«Болею за достойную игру». Белорусский эксперт дает расклад по финалу Formula 1

Окончание года дарит автолюбителям не только предвкушение приближающихся праздников, но и интригующие результаты авточемпионатов. В это воскресенье в столице Объединённых Арабских Эмиратов завершится сезон Formula 1, который по накалу эмоций может оказаться на уровне эпилога популярного сериала «Игра престолов».

Какие страсти кипят на трассах? Кто из команд и пилотов претендует на звание чемпиона? Как сложатся силы в следующем сезоне? Об этом и многом другом журналист av.by поговорил с Евгением Суховерхом — белорусским автожурналистом, автором блога «Гоночная психопатия».

«Нужна была смена короля трассы»

— Какие у вас впечатления от 72-го сезона Formula 1?

— Он получился явно интереснее предыдущих сезонов — начиная с 2014 года, этапа использования силовых установок в чемпионате. Тогда утвердилось доминирование команды Mercedes — и в этом году оно натолкнулось на серьёзное сопротивление со стороны конкурентов в лице Red Bull Racing. Уже сам факт данного события свидетельствует о переменах. Смущают только публичные разборки между командами и пилотами, когда всё решается не на трассе, а на передовицах таблоидов. Просто два амбициозных гонщика — Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен — с таким же амбициозным руководством за словом в карман не лезут, сталкиваются лбами, порождая уйму эмоций, которые иногда перехлёстывают через край.

Недавно закончился Гран-при в Саудовской Аравии, оказавшийся очень событийным и неоднозначным по поведению спортсменов. Я ощущаю, что в ближайшие дни от них ещё поступят самые разные эмоциональные заявления.

— Что ещё за последний год вы могли бы отметить в чемпионате?

— Важно, что наконец-то мы получили настоящую живую интригу в соревнованиях — двух претендентов на титул в финальном этапе с равным количеством очков. Я уже сколько лет слежу за Formula 1, но не припомню такого накала страстей. В Гран-при Абу-Даби точно решится, кто в итоговой таблице займёт позицию выше. Всё это характеризует нынешний сезон с положительной стороны, несмотря на ряд неприятных нюансов.

Например, Гран-при в Бельгии фактически не состоялся и стал самым коротким в истории, заезд практически смыло дождём. И выявились проблемы, над которыми организаторам Formula 1 стоит поработать, чтобы такого не повторялось впредь. Много часов ждали, когда непогода утихнет, а утихнет ли она — большой вопрос. Хотя опытные организаторы должны понимать, что горная трасса в Спа — это всегда вызов, здесь ливни — обычное явление. Но это никого не остановило. Тут надо думать над регламентом гонки, сдвигать такие сложные заезды по расписанию на более благоприятный период, делать соревнования пораньше, потому что к дождю добавился короткий световой день, когда на трассе оказалось не только скользко, но и достаточно темно.

Думаю, организаторы исправятся. В прессе появились заявления, что с этим надо что-то делать.

— Я так понимаю, очевидному доминированию команды Mercedes и её пилота Льюиса Хэмилтона настал конец?

 — По факту оно уже прекратилось. Даже если они завоюют победу, всё равно это будет сделано с большим трудом. Они встретили действительно очень серьёзного конкурента, и неважно, как сезон кончится, — он однозначно удался. Был напряжённым, непредсказуемым, ещё раз повторюсь: давно такой драматургии состязания не наблюдали на трассе. Последние шесть лет лидировал Mercedes (в 2021-м они, скорее всего, получат Кубок конструкторов, очков у них для этого уже хватает), до них четыре года тянулся Себастьян Феттель в Red Bull Racing.

Конечно, публика подустала. Нужна была смена короля трассы — и мы её сейчас наблюдаем. Это уже само по себе хорошо.

— С чем вы связываете изменение расстановки сил в чемпионате?

— Это Red Bull и Honda в первую очередь. Японский концерн, уходя из Formula 1, построил свой лучший двигатель для команды, в чём, собственно, кроется секрет их успеха.

Команда Mercedes ни в коем случае не просела — это сильный противник, он хорошо ориентируется в сложных условиях. И как минимум они лидируют по серии, перехватывают инициативу и выигрывают. Такое тоже в этом году было.

— Какие ещё команды и гонщики, кроме лидеров, отличились, на ваш взгляд?

— Явно наметился прогресс у McLaren, хорошо очень работает молодой английский пилот Ландо Норрис, приятно удивил. Ещё из Williams Racing отличился британец Джордж Расселл, который в следующем году будет напарником Хэмилтона в Mercedes. В этом году он ехал хорошо, добавляя очки своей команде, которая в последние годы пребывала в затяжном кризисе. А сейчас наметился подъём, так что тоже молодцы. Француз Эстебан Окон выиграл Гран-при Венгрии достаточно внезапно, никто не ожидал.

«В Беларуси есть поклонники Formula 1»

— 12 декабря состоится Гран-при Абу-Даби. Ваши прогнозы: как пройдёт заезд и сложится тройка финалистов на этот раз?

— Ох, не готов сейчас делать никаких предположений. С уверенностью могу сказать, что зрителей ждёт много драмы, жёсткой борьбы, ведь всем же хочется взобраться на чемпионский олимп.

Конкретные результаты сложно предсказать ещё и потому, что организаторы доработали конфигурацию трассы, она должна стать интереснее. Абу-Даби мне не нравится: там целый сектор поворотов под 90 градусов, атаковать и обгонять просто невозможно. В нынешнем году несколько моментов переделали, поэтому гонка должна получиться более скоростной и провоцирующей на борьбу и обгоны. Многое будет упираться в возможности пилотов — у болида Хэмилтона новый мотор более свежей спецификации, помощнее. Для трассы Абу-Даби это важно, она требовательна к двигателю. Но всё равно там есть участки, которые требуют прижимной силы у машины, в чём хороши авто Red Bull.

— А за кого вы сами обычно болеете в чемпионате? И почему так сложилось?

— Я всегда выступаю за красивую гонку, на моей жизни никак не скажется, победит Хэмилтон или Ферстаппен. В этом отношении я стараюсь себя сдерживать в оценках, хотя очевидно, что лидерство Mercedes за последние годы уже многих утомило, поэтому подсознательно желаю удачи Максу, он достоин чемпионского титула. А так я испытываю симпатию к финну Кими Райкконену. Он в команде Alfa Romeo, и этим всё сказано. Его победы уже в прошлом, спортсмен «докатывает» свою карьеру в нынешнем году, и хочется пожелать ему удачи, чтобы он достойно завершил свой спортивный путь.

— Эпидемия коронавируса серьёзно отразилась практически на всех международных и локальных состязаниях в сфере автоспорта. Какие изменения произошли с Formula 1? И пошли ли они на пользу соревнованию?

—  В прошлом году пандемия очень сильно подкосила чемпионат. По итогу гонки прошли только в Европе и Азии, потому что в Северной, Южной Америке, Австралии, Японии чемпионат не проводился. И часть ограничений перекочевала в нынешний сезон, но, слава богу, отдельным этапам нашли адекватные замены. Тот же Гран-при Катара оказался очень к месту, никто не ждал от него откровений, но вышло очень живенько, всем понравилось, судя по впечатлениям в Сети.

Конечно, сложности наложили свой отпечаток на чемпионат, ажиотаж вокруг него. Все так ждали гонки на японской трассе Судзука, потому что она тоже очень интересная, но в итоге состязаний не было. Обидно, но Formula 1 не единственный чемпионат, который пострадал от закрытия границ и введённых локдаунов.

— Когда готовился к интервью, наткнулся в вашем блоге на запись 2020 года о том, стоит ли следить за чемпионатом Formula 1. Как вы на данный вопрос отвечаете в 2021-м?

— Это было связано с усталостью от наблюдения за доминированием на трассе Mercedes, которая всех уделывала в одни ворота. Я попытался порассуждать, почему так произошло и следует ли ждать перемен. Но теперешний сезон всё перевернул с ног на голову. Когда на заключительный этап приезжают мировые топ-гонщики разных команд с одинаковым количеством баллов в зачётном листе, депрессивное настроение просто не может появиться.

— Как вам кажется, насколько белорусам интересны состязания автогонщиков F1? Есть ли у нас в стране своё комьюнити болельщиков?

— Поклонники точно есть. Только среди моих друзей их достаточно много, причём люди между собой незнакомы. Конечно, автоспорт — это не хоккей и не футбол, такой популярности, как у Лиги чемпионов, у Formula 1 никогда не будет. Данный факт не связан с тем, что чемпионат негде смотреть, источников с прямым эфиром как раз хватает. Просто это данность, другая культура и увлечения. И не только у нас — подобное наблюдается во многих странах Европы. Но я точно знаю, что в Беларуси есть болельщики Formula 1 и их количество исчисляется тысячами зрителей, даже если не следят за заездами на регулярной основе.

— Каким окажется 73-й сезон чемпионата? Какой прогнозируете расклад сил?

— В следующем году меняется технический регламент, поэтому что-то загадывать сложно. Надо смотреть, кто и как сориентируется в новых правилах. Мы же помним доминирование в 2010-х сперва Red Bull, а затем Mercedes, но тогда объём преобразований оказался намного больше. Сейчас же трансформируется конструкция машины, её внешнее аэродинамическое оформление, но не меняются силовые установки. Поэтому в ближайшие сезоны я пока не ожидаю сильных перемен, хотя, если эксперименты с двигателями болидов продолжатся, нас ждёт ещё немало увлекательных заездов.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили с компанией А1, которая вместе с A1 Telekom Austria Group выступает партнёром гоночной команды Red Bull Racing Honda в сезоне 2021 года. Финал чемпионата зрители из Беларуси смогут посмотреть в прямом эфире 12 декабря на сайте voka.tv или в приложении VOKA на любом устройстве: от смартфона до Smart TV. Трансляция будет доступна в 16:00 на телеканале Setanta Sports 2.

Фото: flipboard.com, marca.com, lequipe.fr, f1news.ru, formula1.com, redbull.com 

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.