Некоторые автомобили, вопреки расхожим стереотипам, имеют большой рабочий ресурс, чем превосходят ожидания даже своих владельцев. Герой пятничного подъемника долго искал себе машину для работы и поездок со всей семьей. Оказалось, что купить такой автомобиль еще можно, рассчитывая на доход вполне обычной белорусской семьи. Знакомьтесь, Hyundai Terracan — надежный помощник, семейный психолог и… вымирающий вид.
Правитель земли
Именно так назвали новый кроссовер маркетологи Hyundai, когда готовили смену уже засидевшемуся на конвейере ветерану Galloper. Впрочем, универсал с полным приводом — это его номинальное обозначение, что уже говорит о многом. Построенный на платформе Mitsubishi Pajero V20, он не уступает в проходимости таким внедорожникам, как Toyota Land Cruiser Prado, Chevrolet Suburban, Ford Explorer, Nissan Patrol, Land Rover Range Rover.
Для Hyundai Terracan предлагалось два типа полноприводной трансмиссии: с жестко подключаемым передним мостом или с муфтой, управляемой электроникой. В последней версии передняя ось подключалась автоматически; раздатка с понижающей передачей была в обеих. Внедорожник выпускался только с пятидверным кузовом, но салон мог быть рассчитан на пять или семь мест.
Моторная гамма Terracan состояла из двух турбодизелей 2.5 (100 л. с.) и 2.9 (150 л. с.), а также бензинового двигателя V6 объемом 3,5 литра и мощностью 195 «лошадок», агрегатируемых с пятиступенчатой «механикой» или четырехступенчатым «автоматом». В 2003 году «младшую» дизельную версию сняли с производства, а мощность 2,9-литрового движка CRDI выросла до 163 л. с.
Свой первый и единственный рестайлинг модель пережила в том же 2003-ем (несмотря на обширную рыночную географию: Terracan продавался в Азии, Африке, Европе и некоторых странах Америки). В 2007 году выпуск этого автомобиля был прекращен. Видимо, бренд Hyundai решил сосредоточиться на производстве «паркетников» вроде Santa Fe, Tucson, ix35 и т. д. Но для потребителя «Терракан» до конца не умер: он и по сей день выпускается в Китае под именем Hawtai Terracan.
Какой «кореец» лучше?
До 2015 года Вячеслав, как и многие другие белорусы, не знал о существовании такой модели, как Hyundai Terracan, хотя корейские авто уважал: до этого он три года ездил на новом Hyundai Accent и был им вполне доволен. Но потом наш герой начал столярить, открыл свое дело — и объема багажника простого седана мужчине оказалось недостаточно. К тому же у него родилась дочь, поэтому в качестве нового авто Вячеслав решил выбрать или бус, или минивэн. Но ничего приличного для его бюджета, ограниченного $7 тыс., на глаза не попадалось.
Как это часто бывает, нужный Вячеславу автомобиль был совсем рядом: на Hyundai Terracan ездил его сосед. Осмотрев машину, мужчина остался доволен вместительным багажником и высокой посадкой, да и сам владелец изъянов в корейском внедорожнике не видел. После этого Вячеслав наконец понял, что ему надо искать.
«Таких машин я посмотрел больше десятка, — вспоминает он. — Но найти в нормальном состоянии Hyundai Terracan оказалось очень сложно. Проезжая рядом с некоторыми экземплярами, я даже не звонил хозяевам — настолько заезженными оказывались машины. Но мне все-таки повезло отыскать действительно неплохой внедорожник. Внешне автомобиль выглядел не очень презентабельно, но по факту кузов и ходовая были целыми. А рыжий налет быстро отмылся».
Hyundai Terracan 2004 года выпуска, купленный Вячеславом, имел пробег в 235 тыс. км. Спустя три года эксплуатации данная цифра увеличилась почти на треть — 325 тыс. км. Этот автомобиль не только развязал нашему герою руки по части перевозок рабочего оборудования, но и осуществил его давнюю мечту о семейных автопутешествиях.
«Я много смотрю подобных передач в интернете и давно сам хотел поездить по свету, — улыбается владелец. — За три года съездил в Грузию, Польшу, Литву и Латвию. В этих поездках Terracan проявил себя надежным товарищем и ни разу не подвел. А вот мои компаньоны по недавнему путешествию в Грузию этим похвастаться не смогли: у экипажа Toyota Fortuner в машине сломался электрозамок багажника, поэтому все вино, которое они везли с собой, выпало и разбилось. А в Land Cruiser Prado еще в дороге перегорела лампочка ближнего света. Оказалось, что стоит она $25 — в три раза дороже, чем на мою машину».
Бросив взгляд на горбатый капот своего Terracan, Вячеслав сообщает, что «аппетит» 2,9-литрового турбодизеля на трассе редко превышает 8 литров, а в городе можно уложиться в 12 л. «То есть расход топлива — как у любой современной Lada. Но там маленькие машины, а тут — полноценный внедорожник. По расположению воздухозаборника для охлаждения интеркулера в этих автомобилях легко определить объем мотора. В моей модификации "горб" размещается по центру капота, а у 2,5-литровой версии он смещен влево. Но разгонная динамика у тех машин слабая. У моей все-таки 163 "лошади" под капотом, так что прет так, как надо», — продолжает ликбез Вячеслав.
А вот большой багажник на 1 200 литров оказался нефункциональным из-за отсутствия продуманной системы хранения. Поэтому Вячеслав сделал многоуровневый органайзер, с которым при опущенных спинках сидений в салоне получалось полноценное спальное место.
«Комплектация у меня не самая бедная, — говорит мужчина. — Есть круиз-контроль, климат-контроль, подогрев зеркал. Но я бы добавил сюда подогрев руля и кожу. Баранка в мороз долго остается холодной. Кто-то обшивает руль кожзамом, но я такие решения не люблю: как сделано на заводе, пусть так и будет. Подогрева сидений здесь тоже нет, но для меня это абсолютно бесполезная функция: на бывшем Accent я включал ее всего два раза для проверки».
«Главный плюс Hyundai Terracan — стоимость покупки и обслуживания, — резюмирует Вячеслав. — К примеру, "одноклассник" Pradoна "вторичке" будет минимум вдвое дороже, да и цены на запчасти для него кусаются. А у владельцев корейских авто есть доступ ко всем комплектующим, которые, в сравнении с японскими аналогами, стоят намного дешевле».
На подъемнике
«Европейские версии этой модели в плане коррозионной стойкости были сделаны лучше, — размышляет владелец. — Чистокровные "корейцы" гниют быстрее. Предыдущий хозяин пригонял его сюда из Франции с малым пробегом. Насколько я знаю, машина ничем не обрабатывалась, но мне никто не верит, что она 2004 года выпуска. Слишком хорошо выглядит для своих лет. Интересно было бы глянуть, как автомобиль сохранился на самом деле»,— рассуждает Вячеслав.
Не заставив нашего героя долго ждать, сотрудники «Титан-Моторс» втиснули массивный внедорожник в тесную рамку подъемника, и вскоре тот уже вовсю скрипел под тяжестью очередного гостя. Когда днище обнажилось, навесное оборудование на нем не сразу удалось различить под слоем ржавчины. Впрочем, сохранился автомобиль на первый взгляд неплохо: помимо рыжих балок, тормозных суппортов и закоревших магистралей сильной коррозии на самом металле замечено не было. Сказать больше без специализированной диагностики не представляется возможным.
«Фланец выхлопной системы сгнил, и банка глушителя болтается в воздухе, — тут же сообщает механик. — Если крепление не заменить, она может потеряться. Тогда попадете на ремонт всей системы».
«Тормозные колодки давно меняли?» — спрашивает он владельца.
«Передние — 30 тыс. км назад…»
«Эти еще походят, — говорит диагност. — А вот толщина задних колодок составляет всего 4 мм. Скоро они потребуют замены. Ну и передние суппорты нуждаются в профилактике, иначе система потеряет эффективность и тормозной путь машины увеличится».
«Когда едете, сзади в автомобиле ничего не стучит? — затем спрашивает механик. — Правая стойка стабилизатора совсем разболталась и ни к чему не прикручена…»
«Вот же! — хлопнул себе по руке владелец. — А я думал: что это в багажнике все время бренчит? Прошлым летом менял все четыре втулки на полиуретановые. Но эти стойки стабилизаторов — болезнь "Терраканов": долго они не ходят. Хорошо, если на 20 тыс. км ресурса хватает».
«Справа верхняя и нижняя шаровые опоры скоро выйдут из строя, — продолжает осмотр специалист. — Слева пока люфтит только нижняя. Еще вижу, что задняя подушка КПП потеряла жесткость. Такое происходит от времени — резина стареет. Также наблюдается течь по мотору снизу. Что именно, не могу разобрать, мешает защита двигателя. Предположу, что это прокладка масляного поддона».
«Это клапанная крышка "сопливит", — будничным тоном отвечает владелец. — Не лезу туда, потому что для этого надо выкручивать форсунки. На ходовые качества это не влияет, да и течь небольшая — на асфальте капель после ночной стоянки я пока не вижу».
«Кстати, в раздатку я уже лазил, — добавляет Вячеслав. — Через пару месяцев после покупки авто начало дергаться при старте. Пришлось одну шестеренку поменять, которая отвечает за включение понижающей передачи. Заодно и все подшипники заменил. Ремонт обошелся в $400 долларов».
Кроме того, владелец сообщил, что его не устраивало состояние подвески: машина сильно кренилась в поворотах и клевала на старте. Сначала он думал, что так себя ведет любой внедорожник, но когда заменил пружины и поставил новые амортизаторы, то сразу ощутил разницу — автомобиль поехал намного приятнее. А чтобы разгрузить корму, Вячеслав также усилил заднюю подвеску пневмобаллонами.
«Это не та пневма, на которую ругаются владельцы Audi Q7, — говорит он. — Система самая простая: один раз накачал — и забыл. А еще зимой менял крестовины заднего кардана и ШРУС спереди».
Опускаем автомобиль — и гидравлический подъемник словно испускает вздох облегчения. Механик открывает капот и после беглого осмотра подтверждает: действительно, в моторе «сопливит» клапанная крышка.
Владелец в свою очередь сообщает, что 15 тысяч км назад поменял в моторе ремни ГРМ, помпу и ролики, а также поставил премиальный аккумулятор Amega на 100А, когда батарея потребовала замены.
«Масло и фильтры тоже скоро надо будет менять, — говорит Вячеслав, глядя на щуп. — Кстати, в зимний период двигатель может подъедать по пол-литра, что нормально для таких агрегатов».
Пройдясь вдоль борта своего внедорожника, мужчина кивает на сеточку трещин заднего бампера: мол, камеру заднего вида сюда бы. Впрочем, мелкие столкновения корпус переживает стойко, чему помогает массивный фаркоп, выступающий на 10 см из-под нижней юбки.
«После небольшого ДТП я поменял передний бампер и противотуманки — видите, цвет детали немного отличается. А еще на капоте стоял дефлектор, я его снял. Теперь из-за него тут затертости. Это еще одна болезнь "Терраканов": не любят они, когда пластик трется о металл. По этой же причине дверь багажника красил»,— рассказывает Вячеслав.
**
«По мотору и электрике это очень надежные автомобили, — подводит итог наш герой после компьютерной диагностики, не выявившей в системе ошибок. — Запчасти для них дешевые и всегда в наличии, любую мелочь можно достать. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это на своевременную замену топливного фильтра. Тут установлена система DELPHi, которая накажет рублем владельцев за плохой фильтр и топливо, слитое с трактора».
Глубоко вздохнув, Вячеслав признался, что грустит, продавая свой автомобиль. У мужчины были планы съездить в Карелию, но в ближайшее время сбыться им не суждено: на подходе второй ребенок. Да и род занятий он давно сменил. К чему тогда возить в машине лишний воздух? Но другому любителю автопутешествий обязательно повезет с таким Terracan — в этом Вячеслав уверен.
Владеете кроссовером или настоящим внедорожником и хотите рассказать о нем? Напишите нам на news@av.by с указанием пробега машины, года выпуска, двигателя и всего, что посчитаете нужным (если авто продается, ждем ссылку на объявление в каталоге av.by). Будем рады вашим письмам!
av.by выражает благодарность cети СТО Bosch Car Service за помощь в подготовке материала