«Техосмотр прошёл с первого раза». Посмотрите, как гродненец восстановил 68-летний «Москвич-401»

Житель Гродно Алексей с 1990-х годов мечтал вернуть к жизни авто модели «Москвич-401» — первую массовую советскую послевоенную легковушку. И смог осуществить задумку спустя три десятка лет, после выхода на пенсию. С энтузиастом пообщались журналисты «АвтоГродно».

Впервые Алексей увидел «четыреста первый» на страницах журнала — это случилось ещё в последнем десятилетии прошлого века. В те годы покупка не состоялась — зато случилась, когда белорус отправился на заслуженный отдых. В начале 2019 года гродненец обнаружил подходящий вариант в столице. «Москвич» находился на парковке под открытым небом и был не на ходу. По словам предыдущего владельца, машина несколько раз снималась в кино в качестве декорации, а потом стояла без дела. Именно в Минске Алексей встретился с представителем модели вживую — до этого рассматривал такие авто только на картинках.

У купленного 68-летнего автомобиля был голый кузов с множеством гнилых мест, отсутствовали мотор и хромированные элементы, салон нуждался в тотальном восстановлении. Все работы по машине гродненец выполнял у себя в гараже, за профессиональной помощью обращался к своим друзьям. Для восстановления «Москвича» Алексей приобрёл сварочный аппарат и пескоструй.

Мужчина полностью разобрал автомобиль, обрезал передние лонжероны, оказавшиеся самодельными. Гнилые места тоже отрезал и переварил (при помощи товарища-сварщика). Пришлось купить и донора — «Москвич-402» 1960-х годов выпуска, из которого были взяты ходовая, двигатель и металл для «латок» на кузове.

— У «Москвича-402» и у моего «401-го» двигатели были практически одинаковыми, передняя подвеска тоже очень похожа и стала на заводские крепления один к одному. А вот задний мост оказался на 6 см шире, поэтому мне пришлось увеличить задние крылья на 4 см, — вспоминает Алексей.

Ветровое стекло нашлось в Жодино, ободы для окон — в Санкт-Петербурге. В Беларуси отыскались бампер и хромированные молдинги. Но состояние оставляло желать лучшего, и пришлось их заново хромировать. У нас в стране нужных специалистов автолюбитель не нашёл — потребовалось отправить все детали в Россию. Шины взяты от «402-го»: три подошли от донора, две докупались в Гродно.

Удалось найти оригинальные стеклоочистители, а позже даже и заводские резинки.

Под капотом стоит 1,3-литровый мотор на 45 сил. КПП — четырёхступенчатая от «Москвича-412».

— Основное отличие коробки в том, что она напольная, в оригинале переключение передач было возле руля, — говорит Алексей.

Последний также заслуживает отдельной истории.

— Оригинального руля не было, я снял железный каркас от «402-го» «Москвича» и отдал его своему товарищу, который занимается деревообработкой. Он сделал руль из ясеня, придал ему вишнёвый оттенок и покрыл лаком. Получился тёплый красивый руль, — рассказывает собеседник издания.

А вот для перетяжки салона всё же пришлось обратиться к профессионалам.

Авто данной модели в основном были чёрными и одноцветными. Однако Алексей не задавался целью соблюсти историческую точность. У него яркая машина, раскраску для которой мужчине подсказала дочь.

На реставрацию экземпляра ушло 2 года и 8 месяцев. Автомобиль с первого раза смог пройти техосмотр (только сказали перевесить номерной знак). По эксплуатации каких-то особых проблем нет, говорит владелец. В 2021-м он преодолел на «Москвиче» 570 км (часто использовал для поездок по делам), а в 2022-м пробег оказался значительно меньше: «401-й» стал машиной выходного дня.

— Что касается мотора, то он даже 92-й бензин кушает и не кашляет, — улыбается гродненец. — Хотя изначально двигатель был рассчитан на 62-й бензин.

Два сезона автомобиль выдержал без нареканий. Единственный нюанс — стало подтекать масло в КПП. Недавно Алексей был в Санкт-Петербурге, где купил уплотнители для трансмиссии.

По словам автолюбителя, к его «железному коню» на дороге относятся отлично:

— Люди улыбаются, машут, один мужчина даже подошёл и говорит на полном серьёзе: «Давай поменяемся». Мне очень нравится, какие эмоции эта машина вызывает и у меня, и у других. Приятно было, что автомобиль тепло приняли в сообществе «Москвич клуб Гомель», с участниками которого я общаюсь. Сказали: «Как будто родственник живой появился».

Фото: «АвтоГродно»

Подписывайтесь на наши новости в Telegram