Примерно год назад стремительная девальвация российского рубля и экономическая ситуация в соседней стране внезапно позволили белорусам обновить личный автопарк и при этом серьезно сэкономить. Кто не знает и не помнит знаменитый «хапун» прошлого года? Тогда тысячи белорусов штурмовали рынок восточной соседки, скупая как новые авто, так и запасаясь впрок российской «бэушкой». На днях «Автомалиновка» узнавала, что, откуда и по какой цене везут белорусы сегодня и почему от прошлогоднего ажиотажа, спустя год, остался налет всеобщего скепсиса.
Такого же бума продаж сейчас нет и быть не может – нет ни тех накоплений, ни той паники, что были годом ранее. Однако, несмотря ни на что, мы видим ровную динамику месяц от месяца. Сотрудники МРО говорят, что очереди в основном образуются по вторникам (после выходного для отдела понедельника) и субботам. В эти дни в регистрационных подразделениях ГАИ Минска ежедневно ставится на учет свыше 600 автомашин, в другие – в среднем 400. Из них сегодня примерно 20-25% авто родом из РФ. А большая часть покупается у белорусских дилеров. К слову, в ноябре 2014 года на учет в Минске было поставлено 1981 подержанная иномарка из РФ, а в ноябре 2015 года - 808. Что касается декабря 2014-го, то, по информации ГАИ столицы, в Минске было зарегистрировано 2943 ед. "бэушных" иномарок из РФ.
На деле же, говорит начальник отдела регистрации ГАИ Минска Виктор Винничек, количество автомобилей, ввезенных из России, заметно уменьшилось, если брать за точку отсчета прошлогодний ажиотаж. Но в целом общее количество поставленных на учет авто держится примерно на уровне прошлого года. Средний ценник – 12-16 тысяч долларов, по чисто субъективным ощущениям. Встречаются и бюджетные варианты. Среди них Alfa Romeo, Ford Focus, BMW, Nissan, Hyundai, Renault или Opel. Откровенный «автохлам» в глаза не бросается.
Вопрос о «чистоте» авто из РФ актуален и по сей день. «Обращайте внимание, чей паспорт вбит в договоре купли-продажи. Бывает, купил на эйфории, приехал в отдел регистрации, а потом, оказывается, не та фамилия или не тот номер паспорта. И что делать – снова в Москву ехать», - рассказывают в ГАИ. – Самое главное – самолично присутствовать в ГАИ при выдаче СТС – там однозначно не поставят на учет залоговое или с перебитыми номерами авто».
Да и выгода от приобретения российской «бэушки» сомнительна, говорят в ГАИ. Такова уж человеческая натура: сказать, что сэкономил тысячу долларов, но при этом опустить тот факт, что 600 из них ушли на дорогу, проживание и страховку.
Тем временем, в ранний субботний час на площадке сверки номеров в Ждановичах выстроилась целая вереница как гостей из России, так и «земляков», выехавших из салонов белорусских дилеров. Вокруг иномарки не старше 7 лет. «Ничего не меняется. Люди в основном покупают «немцев» и «японцев», - демонстративно кивает в сторону очередников из немытых Honda, Toyota, Audi, Mercedes и BMW один из сотрудников МРО.
«Случается, что те же перекупы продают машины по поддельным документам: машина угоняется из России, а через месяц продается в Беларуси. Бывает и ошибка ГАИ в техпаспорте. Все нужно перепроверять. Или еще одна проблема: откуда берутся очереди на сверку номеров? Вы посмотрите, сколько времени тратит сотрудник ГАИ на один автомобиль, если с ним все в порядке, - 30 секунд. Из-за того, что сами водители приезжают неподготовленные, оно увеличивается до 2-3 минут, ввиду чего и образуется очередь не на одну сотню метров. Посмотрите сами: водители сидят в машинах в расслабленном состоянии, уткнувшись в экраны смартфонов, и почему-то считают, что во всем виноваты медлительные работники МРО. Вместо того, чтобы сделать элементарные вещи: заранее подготовить документы и протереть тряпочкой номер кузова», - рассказывает один из очевидцев утреннего столпотворения из машин.
«Перекупы тоже не облегчают нам жизнь. Они с жадностью выискивают доверчивых белорусов с «интересными» вариантами, обманывают их, а сами остаются в шоколаде. Малоприметные мужчины караулят машины на въезде, бывает, и к сотрудникам ГАИ пристраиваются поближе, так что у людей даже складывается ощущение, что мы с ними заодно - чуть ли не друзья. Пусть народ посмотрит на проблему изнутри: разумеется, милиция их время от времени гоняет, но это сугубо проблема государства. Почему за них никто не возьмется всерьез? И куда смотрят контролирующие органы? Перекупы не работают и не платят налоги, а живут лучше, чем любой работающий человек», - сокрушается работник на площадке сверки номеров.
И вправду, так называемые «перекупы» небольшими группками по 3-4 человека толкаются у въезда и с интересом наблюдают за каждым проезжающим автомобилем. Мужские фигуры в темных куртках стоят в карауле на въезде, а, завидев любопытную иномарку, спешат задать главный вопрос: почем брали. Одним словом, прицениваются.
«У них нет ничего святого, - бросает камень в сторону «перекупов» еще один неравнодушный мужчина. – Никаких принципов морали, они готовы сорвать куш даже с родного брата! Конечно, среди них есть и нормальные ребята. Но в большинстве своем они где-то обманут, где-то недоговорят. В общем, нет у них честности».
А другой минчанин с ним категорически не соглашается. Мол, они оказывают на «бэушный» авторынок оздоравливающий эффект. То есть не наживаются на людях, а, напротив, помогают им. «На мой взгляд, перекупы «подчищают» авторынок и в то же время выживают, как могут. Ведь что они по сути делают? Они покупают у человека машину, своими руками ее моют, ремонтируют, красят и перепродают дороже всего на какие-то несчастные 100 долларов. Это такая услуга. Если бы они действительно наживались и получали бы с каждой машины прибыль хотя бы тысячу долларов, я бы сам организовал такой бизнес, нанял бы штат сотрудников и предлагал бы людям такого рода сервис», - рассуждает белорус.
«Допустим, у водителя есть авто с проблемами, то что ему делать? – подходит с другой стороны к проблеме мужчина. - Либо «подлатать» машину за кровные деньги, либо скинуть в цене. Либо, как вариант, продать авто тем же перекупам, которые сделают это за вас и при этом немного подзаработают. А то, что такие услуги оказываются нелегально, – другой вопрос. Пусть государство внесет поправки в законодательство, чтобы эти люди могли работать на законных основаниях».
На сегодняшний день машины в России и Беларуси оцениваются одинаково, твердят в унисон и сотрудники ГАИ, и водители. Говорят, все хорошие «бэушки» увезли из соседней страны год назад, когда рубль пикировал, а покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса.
Если сегодня, скажем, автомобиль В РФ стоит 5 тысяч, то у нас в точности такая же модель - 7 тысяч. Однако выгода в цене на поверку окажется мнимой. Так считают многие удрученные опытом автовладельцы. Как минимум, 500 долларов на дорогу. Плюс заехать там на СТО не получится, а по приезде в Беларусь у российской «бэушки» повылазит столько «болячек» - мама, не горюй! «Так, может, лучше купить у нас, в Интернете, за 7 тысяч. Зато купить нормальный автомобиль, который еще поездит?» - задаются вопросом даже самые экономные белорусы.
«Бывает, везут из РФ откровенный автохлам. Водителю говорят: «Да что ты, ее нужно выбросить». А он отвечает: «Так я же отдал за нее 500 долларов». Наверное, бедность подводит людей к таким крайностям. Но нужно понимать: это ведь не конура для собаки, машину нужно обслуживать, чтобы она безопасно ездила по нашим дорогам. Да и где все эти недорогие машины, которые попривозили в прошлом году из РФ и по ценам, от которых слюнки текли? Правильно, стоят, ремонтируются на наших отечественных СТО», - приводит веские доводы против авто из РФ случайный прохожий.
Продолжаем обход дальше между рядами и пытаемся завести разговор с новоиспеченными владельцами. По правде говоря, с переменным успехом. Многие прячут лица, а о ценах говорят неохотно. Мол, еще налоговая заинтересуется.
Основная масса машин – это сравнительно новые иномарки 2007- 2010 годов. Но есть и постарше. Владелец Mazda 121 1997 года рассказывает, что брал ее за 5 тысяч долларов восемь лет назад, а сегодня снимает с учета. « Считаю, что лучше покупать авто в салоне у официалов. Если, конечно, деньги позволяют. Новая машина - есть новая машина. Рисков намного меньше, да и приятнее ездить. Но белорусы все равно с интересом смотрят на восточную границу, думаю, все еще впереди. Беларусь богатеет, а России нужно дешевую нефть продавать», - звучит частное мнение.
Другой мужчина регистрирует Chevrolet Tracker 2015 года, купленный у белорусского дилера. Здесь, в минском автосалоне, по словам водителя, эта машина стоила 250 миллионов рублей. «У меня есть много знакомых, которые попригоняли авто из РФ на порядок дешевле белорусских аналогов. У меня же нет ни времени, ни желания рисковать», - вкратце объясняет свою позицию столичный автовладелец.
Opel Zafira 2007 года еще один белорусский водитель купил в нашей стране. Интересуюсь: за сколько удалось купить подержанного «немца»? «Военная тайна», - отшучивается белорус. «Могу раз сто повторить, что лучше всего покупать автомобиль в Беларуси. И проверить можно, и надежней, и белорусы сами по себе люди хорошие», - добавляет мужчина.
«Думаю, отыскать на рынке РФ хорошую «бэушку» с хорошей историей практически нереально. В Беларуси сам процесс приобретения авто и ведения документации куда прозрачнее. А в России можно попасть и впросак, и на большие деньги. Где живем - там и покупаем», - вкратце резюмирует собственную точку зрения не слишком словоохотливый мужчина.
«Благосостояние белорусов не улучшилось. На российский авторынок по-прежнему смотрят, открыв широко глаза. В настоящий момент более-менее спрос держится на новые машины из РФ, а также авто из бюджетного сегмента – по цене в районе 3-5 тысяч долларов. Если «бэушка» там стоит от 13 до 16 тысяч, то она не продается. Кроме того, хорошие подержанные авто нужны покупателям внутри страны, а те, что похуже, распродаются белорусам. Как только курс вышел на уровень 71, тут же нарисовалась небольшая волна интереса к новым машинам из российских автосалонов. К примеру, моя жена ездит на новеньком Mercedes С-class 2015 года. На момент покупки в России она стоила 30 тысяч, а у нас – все 45 тысяч евро. Но даже новые автомобили нужно покупать аккуратно и с умом: уже сегодня встречаются продавцы, представляющие себя в качестве официальных дилеров, которые перекупают новые машины и играют в мошенников. «Пробиваешь» VIN – а она есть и здесь, и в России», - высказывает свое мнение минчанин.
Напомним: на подержанные авто, ввезенные из России, при регистрации накладываются ограничения: в ближайшие полгода, пока российские коллеги не ответят белорусской ГАИ на запрос об истории автомобиля, ТС продать нельзя! На деле, чаще всего, в течение месяца ограничения в базе ГАИ снимаются. Но узнавать о статусе конкретного автомобиля владельцу нужно самостоятельно – и это важный момент. Иначе есть риск купить иномарку с "чужим" техпаспортом или еще более криминальным прошлым. Так, за 11 месяцев 2015 года было обнаружено 216 "проблемных" машин, зарегистрированных в Минске. Из них 52 - находящиеся в розыске, 137 - с перебитыми номерами, 27 - с поддельным техпаспортом.
«Цены упадут после Нового года в силу того, что поменяется модельный ряд практически у каждого автопроизводителя. Вот, кажется, купил я свой Mercedes 2015 года за 30 тысяч, а он, уже фактически годовалый, «просел» в цене до 22 тысяч. Лучше всего покупать почти новый автомобиль в возрасте 1 года и с пробегом 20 тысяч км, тогда есть шансы не потерять в этом закономерном «падении», - говорят предприимчивые белорусы.
Судя по отзывам, белорусы больше доверяют местному авторынку, тем не менее с интересом следят за курсом рубля, а некоторые из них по старинке ездят в Россию, несмотря на то, что прошлогодняя «халява» ушла в небытие однозначно.
Однако если на повестке дня все-таки значится поездка в РФ, следует обращать внимание на наличие оригинального ПТС и обязательно проверять, не находится ли машина в залоге. Кроме того, покупка из РФ должна основываться на договоре купли-продажи, а не честном слове автовладельца. Да и гораздо надежней, приехав в Россию, не отсиживаться в гостиницах, а лично присутствовать при выдаче свидетельства о регистрации ТС.
Тем временем, уставшие и взволнованные мужчины и женщины подходят к окошкам выдачи документов и госномеров с ворохом бумаг. А затем, радостные и в спешке, уходят с новенькими знаками регистрации BY в руках. Но многие ли из них думают в этот момент, что дёшево и хорошо редко бывает? Вряд ли. Кто-то из хитроумных продавцов может и талантливо сервисную книжку «нарисовать», и залоговое авто подсунуть в красивой обертке. Но такое не случится, если отправиться в местное МРО ГАИ вместе с продавцом и на месте получить «свеженькое» СТС собственноручно.
Фото: Дмитрий Аниськов