Голая правда от владельца автохауса: «Машина приезжала на хорошей резине, а уехать могла уже на лысой»

Голая правда от владельца автохауса: «Машина приезжала на хорошей резине, а уехать могла уже на лысой»

Когда-то автохаус был для Беларуси совершенно новым открытием, пришедшим на смену классическому авторынку. Ну а сейчас комиссионный бизнес на хорошем ходу, и вокруг него роится множество стереотипов. Сегодняшний герой — владелец столичного автохауса — согласился рассказать всю правду о приёме авто на комиссию, конфликтах с клиентами и сложностях в работе.  

Плохой пример, или Как всё начиналось 

— Мы запускали бизнес в 2014 году. Товарищ работал в одном из печально известных автохаусов, который обманул много людей. А я занимался кредитами, — вспоминает Александр (имя изменено). — Всё случайно закрутилось, просто решили открыть что-то своё и работать честно. Насмотревшись на то, как берут машину на комиссию, продают, а клиент денег не получает, решили от таких махинаций отказаться. Кстати, жадность владельца того автохауса ни к чему хорошему не привела: он вскоре отправился за решётку. 

Дело это тогда было новое. Люди ехали в автохаус не потому, что там удобно было купить автомобиль, а потому, что путали с салоном, а иногда думали, будто там реализуют исключительно пригнанные из Европы машины. Когда сам впервые услышал, тоже решил, что это крутая идея: выкупают авто, полностью восстанавливают, ставят на площадку и продают. Но всё оказалось не совсем так. 

Поток транспорта на то время был просто огромный! Машины приходили и уходили моментом. Люди приезжали и покупали не глядя: «Мне вот эту давайте! Оформляем кредит!» Человек хотел экземпляр за $6 000, отправляли заявку в банк — а одобряли только $1 500. Как сейчас помню, такой случай был с Ford Orion. Клиент уже уехал на машине, но через час вернулся и говорит: «Парни, что-то я погорячился!» А мы ему: «Купил — поезжай!» Так он и укатил на этом «Форде». 

Первую машину на комиссию взяли, когда ещё не имели своей стоянки. Через знакомых нам доверили Nissan Note. Парковали её возле бизнес-центра, людям показывали. А вдобавок это была наша первая рабочая тачка, она перевезла нам всё, что было необходимо для готовящейся стоянки и офиса. Хозяин замечал машину в городе, даже как-то встретил нас у «МакДрайва». Конфликта не возникало, разрешал кататься, только бы сбыли. Но Nissan так и не продали, к сожалению. 

Стоянку мы арендовали заброшенную, но она была очень большая. Платили $300 в месяц за аренду 30 мест, но никто нас не контролировал. Так вышло, что вся стоянка досталась нам за копейки. Первое время делали там что душе угодно. Один из наших сотрудников очень любил BMW. Каждая приехавшая на комиссию баварская модель подвергалась жёсткому тест-драйву. Даже жалобы на нас писали, дескать, свист колёс стоит на весь район! Получалось так, что машина могла приехать к нам на новой резине, а уехать на лысой. 

Из первых авто помню интересный экземпляр. Женщина пригнала на продажу дизельное купе Volkswagen Jetta на «автомате». Это был восторг! Очень редкая машина. А в целом, если вернуться к бесчинству юности, мы выбирали наиболее крепкие варианты на своей стоянке и ездили на них домой или по делам. Клиенты, конечно, не знали. Как-то появился у нас Range Rover. На то время он стоил $50 000, это казалось чем-то нереальным! Ну и, разумеется, вечером мы на нём поехали кататься. 

Маржа у нас была обычно в районе $500. Не всегда такая цифра получалась: машины разного ценового сегмента приезжали. Но мы к этому стремились. На том же Range Rover сумма была около $1 000. Имелись и свои секреты по увеличению заработка. Например, экземпляр выставлялся на продажу за $5 000. Мы звоним хозяину и говорим, дескать, покупатель готов забрать за $4 300, ну и нам $100—200 вместо $500 полагается. По факту тачка уходит за пятёрку, а комиссионное вознаграждение увеличивается до $800. 

Mazda от деда и Chevrolet c дачной раковиной

— Машины первое время очень интересные были. Как-то у нас стоял лимузин Lincoln Town Car. Мы из него даже офис сделали — прямо в машине принимали клиентов! Был и Town Car в седане, тоже модель интересная, редкая. Владелец пригнал к нам её на комиссию, хотел $8 000 выручить. Покупатели приехали, сказали, что увезут тачку в Россию на восстановление, и сторговались с владельцем до $5 500 — в то время сущие копейки за подобный автомобиль. А после мы сами машину в Минске увидели: с каждого светофора шлифовала колёсами, её максимально добивали. Очень жаль такой редкий аппарат. 

Не думайте! В комиссионках бывают и живые образцы! Совсем уж «уставшие» экземпляры мы бы и сами не брали. Вот имелась у нас ухоженная Mazda 626 1997 года с 70 000 км реального пробега. Это происходило совсем недавно, хотя машине больше 20 лет. Пожилой хозяин единожды заменил на ней ГРМ. Покупал новой, когда ещё не было салона Mazda в Беларуси (только представительство). Тогда требовалось заплатить за авто и самостоятельно ехать за ним в Польшу!


Так вот, эта «Мазда» хранилась в гараже, летом выезжала на дачу в Вилейку. Из нюансов были только небольшие вздутия на арках. Средняя цена по рынку тогда составляла 3 000 долларов максимум, а мы выставили её за $4 000! Никто даже не звонил насчёт этого автомобиля. А потом нашёлся человек, который конкретно за ним и приехал. Изучил, понял, что перед ним, считай, новая машина, и забрал за $3 700.

А как-то пригнали нам авто с сюрпризом. Какой-то внедорожник Chevrolet. Так ему днище заварили обычной раковиной дачной! Я покупателю товар показываю, а он говорит: «Да там раковина внизу! Посмотри!» Заглядываю под днище — рифлёность такая характерная. Даже не мог подумать, что модель так подлатали интересно. Так что, когда на площадках машины варят ремкомплектами покупными, это ещё не самое страшное, с чем может столкнуться покупатель. 

Только-только отъехал, а мотор взял и стуканул!

— За всё время было много случаев с правоохранительными органами. Вот человек купил автомобиль, ему что-то не понравилось, и первое, что он делает, — пишет заявление в милицию. Мол, в автохаусе его обманули. Как-то приехал мужчина с инвалидностью, так давил на жалость, что мы действительно постарались выбрать ему лучший автомобиль за ту сумму, которая у него была. Оформили покупку, он на проданном уехал и потом на СТО увидел в днище дырку размером с кулак. Звонил нам, угрожал, подал заявление в милицию. А что там? Машину видел, документы подписал, всё оформлено правильно. Что тут сделаешь? Если бы он нормально позвонил и рассказал о проблеме, мы бы вернули ему часть денег на ремонт или сами отвезли бы авто к знакомому сварщику. Но покупатель решил скандал затеять, дескать, мы негодяи, обманули инвалида, продали 30-летнее корыто с дыркой в днище. 

А как иначе? В старых машинах всегда будет недостаток! Когда покупатель уезжает на авто и у него печка перестаёт работать внезапно — сразу звонит. Даже у меня был случай: покупал машину на продажу, только-только отъехал, а мотор взял и стуканул! Ну и что делать? 

Стоял у нас Ford Mondeo на площадке, каждое утро заводился, прогревался, но пришёл день, когда двигатель накрылся. Натекла солярка в цилиндры, и при пуске произошёл гидроудар. Получается, мне надо звонить бывшему владельцу авто, чтобы он купил новый мотор и установил его? Так вряд ли он захочет это сделать. А вот приобрести максимально свежую, красивую и комфортную машину — об этом мечтает каждый. Да только так не бывает. После продажи авто я людям даю подсказки: например, какое масло заливать по допускам. А глаза круглые: «Какие там допуски?» Чем старше автомобиль, тем скорее в него надо «минералочку» залить… Но от этого двигатель спасибо новому хозяину не скажет. 

Бывало, люди задавали вопросы о большой комиссии. Ну а как банки берут комиссию за переводы? Так и мы! Только автохаус ещё покрывает расходы, связанные с хранением и ремонтом автомобиля. В целом все так работают: комиссию кладут в кассу компании, что-то левое себе забирают. На одной комиссии выжить тяжело, тем более сейчас уже нет таких сумасшедших цен. Многие думают: пригнали машину в автохаус, «косарь» сверху приклеили и продают. Нет, ребята, так не бывает.

Часто к нам обращаются только по следующей причине: укатали авто до такого ужасного состояния, что сами не могут его продать или изначально хотят неадекватную сумму. Когда машина «в огнях» — можно просить хорошие деньги. Однако добавь комиссионное вознаграждение — и крутую, но «пожилую» тачку никто не будет рассматривать к покупке.

Старые дорогие авто чаще берут «на шару». Вот приехал человек смотреть образец за $3 000, а кредит одобрили только на $2 000. И клиент начинает выбирать из того, что есть за эти деньги. В такой момент, как правило, никто особенно не смотрит на состояние и не мониторит цены в интернете. Машина понравилась — взял. А высокая цена или нет, покупатель узнает, возможно, только завтра. 

«Когда машина стоит два месяца и более — это уже наш „косяк“»

— Есть такой стереотип, что все авто на площадках автохаусов — плохие. Да, ценник слегка завышен, но это вовсе не значит, что каждая машина — «упилок», а для комиссионки главное — полностью перекрасить, пеной пороги закидать — и продать. Разумеется, свои автомобили мы подвариваем, красим. И действительно, качество сварных швов и покрытия не самое лучшее, но спрос рождает предложение. Когда машину хотят купить за $5 000 идеально подготовленной — это вызывает вопросы. Рассчитываешь заработать что-то с продажи старого экземпляра — нужно где-то сэкономить на ремонте, чтобы не перейти пределы разумной цены. Сегодня у нас в штате свой механик, он ремонтирует авто и готовит к покраске. А в малярку мы отдаём машины проверенным людям, которые этим занимаются.

Комиссионных экземпляров у нас на площадке практически не осталось. Приходится всё выкупать. Для старых автомобилей комиссия — это тяжело. Если тачка в хорошем состоянии и пользуется спросом в дешёвом сегменте, владелец и сам её быстро реализует. А если состояние машины — труха, то она и у нас продаваться не будет, просто займёт угол, постоит несколько месяцев и вернётся к хозяину. Аренда парковочного места стоит 50 рублей в месяц, если автомобиль у нас пять месяцев — уже и $100. Нам это не выгодно, особенно когда вариантов десятки. С клиента мы возьмём деньги, только если он заберёт машину в первый месяц, 100 рублей — наша страховка. А вот когда авто стоит два месяца и более — это уже наш «косяк», что его не купили. Бывает среди людей такой потребительский экстремизм: мы машину помыли, провели химчистку салона, сделали фотографии, а человек через три дня её забирает! Потом видим этот автомобиль в объявлениях с нашими фотками, продаёт сам. Сэкономил на мойке? Так не годится. 

Теперь мы клиентов не вызваниваем. Всё по той же причине: бизнес идёт на спад. Минчанину поставить машину в ценовом диапазоне 10—20 тысяч долларов бывает легче, чем старое авто из начала 2000-х. Это связано с тем, что наш клиент более платёжеспособный, он может где-то и на такси поездить. Кроме того, два автомобиля в столичной семье — уже не роскошь. Каршеринги, метро, машина родственников — этим тоже можно перебиться, пока авто продаётся.  

А вот для людей из области ситуация обратная. Машина — средство передвижения. Человек не может себе позволить поставить автомобиль на комиссию: как тогда доберётся в поликлинику, на работу? Там автобус ходит два раза в день — и то, когда приезжает утром, человек ещё зубы чистит, а вечером — за станком стоит. Поэтому мы катаемся в область и выкупаем машины. Сами оформляем договор купли-продажи в ГАИ, человек получает деньги и готов тут же купить себе другой автомобиль. Удобно. 

Иногда знакомые просят найти хорошую машину за тысячу. Я советую купить электросамокат или абонемент на каршеринг — это более рациональное решение. Ничего живого, не требующего вложений, за $1 000 уже не осталось. Случаются ситуации, когда надо взять хоть что-то, где есть колёса, и чтобы оно ещё заводилось утром. Это снова ближе к области, в Минске в таких корчах острой необходимости не возникает. 

Не буду утверждать, что и среди премиума нет автохлама. Бывает, едешь смотреть машину за $8 000, а она настолько же страшная, насколько и авто другого сегмента за $20 000. Дорогие S-классы видели шпаклёваные-перешпаклёваные, крыши вварены. Все они переходят от белоруса к белорусу годами. К сожалению, такова финансовая ситуация у большинства людей. И отношение к машинам далеко от идеала. Укатывают автомобиль в хлам, продают и покупают такой же «убитый».

Хуже всего, когда отправляемся за авто, услышать: «Машина крепкая, я её переварил, перекрасил!» Приезжаешь к человеку, а там — ужас! Лучше бы он её вообще не красил. Всё простой кистью или валиком закатано. Знакомый Петрович во дворе кусок жести отстучал, к порогу приварил, на этом всё… Но продавец уверен, что машина хорошая! Он ведь сам десять лет на ней отъездил. В лучшем случае продаст её за две-три тысячи, одолжит у брата денег, заначку достанет, кредит возьмёт и приедет в Минск на поезде смотреть себе другую иномарку. Увидит «жучка» на крыле 20-летнего авто и схватится за голову. Ай-ай-ай, как же так. Да за такие деньги! Выходит, сами хлам продают и такой же хлам потом покупают. 

Страх перед автохаусом, или Как очистить авторынок

— Больше всего люди боялись, конечно, таких автохаусов, которые продадут машину и ни копейки не отдадут. Когда всё начиналось, по подобной схеме работали многие. Да, их наказали, но люди так и не увидели своих денег. Ну что там — из тюрьмы мелочь выплачивают по чуть-чуть… Эти финансовые пирамиды значительно подпортили всем репутацию. Ещё боялись, что обманут с комиссией. Есть страхи, что мы заливаем литрами присадки, чтобы оживить двигатель. Тут всё просто: плохому мотору присадка — что мёртвому припарка. Не поможет. Единственное, чем мы пользуемся, — раскоксовка. Обычно это делаем с машинами, на которых ездит такой «старый папа». Не больше 40 км/ч по городу, не любит разгоняться. Тогда дымность излишнюю убираем этим способом.

Сейчас рынки умирают. На Малиновке в основном машины из Европы стоят. Давно нет такого, чтобы в пятницу вечером место на выходные занимать. Все ушли в интернет. Остались только перекупы, которые объединяются и открывают маленькие площадки на той же Малиновке. Кто-то работает честно, но большинство — нет. Такой мелкий теневой авторынок Беларуси. Отчасти потому, что у нас никто не понимает, как правильно нужно действовать автохаусу. Тут и система налогообложения нас немного подводит. 

Не важно, как ты работаешь: общая система, УСН или единый налог — везде есть свои особенности. В прошлом году мы платили единый налог — 462 рубля в месяц. Если превышали сорокакратную величину уплаченного налога (это было 55 440 рублей), тогда платили ещё 5% от суммы превышения. Так как мы работаем с дешёвыми машинами, эти 5% просто закладывали в стоимость автомобиля. Например, с $3 000 выходило 150 долларов. Это вполне нас устраивало.

Лимит мы превышали быстро, поэтому всегда ориентировались на проценты. С 2022 года единый налог на продажу авто уже отменили, и теперь мы начнём работать по общей системе налогообложения, то есть будем платить 16% от чистой прибыли, что, в принципе, то на то и выходит, только теперь открывается возможность работать уже с более дорогими машинами, так как налог на них у нас окажется более выгодным. Но и тут есть свои нюансы: лимит в 500 000 рублей с начала года. Если мы его превышаем, то начинаем работать уже с НДС. Налог на добавленную стоимость у нас будет начисляться на разницу между покупной стоимостью и стоимостью продажи автомобиля. Например, приобрели машину за $5 000, продали за $6 000, и к этой тысяче мы должны добавить 20% НДС, что увеличит нашу налоговую нагрузку. Ну и сама общая система налогообложения немного сложнее по документообороту, чем единый налог. 

Как вообще правильно выкупить автомобиль себе в автохаус? У нас идёт акт приёмки, договор купли-продажи в ГАИ, ордер на выдачу денег. Если сумма крупная, мы безналично перечисляем владельцу деньги. Машина выкуплена именно для продажи. Мелкие автохаусы просто берут договор комиссии. Хозяин якобы поставил авто на комиссию, его продали, а после они будто бы отдали деньги. Но владелец у них уже подписался под тем, что получил деньги наперёд, а они просто потом подставляют дату — всё! Это сильно портит рынок.

А ещё палок в колёса добавляют счета-справки. Чтобы правильно их оформить, надо машину взять официально на комиссию или официально выкупить. А у нас как: открывается фирма, берёт 5 000 бланков, копию паспорта, сама заполняет договор комиссии, за владельца расписались… Вуаля! В интернете хватает услуг по оформлению счетов-справок. Звонишь, приезжают, пишут, а по факту — ни стоянки, ни машин. Сегодня открылись, через месяц — ликвидировались! Поддельные документы сожгли, и все про них забыли. Так-то.


Совет единственный правильный: не гонитесь за низкой ценой!

— Было бы неплохо ввести аналог ПТС, как в России. Когда, например, какие-то уполномоченные организации смогут вносить туда изменения. Как эту схему применить? Есть машина у нас, человек её продаёт, пригоняет на площадку, у нас имеется доступ к какой-то базе, в наличии договор купли-продажи. Мы сразу вносим всю информацию, и в ГАИ уже были бы сведения, кому машина продана, когда и за сколько. Всё можно сверить. Человек приезжает в ГАИ с документальным подтверждением. Не будет этих однодневок, выписывающих счета-справки, и тому подобного. Это очистит рынок.

Что касается технической части, тут, я думаю, разницы нет, где машина приобретается: в автохаусе, у частного лица или у перекупа. Алгоритм действий должен быть всегда одинаковым. Осмотрите кузов, двигатель, ходовую часть, салон, сделайте компьютерную диагностику и прочее. Если человек сомневается в своих навыках и способностях изучения автомобиля, конечно, лучше прибегнуть к помощи специалистов. Обратитесь на профильную СТО или к автоподборщику, который в целом сможет сделать адекватное заключение по поводу состояния машины, — говорит бизнесмен.

— Советую воздержаться от покупки автомобиля у подозрительных продавцов. Как их вычислить? Допустим, по документам вы видите, что реализует некто Петров, а в техпаспорте владельцем значится Иванов. И вас постоянно успокаивают и торопят, мол, сейчас приедет знакомый, выпишет счёт-справку — и все будет чин чинарём. Лучше воздержаться от такой сделки. Оформлять счёт-справку можно только на реально действующих площадках, которые в этом бизнесе хотя бы несколько лет, где есть как минимум 10—20 автомобилей в наличии, — отмечает Александр. — Если сделка происходит между физическими лицами, рекомендую обращаться только в ГАИ и оформлять договор купли-продажи. Даже если покупка авто выпадает на выходной день — ничего страшного. Оставьте небольшой задаток продавцу и перенесите встречу в ГАИ на любой будний. Многие думают, что оформление договора купли-продажи — долгая и сложная процедура. Это не так, особенно если автомобиль уже снят с учёта. 

**

Прощаясь с нами, Александр повторяет, как заклинание: не гонитесь за низкой стоимостью! Иногда лучше заплатить чуть больше, но получить машину без подводных камней.


— Если автомобиль продают по цене ниже рынка, в нём будут соответствующие недочёты. Конечно, встречаются действительно выгодные варианты, но, кроме вас, эти объявления смотрят тысячи простых людей и сотни перекупов! Поэтому шанс ухватить лакомый кусочек за небольшие деньги мизерный. Такие машины, как правило, продаются в первые часы после публикации объявления. С другой стороны, низкая цена не всегда повод отказаться от осмотра автомобиля, просто будьте готовы более внимательно его изучить. А вдруг кто-то недоглядел и не так всё понял — и вам повезёт.

Если вы работаете в автомобильной сфере и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность (если она важна) гарантируется!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen