстана в другие страны составил 270%. В годовом выражении положительная (хоть и несравнимая с казахстанской) динамика сохранилась и в Беларуси (+6%), и в России (+15%). Если же сравнивать кварталы 2022-го, то цифры следующие: минус 9% в Беларуси, минус 7% — в России и плюс 136% — в Казахстане. 

Быстрая переориентация белорусов и россиян на восточные направления не позволила кривой спроса упасть ещё ниже, отмечает Татьяна Солдатенко. Рекордно оперативное наращивание объёмов перевозок с азиатскими странами частично компенсировало просевшее европейское направление. Потому в годовом выражении мы всё равно вышли в плюс. Перевозки же из Казахстана, которого не коснулись ограничения, начали резко набирать обороты.

И наиболее серьёзный вклад в этот казахстанский рост внесли как раз таки российское и белорусское направления: +138% и +158% соответственно (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Всплеск популярности направлений Казахстан — Беларусь и Казахстан — Россия объясняется ещё и тем, что на казахстанский рынок стали массово переходить российские и белорусские компании, считает эксперт. Крупные игроки рынка открыли здесь свои представительства, чтобы иметь возможность работать без ограничений со странами ЕС. 

Что касается импортных автоперевозок, то здесь рекорды ставит Россия. Спрос на перевозки в РФ из других стран во втором квартале 2022 года по сравнению с первым составил +45%, а в годовом выражении вырос на 53%. В то же время в Беларуси эти показатели немного снизились: грузопоток из других стран во втором квартале уменьшился на 7% по сравнению с первым и на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Казахстане перевозки из других стран сохранили прошлогодний уровень и показали положительную динамику, если сравнивать с первым кварталом. 

Но надо понимать: рост автомобильных грузоперевозок из других стран в Россию не значит, что увеличится импорт в эту страну, отмечает директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко. Здесь, скорее говоря, речь о компенсации автомобильным транспортом морских перевозок. 

Значительную же роль в уменьшении грузопотока в Беларусь, по данным биржи грузоперевозок ATI.SU, сыграла Россия. Спрос на перевозки из России в Беларусь во втором квартале 2022 года по сравнению с первым снизился на 13%.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram