Эксперт: «Белнефтехим» пытается решить проблемы за счет кошелька автомобилистов

В марте бензин в Беларуси дорожает уже третий раз: каждую неделю его стоимость подрастает на традиционную копейку. В связи с очередным повышением розничных цен на автомобильное топливо, произошедшим 16 марта, «Белнефтехим» пояснил ценовую стратегию. Старший аналитик компании «Альпари Евразия» Вадим Иосуб в комментарии myfin.by высказал свое мнение на этот счет.

«Белнефтехим» подчеркивает, что «принятая ценовая стратегия изменения предельных максимальных цен на нефтепродукты не более чем на 1 копейку за 1 литр в неделю направлена на снижение чувствительности стоимости топлива к колебаниям цены на нефть на внешних рынках».

С 1 по 12 марта 2021 года средняя котировка нефти достигла 67,2 доллара США за 1 баррель и по сравнению с уровнем котировок за январь 2021-го выросла на 22,5%, обратили внимание в концерне. Проведенный мониторинг ценовой ситуации на рынках сопредельных европейских государств показывает, что на фоне значительного роста стоимости нефти цены на нефтепродукты на указанных рынках увеличились на 10–16%.

Как сказано в сообщении «Белнефтехима», в Беларуси с начала года стоимость топлива подскочила на 3,3%, однако остается ниже цен в Украине на 30%, в Польше и Прибалтике — на 45–50%, но она выше, чем в Российской Федерации, на 9–13%.

Старший аналитик компании «Альпари Евразия» Вадим Иосуб отмечает:

Объяснение «Белнефтехима» о причинах роста цен на топливо выглядит не очень убедительно. Мы уже привыкли к тому, что, невзирая на то, что происходит с ценами на нефть, цены на топливо на внутреннем рынке регулярно растут. То есть жесткой привязки к динамике мировых цен на нефть нет.

В прошлом году цены на бензин только несколько раз (может, раза три) снижались на одну копейку, а несколько десятков раз — росли. Учитывая то, что цены на нефть устойчиво падали первые четыре месяца 2020 года, то есть в течение одной трети года, нельзя сказать, что столько же времени и на такую же глубину у нас дешевело моторное топливо.

Что касается сравнения с соседними странами... Во-первых, хорошо бы перепроверить эти цифры, на которые ссылается «Белнефтехим»: насколько дороже топливо у соседей. Во-вторых, даже «Белнефтехим» признает, что дешевле топливо в России. Основной автомобильный трафик у нас, безусловно, с Россией. И понятно, что машины, которые едут туда, будут заправляться после границы на территории РФ. Аналогично автомобили, которые едут из России, будут пополнять баки до въезда в Беларусь. Это стимулирует продажу топлива в России, а не в Беларуси.

В отношении ссылки на то, что в Польше или странах Балтии топливо дороже: хорошо бы это соотнести с доходами населения и посмотреть, сколько литров топлива могут позволить себе граждане там за свою среднюю зарплату. Я сомневаюсь, что в данных странах это будет больше. При сравнении цен с Украиной надо отметить, что в Украине нет жесткого регулирования цен на топливо: цены могут отличаться в разных сетях заправок. Цена на топливо является рыночной и колеблется в соответствии со спросом и предложением.

Важный момент: очень большую долю в наших розничных ценах на топливо составляют налоги и акцизы. Если речь идет о рентабельности нефтепереработки, теоретически можно было бы регулировать путем снижения акцизов. Тут же видна попытка решить все проблемы за счет кошелька автомобилистов.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen