«Если будет хоть одна «левая» машина из России, рынок закроют». Репортаж с горячей точки столицы

В минувшее воскресенье, ранним утром, посетителей фактически нет. Но рыночная жизнь кипит: кто-то еще вымывает и полирует авто до блеска, кто-то неспешно дописывает ценник, а другие подгоняют к площадке только купленные из-под людей иномарки — их готовят к продаже как можно скорее, чтобы успеть к тому времени, когда начнет подходить народ. Посмотрим, как встречает август крупнейший авторынок Беларуси и что продается на популярной минской площадке.

И правда: в первой половине дня люди подтягиваются, и кажется, что здесь уже не так безлюдно, как это выглядело поутру. Мимо проходят и влюбленные парочки, и большие семьи, и одинокие мужчины, которые ищут транспорт для себя, рассчитывая на личный опыт и эрудицию. Но людей все равно не так много, так что продавцы каждого встречают по одежке и рекламируют свой товар с особым усердием. Здешний перекупщик перехватил между рядов и нас, предложив посмотреть то, что скорее всего нас заинтересует. Что ж, посмотрим.

На задворках рынка под лучами июльского солнца греется Chevrolet Aveo 2010 года. «С кондиционером, на литых дисках, все, как положено, только что снят с учета», — сообщает мужчина, отправляя нас посмотреть его в одиночку, так как на площадке он продает и другие машины. А находить их стало намного сложнее: поскольку из Европы их все равно невыгодно гонять, поэтому, чтобы заработать, некоторые перекупщики ищут автомобили на продажу прямо у въезда на рынок. Нередко тут же, на месте, устраняют некоторые неполадки, моют и полируют авто, а затем с чувством выполненного долга выставляют блестящие иномарки напоказ.

Этот «Авео» еще не успели подготовить к продаже, на капоте остались царапины от когтей запрыгнувшей на него собаки, но прямо сейчас его можно забрать по хорошей цене — $4800. После стандартной подготовки, которая включает мойку и полировку, ценник перевалит за 5 тысяч долларов. Как говорится, торопитесь успеть. 

О продажах никто откровенничать не спешит. Максимум, что можно услышать, это скупые фразы наподобие «Машины продаются», умалчивая, в каких масштабах и насколько быстро. Пусть в Беларуси и не самая экономически благоприятная ситуация, однако сказать, что продаж нет совсем, язык не поворачивается, хотя некоторые из машин простаивают на рынке не первые выходные, а другие намертво зависли в продаже, неохотно, но постепенно снижаясь в цене.

На глаза попадаются Nissan Juke 2011 года за почти 10 тысяч долларов, а VW Tiguan 2009 года предлагают по цене 12 тысяч (уже со скидкой 950 у. е.). Встречается и Kia Cee'd 2013 года (по паспорту — конец 2012 года).

Черный хэтчбек с 1,6-литровым мотором и 6-ступенчатой МКП оценивают в $11.150. По заверениям продавца, машина в состоянии новой, радует обилием опций и вдобавок ко всему полностью обслужена — мужчина демонстрирует сервисную книжку и кипу заказ-нарядов со станции минского дилера. В последний раз меняли колодки, а цепь ГРМ еще походит приличный срок, новая резина, на подходе только замена масла. По кузову — ничего не билось и не красилось.

«Больше Kia Cee'd на рынке я не видел. А все эти VW Polo и Huyndai Solaris уступают ему в плане эргономичности и функциональности салона. Черный цвет — тоже в плюс, он наиболее ликвидный, когда дело дойдет до продажи авто. По цене возможен торг, но за "десятку" я продавать точно не стану», — отмечает владелец.

О популярных KIA Rio, Hyundai Solaris и VW Polo местная публика отзывается довольно скептически. В качестве доводов звучат устрашающие рассказы про гниющие через два-три года новые "бюджетники" а-ля Nissan Almera. А вот хорошо подержанные иномарки, когда-то пригнанные из Европы и поездившие по Беларуси, хвалят вовсю. О том, что у одного из таких — Kia Picanto — есть кондиционер, узнаешь за версту: об этом «кричит» надпись большими буквами на боковом стекле хэтчбека. А что еще нужно в такую жару?

При этом компактный Picanto 2006 года с 1,2-литровым мотором за $4450 — «это настоящая машинка, не то, что какой-нибудь новый Solaris, сделанный русскими руками». Щедрой скидки на 11-летнюю Kia не будет — максимум 200 долларов, потому что за такие деньги лучшего аналога ей вряд ли найдешь.

«Да кому эти европейские машины нужны! — возмущается другой продавец. — Продаются они плохо, потому что цены кусаются». Заступив на территорию площадки, где продаются исключительно свежие машины из России, попадаешь в окружение сверкающих клонов из Kia Cee`d, Hyundai Solaris и Skoda Octavia. Продавец «Октавии» 2013 года признается, что время от времени на рынок подвозят малолитражки из Европы, но это совершенно не то в сравнении с той же Skoda, чьи российские «транзиты» припрятаны в салоне авто. «Она приехала из московского салона, а те машины, что катаются в Беларуси и сменили по 5 хозяев, лучше не смотрите. Денег на ремонт у людей нет, их просто "намарафетили" и выставили на площадку», — советует продавец, который занимается перепродажей авто 20 лет.

В этой части рынка предсказуемо хают европейские малолитражки, у которых «запас мощности никакой, а моторесурс — всего 50-60 тысяч». Подержанные машины из России, напротив, продолжают поступать на площадку, хоть и не так активно, как раньше. Опытные перегонщики знают, где и как найти более-менее выгодные варианты. Навар, если верить, совсем небольшой — всего 300 долларов, но что поделаешь, когда нужно кормить семью, а ничем другим заниматься не умеешь. И, уверяют, криминала в перепродаже авто из России никакого нет: «Если попадется хоть одна "левая" машина, рынок сразу закроют. Никакого обмана здесь нет».

Говорят, местных здесь практически не бывает. Вот только что от Peugeot 406 1998 года отошла семейная пара из Баранович. Продавец сетует, мол, обещали вернуться, но в настоящий момент они без гроша в кармане, и он мгновенно переключается на нас, повторяя, что «есть дешевые корчи, а это нормальный и крепкий автомобиль». Кондиционер исправен, только нужно дозаправить его фреоном, печка и ручник работают, аккуратный салон. Пороги и арки целые — простукивает по ним продавец.

Техосмотр машина проходит сама, и если на руках есть $2650 (а это последняя цена, ее и так переписывали несколько раз), то сделку предлагают оформить по ксерокопии паспорта или счет-справке — с продажей универсала владелец явно спешит и готов на любые способы продажи. Но, увы, многие приходят сюда на разведку — чтобы изучить ассортимент или прикинуть примерный бюджет. Так что реальных сделок купли-продажи на рынке не так уж много, как бы того хотелось здешним перекупам.  

Обычных продавцов отличить от них несложно. Они держатся более скромно, поджидая покупателей за рулем своих автомобилей. К примеру, владелец Audi A3 2002 года вместе с женой приехал из Брестской области и рассчитывает на то, что им удастся продать подержанный «премиум», который у белорусов на хорошем счету, за $4 тысячи или даже ниже. На нем ездили крайне мало, оттого и пробег всего 146 тыс. км, машина обслужена (замена масла и фильтров, новый аккумулятор), но к продаже ее не готовили — необходимо заправить кондиционер и полировать весь кузов.

**

Невзирая на период отпусков и дачного отдыха, рынок внешне выглядит вполне живым. Сами продавцы не берутся говорить, что лето — мертвый сезон, но многие посетители заскочили сюда прицениться, не взяв с собой денег. Ассортимент разноликий: как утверждают завсегдатаи местной площадки, иногда подвозят европейские малолитражки, но и продают их недешево, хватает и свежих машин из России, только вопрос выгоды для самих продавцов сводится к минимуму. Спад продаж все-таки есть, и если дело таки доходит до сделки, то между продавцом и покупателем случаются долгие торги, где один не хочет продешевить, а другой возлагает надежды на щедрую скидку.

Читайте также:

 

Фото: Юлия Дедкова