«Электроника хороша как помощник». Проверили, спасёт ли Opel нас от аварии

«Вкалывают роботы, а не человек». Казалось, что именно эти пророческие строчки из саундтрека к советскому телефильму «Приключения Электроника» воплотятся в жизнь в недалеком будущем. С той поры минуло не одно десятилетие, а человек всё по-прежнему вкалывает, хоть искусственный интеллект и значительно упростил наши повседневные задачи. В их числе — управление автомобилем в сложных дорожных и погодных условиях.

Мы уже ранее разбирались в том, что из себя представляют современные системы активной безопасности марок Volkswagen и Subaru. Теперь добрались и до Opel. Сегодня av.by расскажет и покажет, как кроссоверы 2021 года выпуска Opel Crossland и Opel Grandland X в премиальной комплектации, предоставленные компанией «ПарадАвто» — официальным импортёром немецкой марки в Беларусь, ведут себя в условиях потенциальных аварийных ситуаций. 

Тестировать машины мы пригласили опытнейшего автоинструктора и руководителя Центра контраварийной подготовки Сергея Овчинникова, способного разобраться, могут ли компьютерные алгоритмы заменить отшлифованную годами тренировок человеческую реакцию на большой дороге и в городских условиях, а также начинающего водителя Маргариту. В тексте мы расскажем про опыт Сергея, а в видео — о впечатлениях Маргариты.

«У меня отношение такое: доверяю, но с опаской»

Чтобы не натворить дел в городе, мы отправляемся на тест в безопасное место, фактически в «альма-матер» каждого белорусского автоэкспериментатора — Республиканский полигон для испытаний мобильных машин «Липки», любезно предоставивший нам для работы свои заасфальтированные пространства. 

Машины нынче способны на многое, но мы проверим, как Crossland и Grandland X справятся с несколькими задачами: с экстренным торможением перед возникшим на пути движения человеком, устойчивостью при заносах (система ESP), оповещением о выходе авто из полосы движения и автоматическим маневрированием при диагональной парковке (система Park Assist).

Перед началом теста спрашиваем у Сергея Овчинникова о его личных ожиданиях относительно тестирования Opel. Оказалось, у собственного авто нашего эксперта таких продвинутых систем безопасности нет, а сам он пока что полагается на свои отработанные навыки.

— У меня отношение такое: доверяю, но с опаской. Тут, как и в любом деле, нужно рассчитывать не только на свои умения и чутьё, но и на потребности обычного водителя, которому важно без проблем добраться из точки А в точку Б. Ему эти системы наверняка будут полезны, поэтому мы сымитируем опасные ситуации и определим, как себя будет вести машина. Нужно ведь разобраться, где компьютер действительно помогает, а где может быть опасен.

Сперва мы проверяем наиболее стрессовый случай — экстренное торможение перед внезапно появившимся на дороге человеком. В качестве реквизита используем две фигуры: небольшую надувную Эльзу из «Холодного сердца» и полноростовой выставочный манекен. 

— Мне кажется, будет интересно, потому что это разные объекты: барышня у нас хрупкая и небольшая, а манекен по размерам — совершенно нормальный человек. Посмотрим, сможет ли их определить система. 

Сперва ставим перед Crossland нашу воздушную Эльзу, для устойчивости помещённую в картонную коробку. Первая попытка — и кукла оказывается под колёсами кроссовера. Повторные испытания тоже оканчиваются неудачно. По словам Сергея, система не отреагировала на предмет.

Повышаем ставки, размещая перед машиной антропоморфный манекен, — и автомобиль при приближении к объекту на скорости от 5 до 30 км/ч начинает резко тормозить. Последующие несколько дублей тоже завершились с положительным результатом.

Сергей признаётся, что тест проходил с волнением.

— Я обычно начинаю торможение раньше, потому что есть задержка человеческой реакции и техники при резком переносе ноги на педаль тормоза, её нажатии и срабатывании. Лучше делать это заранее — мало ли что. А система автомобиля реагирует мгновенно, мы остановились практически вплотную к объекту. 

Просим прокомментировать ситуацию присутствующего на тесте Владимира Карницкого, технического эксперта марки Opel и официального представителя дилера «ПарадАвто».

— Система постоянно отслеживает ситуацию на дороге с помощью многофункциональной камеры (она установлена в верхней части ветрового стекла, в месте расположения зеркала заднего вида) и блока управления, идентифицирующего находящиеся на пути объекты. Когда автомобиль движется со скоростью от 5 до 30 км/ч и появляется препятствие, система тормозит машину до полной остановки, что мы с вами как раз и наблюдали.

Но функция обнаруживает не все типы препятствий на дороге. Такие объекты, как столб или дерево, ею распознаны не будут. Также машина может не увидеть животных ростом до полуметра. Возможно, поэтому на куклу система не отреагировала, а высокий манекен обнаружила и остановила автомобиль.

Переходим ко второй задаче — объезду неожиданного препятствия, или, как это называется на языке автоинструкторов, «лосиному тесту». Он поможет проверить работу системы ESP с функцией интеллектуального привода IntelliGrip, которая отвечает за устойчивость Crossland и Grandland X при экстренных заносах.

— Ситуация такова, что иногда у водителя нет времени затормозить и остаётся только одно — резко объехать препятствие. В теории система ESP нам должна помочь стабилизировать машину в случае угроз внезапного заноса и переворота, — объясняет Сергей.

Мы проводим несколько заездов, в ходе которых эксперт на большой скорости резко объезжает выставленные на пути конусы. Скрипит резина, колёса приподнимаются над асфальтом, но машина справляется с поставленной задачей.

— Система очень жёстко включается в самом начале заноса, стабилизируя крайне сложные ситуации, и авто дальше едет по дороге. Конечно, в таком случае нужны навыки активного руления и внимательность. Если водитель неправильно управляет машиной, смотрит не туда, куда хочет приехать, то могут возникнуть проблемы. Но совершенно точно ESP Crossland упростит работу человека в таких ситуациях.

Владимир Карницкий добавляет, что система устойчивости уже давно стала базовой функцией для многих автомобилей, в том числе и для Crossland, в котором она может адаптироваться к разным дорожным ситуациям — например, к езде по гравию, песку, грязи, гололёду.

—  Принцип её работы традиционный: система анализирует скорость вращения колёс, угол увода автомобиля и корректирует траекторию его движения путём подтормаживания одного из колёс или ограничения мощности двигателя.

Переходим к третьей задаче — смотрим, сообщит ли Grandland водителю о выходе из полосы движения. Для этого мы отправляемся в небольшой заезд по автодрому со средней скоростью 60 км/ч.

Функция определённо будет полезна в нынешних реалиях, когда водитель может отвлечься на мессенджер в телефоне или ребёнка на заднем сиденье.

Работает система следующим образом. Отслеживание ситуации осуществляется видеокамерой, расположенной в верхней части ветрового стекла. Основное условие функционирования системы — наличие дорожной разметки на дорожной полосе. Видеокамера постоянно фиксирует положение автомобиля, и, как только мы пересекаем полосу, не подав сигнала о перестроении, бортовой компьютер информирует о произошедшем водителя. На этом работа системы ограничивается.

— Машина реагировала на сплошную и прерывистую линии. Она видит, что может делать водитель, а что — нет. Если вы фактически нарушаете, смещаетесь и пересекаете сплошную линию, то бортовой компьютер вам об этом напомнит. Если активируем поворот и сделаем штатное перестроение, БК воспримет манёвр как должное. На мой взгляд, это полезная функция, поскольку она дисциплинирует водителя: если не включил поворот, машина подскажет, что ты что-то не то делаешь. И это заставляет тебя ехать так, как положено, — делится впечатлениями после заезда Сергей.

И в конце концов мы проверяем, как работает Park Assist — система маневрирования при диагональной и перпендикулярной парковке. Моделируемая ситуация хорошо знакома каждому горожанину, пытающемуся отыскать свободное местечко вдоль бордюра. Мы размещаем два автомобиля на расстоянии 4—4,5 метра друг от друга.

— В системе используется целый комплекс ультразвуковых радаров, которые применяются при самостоятельной парковке, — рассказывает Владимир Карницкий. — Таких датчиков у машины в общей сложности десять штук. Также в дело вступают камеры спереди и сзади для визуального контроля автомобиля относительно других машин, а кроме того, работает электроусилитель рулевого управления, который самостоятельно вращает руль в нужную сторону. Фактически машина паркуется без чьей-либо помощи, с минимальным участием водителя в процессе.

Сергей Овчинников считает, что шанс врезаться в чужое авто и не уберечь себя от внезапного столкновения на стоянке — главный страх активного городского автомобилиста. Мы пробуем заехать на парковку и выехать c неё на Crossland — машине это без проблем удаётся.

Как видно, система активной безопасности Opel хорошо себя продемонстрировала на дороге. Автомобили в большинстве случаев адекватно реагировали на дорожные угрозы, помогая водителю избавиться от потенциальных негативных последствий. С нами во многом согласен и Сергей Овчинников.

— Электроника хороша в первую очередь как помощник. На неё на 100% надеяться нельзя, но она действительно отлично реагирует, информирует водителя и самостоятельно тормозит. Однако важно, чтобы водитель старался сам так управлять авто, чтобы не нужно было попадать в опасные ситуации. Законы физики ведь не отменишь, всё равно есть тот предел, после которого уже ничего нельзя поделать.

— Мне показалась наиболее полезной система экстренного торможения перед препятствием. Машина тормозила, пожалуй, лучше, чем я в каких-то ситуациях. Что поделать, у электроники реакция намного быстрее, чем у простого человека, пусть и подготовленного к стрессовой ситуации на дороге.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили вместе с «ПарадАвто» — официальным импортёром марки Opel в Республику Беларусь. Кроме того, компания занимается продажей автомобилей Citroen и УАЗ, а также грузовой и специальной техники КамАЗ, предлагая автовладельцам машины высокого качества по доступным ценам, кратчайшие сроки поставок и сервис на сертифицированной СТО, а ещё выгодные условия покупки автомобилей в лизинг. Присоединяйтесь к сообществам компании в социальных сетях Instagram и Facebook.

Также ещё раз особо благодарим инструктора контраварийной подготовки Сергея Овчинникова и Республиканский полигон для испытаний мобильных машин «Липки» за помощь в организации и проведении теста.

Читайте также:

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.