Эксперт: сложно принять госпошлину на траснспорт с  "распростертыми объятиями", но придется

В Беларуси в будущем году может быть введена государственная пошлина за допуск автомобилей к дорожному движению - такое предложение поступило от Министерства финансов. Безусловно, дополнительные ресурсы необходимы для того, чтобы поддерживать отечественные дороги в должном виде, ведь в настоящее время проблема их состояния - и местных, и республиканских - очевидна.

В 2014 году решено на 40% увеличить общее финансирование, а на капитальный ремонт направить вдвое больше средств, однако этого недостаточно, учитывая планы, заложенные в программе "Дороги Беларуси" на 2006-2015 годы. За счет кредитных ресурсов сегодня выполняется только та часть программы, которая касается реконструкции и строительства республиканских дорог. В любом случае возможность появления еще одного налога, который будут обязаны платить белорусские граждане, встречена общественностью неоднозначно. Свое видение складывающейся ситуации и мнение по поводу озвученных планов в беседе с корреспондентом БЕЛТА высказал председатель правления РОО "Белорусский союз транспортников" Владимир Сосновский.

Формулировка "допуск к дорожному движению" совершенно некорректна



Заявление сделано, и оно взбудоражило общественность. Для обычного гражданина необходимость такой меры должна быть очень хорошо обоснована государством, считает глава Белорусского союза транспортников. "Цель введения пошлины, которая объявлена сегодня, - это допуск к дорожному движению. Но это, откровенно говоря, нонсенс, такая формулировка, на мой взгляд, не имеет права быть. Я понимаю: у нас есть дорожная инфраструктура, мы всей нацией, прежде всего, через налоги, создаем дороги, улицы. Так вот сказать "за пользование дорожной инфраструктурой", наверное, было бы правильно - за то, что государство содержит и управляет определенными процессами, повышает качество дорог и расширяет их. Это понятно. Но формулировка "за допуск к участию в дорожном движении", я считаю, какая-то надуманная. Получается, что я свои гражданские права должен еще у государства выкупить. На самом деле мне не надо их выкупать, они даны мне конституцией. А вот оплачивать пользование транспортной инфраструктурой, на которую затрачивается из республиканского бюджета все больше денег, имеет смысл", - полагает Владимир Сосновский.

Он затруднился назвать, какой должна быть схема взимания госпошлины: то ли разовое изъятие, то ли постоянное… "Я думаю, что все-таки средства должны изыматься не разово, скажем, при покупке автомобиля. Если уж придется идти на такую меру, то, возможно, это следует приурочить к техосмотру и в зависимости от конъюнктуры менять условия и размеры взимания. Я скорее склоняюсь к тому, что это должна быть перманентная процедура", - сказал эксперт.

Согласно предложению Минфина Беларуси, ставки госпошлины могут зависеть от массы транспортного средства, его вида и от статуса владельца (юрлицо или физлицо). Планируется, что размер пошлины может составить от 1 до 25 базовых величин (одна базовая сейчас равняется Br130 тыс.). За счет налогового нововведения, по расчетам специалистов Министерства финансов, можно будет получить около Br1 трлн., которые будут зачисляться в республиканский бюджет.

Новая госпошлина не внушает оптимизма, но платить придется



По словам Владимира Сосновского, конечно, сложно принять новую пошлину "с распростертыми объятиями". Такие меры не прибавляют энтузиазма - никому не хочется платить лишние деньги. Если вспомнить историю, подобного рода налоги, финансовые изъятия у нас уже были: в советские времена и в новейшей истории их включали в акцизы на топливо. Вроде бы сегодня с учетом растущих акцизов уже происходит в своем роде финансовое изъятие, а тут еще вводится дополнительный налог. "И хотя я понимаю, что денег не хватает для всех программ, вместе с тем считаю, что аспект социальной справедливости при реализации таких мер должен учитываться. Конечно же, общество будет оценивать такие шаги неоднозначно", - считает эксперт.

Аналогичная практика в наши дни применяется и в других странах. Примерно четыре года назад представители Белорусского союза транспортников делали исследования в контексте одной из своих разработок, однако с тех пор многое изменилось - государства постоянно меняют и цели, и методы, и способы взимания транспортной пошлины. Но большинство стран, в том числе Европейского союза, закладывают такие сборы в акцизы на топливо. Потом они соответственно перераспределяются. К слову сказать, в Беларуси предпринимались подобные меры, когда существовал Дорожный фонд. Было шесть источников его наполнения, в том числе сборы за платную дорогу М1/Е30, отчисления от акцизов топлива, прямой налог на пользователей дорог - юридических лиц. Последний отменили, а после этого распался и Дорожный фонд.

Уплата от пользователей (в последние годы ее размер был 1% от их оборота), как раз составляла основную часть фонда. По убеждению Владимира Сосновского, такой фонд должен существовать. Однако на содержание дорог общего пользования государство должно сформировать в бюджете специальную целевую статью расходов. Коммерциализация таких трасс, даже с помощью современных технологий, - это все-таки будущее, в любом случае этих средств сегодня будет не хватать. Поэтому создавать целевой фонд для содержания улиц и дорог нужно. В него будут поступать и эти дополнительные изъятия за пользование дорог, если их утвердят. 

     

Отдельный Дорожный фонд в Беларуси был упразднен с августа 2008 года. После этого финансирование дорог предполагалось осуществлять за счет отчислений из консолидированного бюджета, сохранив прежний объем денежных поступлений исходя из установленных нормативов. Планировалось также сохранить целевую направленность использования средств от взимания акциза на автомобильное топливо, однако на практике финансирование существенно сократилось.

"С точки зрения глобальных целей введение в Беларуси подобной пошлины, наверное, целесообразно. Пожалуй, это шаг в правильном направлении. Меня не только как гражданина, но и как специалиста волнует растущий уровень автомобилизации. У нас сегодня только ленивый не имеет машину, причем я не говорю о субъектах транспортной деятельности, а о гражданах, разделяя эти понятия. Что касается белорусов, то я думаю, что мы не очень социально ответственно относимся к этому явлению", - констатировал эксперт. В Минске ситуация только усугубляется, число машин в городе растет. Поэтому какие-то меры (в том числе, может быть, и такие) должны вырабатываться государством, чтобы  регулировать соответствующий процесс.

Белорусский союз транспортников ратует за то, чтобы развитие общественного транспорта в республике, городского и пригородного, перешло на некий новый уровень, чтобы он становился более конкурентоспособным по отношению к качеству передвижения на личном автомобиле. Сегодня общественный транспорт имеет вполне современный внешний вид. Особенно отличается столица, где обновили парк автобусов. Здесь все новое, красивое, но качество услуги пока достаточно низкое: автобусы передвигаются медленно, регулярность нарушается, информационного обеспечения нет.

В этой связи с одной стороны государство должно уделить серьезное внимание и радикально изменить отношение к развитию общественного транспорта. С другой стороны, нужно предпринимать меры, заставляющие граждан ограничивать использование личных автомобилей, в том числе выработать и не совсем популярные. Это все должно идти параллельно, потому что нельзя ограничивать одно, не развивая другое.

БЕЛТА