«Сбегаются все, чтобы посмотреть, что за машина». Дальнобойщик из Беларуси о редком тягаче Foton Auman EST A H5

«Сбегаются все, чтобы посмотреть, что за машина». Дальнобойщик из Беларуси о редком тягаче Foton Auman EST A H5

После успеха Пана Усяляна в Беларуси наверняка прибавилось как минимум с десяток дальнобойщиков. Ещё сотни людей задумались о том, чтобы приобщиться к дорожной романтике и пересесть на фуру. Наши сегодняшние герои тоже запросто могли бы зарядить любовью к профессии подрастающее поколение. Встречайте: Евгений и Дмитрий. На двоих у них 14 лет стажа за рулём тягача.


Правда, слово «дальнобой» не очень любят и предпочитают называть себя шофёрами-международниками. Вместе с ними мы решили выяснить, какая фура гораздо комфортнее в работе: нестареющая классика вроде свежего DAF или современный «китаец» Foton, бросивший вызов европейской «большой семёрке» на нашем рынке несколько лет назад.

«Даже МАЗ не такой ломучий!»

Евгений и Дмитрий — сотрудники российской компании, занимающейся запчастями для китайской коммерческой техники. Колесят между Россией, Беларусью и Северным Кавказом. Работают в тройке (в команде есть ещё один человек), но машины у них две: DAF XF105 и Foton Auman EST A H5. Евгений, будучи «старшим по званию», застолбил за собой «европейца», потому Дмитрию приходится довольствоваться «китайцем». В хорошем смысле слова или нет — сейчас разберёмся.

— Этот Foton, согласно техпаспорту, 2018 года. Когда Дима подъезжает на стоянку — сбегаются все, чтобы посмотреть, что за машина. Это уже как музейный экспонат! Покупали его в начале 2019-го из салона. Стоил тогда тягач почти $70 000, но нашей фирме отдали дешевле, потому что у нашего руководства хорошие отношения с заводом Foton. Дилер уступил около $6 000 в обмен на наши честные и объективные отзывы. Но наперёд честно скажу: даже белорусский МАЗ не такой ломучий! Хотя до покупки продавцы уверяли: Foton — это совместная с «Мерседесом» разработка. Специалисты из Германии помогали строить! Ну а как только мы столкнулись с первыми нюансами, от дилера и услышали: «А что вы хотели? Это же Foton».

При этом Дмитрий, не скрывая улыбки, говорит: «Зато посмотрите, какой он красивый!» И действительно, китайский тягач снаружи весьма неплох и может похвастать многими опциями. Например,  климат-контролем, полным электропакетом, холодильником, кабиной на пневмоподвеске (хотя парни в один голос утверждают: DAF на пружинах — и он мягче!). Возможно, у Foton где-то в недрах БК есть регулировка, но, увы, об этом никто не знает, в том числе и сам дилер. 

Отъездив пару месяцев на Foton, Евгений составил целый список проблем «китайца». Большинство из них не исправили до сих пор. 

— Большой минус официального сервиса — там всё хотят менять узлами, а запчасти по 3 месяца можно ждать. В наличии нет ничего! Даже щётки стеклоочистителя не купить.
Есть проблемы с аккумулятором. Через каждый месяц-полтора его замыкает. Приходится возить с собой запасной.

— Какие «болезни» есть у китайского тягача? Например, задние колодки вылетают каждые 100 000 километров. До сих пор никто не знает почему. Мы меняли их уже раз пять. Повезло, что ждать деталей не пришлось: подошли колодки от китайского автобуса, для которого наша организация поставляет запчасти.

— Есть проблемы с рулевым управлением: машина прямо не едет, она «рыщет» по дороге. Когда мы с этим только столкнулись, сразу обратились к дилеру. Там посоветовали поменять китайские колёса. Окей, сделано. Всё равно криво едет! Мы — снова на сервис. Встречает нас уже другой специалист. Говорит, ошибка в том, что спереди установлены рулевые колёса, а нужно ставить «батоны», когда ступица вровень с резиной будет. Ладно, исправили... И снова не помогло! Поменяли гидроусилитель по гарантии — никаких изменений. В общем, так и ездим — постоянно подруливая. 

А есть ли ещё плюсы, кроме экстерьера? Подумав, Евгений и Дмитрий выделяют шикарный ближний свет, мол, DAF и рядом не стоит. Ещё одна позитивная сторона — хорошие для обзора зеркала. К тому же они не так часто загрязняются, как у «европейца». Видимо, из-за более продуманной аэродинамики. Мотор и КПП пока никаких проблем не создают.

DAF ремонтировать нужно у дилера. Foton — у «дяди Васи»

Прежде чем заглянуть под кабину, узнаём вводные данные европейского тягача. Большинство водителей фур любят его за надёжность и топливную «всеядность».

— У нас DAF 2019 года выпуска. Но модель XF ещё до рестайла. В России покупали за 104 000 долларов. Сейчас она стоит столько же, потому что вся грузовая техника серьёзно подорожала. Обслуживать тягач необходимо у дилера. Машина известная, все знают, что с ней делать. А «китайца» ремонтировать нужно только у знакомого «дяди Васи». Что по пробегу? У Foton — 350 000 километров, у «европейца» — на 30 тысяч меньше.


Изначально межсервисный интервал у DAF был 50 000 километров, но увеличили до 90 000. У Foton — 50 000 км (завод допускает 70 000).

Из нюансов у европейского тягача Евгений отмечает плохой заводской аккумулятор: в нём не было плотности электролита. Ещё пришлось менять турбину: на 315 000 км обломало вал. Отдельные водители в числе недостатков называют дырявую кабину (продувает насквозь ветром) и ржавые бамперы. Однако наши герои готовы с этим поспорить: сильный ветер пронизывает почти любую кабину, но всегда реально сделать теплоизоляцию. Бампер можно визуально оценить: ржавчины нигде нет. Хотя недавно его подкрашивали, но причиной тому было ДТП.

— По мощности мотора китайский экземпляр выигрывает. По паспорту заявлено 470 и 460 л. с. соответственно. Хотя по ощущения у обоих под 500 л.с. У этого DAF двигатель и КПП чипованные, — уточняет Евгений. — Для дальнобойщика неважно, за сколько машина разгоняется до 100 км/ч. У нас есть такое понятие, как тяга в гору. И «китаец» здесь однозначно впереди.

У «Фотона» стоит американский мотор Cummins. У DAF — европейский PACCAR MX. Первый тягач на «механике» ZF 16, у второго — «автомат» AS Tronik. Грузоподъёмность одинаковая, общая масса ограничена законодательно до 44 тонн. Могут тащить сцепку с грузом примерно до 30 тонн (в зависимости от веса контейнера).

— Впрочем, в Китае этот Foton тягает по 60 тонн официально, поэтому его под пресс через 7 лет можно отправлять. Ещё одна проблема «китайца» — сообщающиеся топливные баки. И если ДТ осталось менее 100 литров и машина стоит под наклоном в одну сторону, то есть шанс заглохнуть в неподходящий момент. Среднекруговой расход летом у обоих грузовиков — 30—32 литра на 100 километров. Зимой может доходить до 40, — рассказывает Дмитрий.

Ещё водители хвастаются: на этих тягачах стоит настоящая зимняя резина! В то время как большинство водителей не заморачиваются и катаются на всесезонке. Чтобы «переобуть» такую махину, к слову, нужно отдать почти $6 000. Резины хватает на 300 000-350 000 километров, если шины хорошего качества.

— Прицепы у нас тоже уникальные — четырёхосные «Meusburger Новтрак». Такая компановка позволяет возить тяжелые контейнеры стандартными тягачами формулой 4×2. До прошлого года мы с ними в Беларуси были вне закона. Стояли они по $34 000. Из дополнительного оборудования стоит бортовой компьютер, инструментальные ящики, манометры нагрузки на оси, светодиодные фары.

**

Подводя итоги, вместе с Евгением выделяем несколько важных критериев: экономичность, надёжность, управляемость и комфорт в кабине тягача.

— По части экономичности между DAF и Foton я бы поставил знак равенства. В плане надёжности и управляемости DAF определённо побеждает. Ещё водителю очень важен комфорт: мы ведь, по сути, живём в кабине! А некоторые дальнобойщики и вовсе по две недели на границе стоят. Для меня в этом плане тоже DAF выигрывает. Хотя и у «Фотона» кабина большая. Обзорность и свет точно лучше у «китайца».

Стоящий рядом Дмитрий согласно кивает головой, подтверждая слова товарища: в схватке похожих по характеристикам тягачей однозначно выигрывает европейский DAF, хотя эта модель считается середнячком в европейской «большой семёрке». 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen