«Единицы везут для себя». Ищем автомобили с льготной растаможкой в Малиновке

С того времени, как ввели льготную растаможку, прошло больше двух месяцев. Однако резонансный указ до сих пор обсуждают. Правда, некоторые продавцы, конечно, слегка лукавят, когда говорят, что все перегонщики, как один, побаиваются 140-го указа и не спешат фиктивно оформлять автомобили на льготников. Поверьте, некоторые из них быстро сориентировались в новой ситуации: подвезли иномарки, растаможили их за полцены и даже успели продать. За примерами далеко ходить не нужно: на рынке в Малиновке, где такие экземпляры встречаются довольно часто, продавцы рассказывают, как изменились ассортимент и цены с апреля.

Практически с парадного входа площадки нам сообщают, что европейские автомобили, растаможенные со скидкой, уже появились на рынке, тем более что никаких ограничений на их продажу не предусматривается. «Но это пока, — предостерегает один из мужчин. — Все фиксируется в базе данных еще с 90-х. Потом всех проверят и с каждого спросят, я так думаю».

Еще один продавец в унисон коллеге категорично высказывается против 140-го указа. «Вон стоит растаможенная по полной программе дизельная Toyota — 2 400 евро, но у нее и объем мотора 1,4 литра, — говорит мужчина, который и слышать не желает про льготную растаможку. — Я "присесть" на несколько лет не хочу. Зачем мне это надо? Увидите, что будет с теми, кто незаконно ввозит в Беларусь иномарки. Даже спустя годы таможня требовала заплатить сотни миллионов за машины, ввезенные по декрету № 6. Со 140-ым указом будет точно так же».

«Все должны быть в равных условиях, — обиженно заявляет следующий мужчина. — Это нечестно, фактически это мошенничество, когда один может пригнать автомобиль со скидкой, а другой — нет. Нужно хотя бы на год или на пять лет делать запрет на продажу. Хочешь реализовать — доплати. Ладно еще, если везут машину в семью, а то вот так привозить, снимать с учета и продавать пятилитровые Mustang — это, на мой взгляд, преступление».

Тем не менее пока одни продавцы рассуждают о социальной справедливости, неравных условиях и возможных рисках, автомобили из ЕС уже расхватывают на рынке. Естественно, с «льготным тарифом» значительно сэкономить получится только с изначально дорогими моделями или с автомобилями, двигатели которых не менее 1,6-2,0 литра. Есть ли такие на рынке? Замечаем неподалеку VW Passat B8 и Peugeot 508. Обе машины 2015 года выпуска с 1,6-литровым «дизелем», на «механике» и без пробега по РБ. Первый экземпляр продают за $16 950, второй — за $13 500.

Чуть подальше разместился минивэн Honda Odyssey 2017 г. в. с бензиновым мотором объемом 3,5 литра, АКПП и пробегом 15 тыс. км по цене «42 000 по курсу НБРБ». Один из редких экземпляров — Honda Civic в кузове универсал. За автомобиль 2014 года выпуска с 1,8-литровым бензиновым агрегатом, МКПП и пробегом 85 000 км просят $14 950. За четырехлетний универсал бизнес-класса Volvo V70 с двухлитровым «дизелем» хотят получить $17 150, а дизельный минивэн Volkswagen Sharan 2014 г. в. с мотором объемом 2,0 литра, АКПП и пробегом 148 000 км оценили в $21 300.

«Какие-то модели с большими объемами в малых количествах подвозят на рынок, пользуясь сниженной вдвое растаможкой, но такие машины надолго не задерживаются, — комментирует один из продавцов. — Как правило, с 1,6-литровыми двигателями растаможивают как полностью, так и по-льготному, а вот двухлитровые — с 50%-ой скидкой. Последние практически сразу и продают, так как таких объемов в продаже немного. Например, VW Passat B8 2015 года выпуска с 2-литровым мотором реализовали за неделю: за счет льготной растаможки продавец просил 17 000 долларов, тогда как аналогичные экземпляры здесь же отдавали в районе $20 000».

По словам некоторых продавцов, за все время с середины апреля, когда был принят указ, на площадке было не так уж и много растаможенных со скидкой машин. Возможно, это связано с тем, что многие экземпляры не доезжают до рынка: их привозят под заказ или просто продают в интернете. В большинстве своем если кому-то и удается доставить иномарку из-за границы и растаможить ее за полцены, то об этом по-партизански молчат. «А зачем афишировать? — удивляется продавец в местной комиссионке. — Скажешь — начнут просить скидку. Цены на свежие автомобили из-за указа и так уже снизились».

А вот европейских и американских малолитражек с полуторалитровыми двигателями заметно больше. Среди них Honda CR-V 2017 г. в. с бензиновым мотором и АКПП за $29 950 или четырехлетний Nissan Qashqai за $15 500.

На площадке авторынка можно увидеть и Chevrolet Cruze 2016 года выпуска с 1,4-литровым мотором. Один из экземпляров с пробегом 44 тыс. км отдают за $12 300, второй — чуть подороже, за $13 500. Даже есть литровый Toyota Yaris 2015 года с пробегом 57 000 км за $9 900.

На рынке говорят, что смельчаки из числа социально незащищенных слоев населения уже предлагают свои услуги по оформлению в комментариях, оставляют телефон для связи, а некоторые даже сами приходят в Малиновку. «У нас, по крайней мере, был один такой случай, — вспоминает местный продавец. — Появился мужчина с предложением: "А давайте я вам что-нибудь растаможу". За свои услуги он просил 500 долларов. У него еще жена есть. Получается, можно вот так вот 1 000 долларов в год заработать — просто отдохнуть за чужой счет. Государство дает им такие привилегии, а они ищут моментальную выгоду — это нечестно как по отношению к себе, так и по отношению к другим…»

«Было несколько звонков от многодетных и инвалидов насчет пригона автомобилей по 140-му указу, но все ограничилось только телефонным разговором», — замечают в другом автохаусе. А вот на соседней площадке уже продается сразу несколько автомобилей с заграничными номерами. Предполагают, что их растаможивали с 50%-ой скидкой. Это Ford S-Max 2016 года с двухлитровым «дизелем» и АКПП за $20 999, Audi A6 S-Line 2014 года с дизельным мотором объемом 2,0 литра за $23 500 и Ford C-Max 2015 года с полуторалитровым «дизелем» за $13 000.

«Вы сходите в таможенный комитет — вам там скажут, что 99% машин сейчас растаможивается по 140-му указу. Дело в том, что запрета на продажу таких автомобилей нет, так что все по закону, — подчеркивает в разговоре один из представителей комиссионки. — А зачем этот указ ввели? Для того, чтобы машины везли не из России, а из-за границы и хотя бы половину из них оставляли в стране. Около 450 тысяч многодетных и инвалидов в РБ — это официальная цифра. В последнее время транспортных средств из ЕС и США стало немного больше, и это уже отразилось на рынке — автомобили в целом подешевели».

Что касается иномарок, ввезенных со сниженной вдвое растаможкой, то их продажей на рынке занимаются явно не инвалиды или многодетные семьи. «Допустим, если многодетная мать из деревни, живущая на пособие, ни с того ни с сего привезет авто из Европы, согласитесь, это будет подозрительно, — рассуждает один из продавцов. — Другое дело, если машину везут в семью. Той же бабушке вы дали денег, привезли иномарку и на ней возите старушку в поликлинику. Почему бы и нет, если не имеется никаких ограничений?»

Продажи летом идут не так интенсивно, как осенью или весной, но особого сезонного спада продавцы не отмечают. На одной из площадок рассказывают, что в последние 3-4 месяца наметилась тенденция приобретать машины в лизинг. «Возможно, это связано с тем, что убрали справки, ограничения по году выпуска, — рассуждает сотрудник местного автохауса. — Да и аванс просят небольшой, хотя бы 20% от общей суммы. Поскольку оформить покупку в лизинг стало намного проще, где-то 15-20% сделок у нас совершается через лизинговые компании, остальное — за наличные, а вот доля кредитов значительно сократилась по сравнению с прошлым годом».

«На рынке нет каких-то заоблачных цен, — отмечают в одном из комиссионных магазинов. — Вообще у нас все стабильно и без сенсаций, даже этот 140-ой указ перестал так горячо обсуждаться, как это было на первых порах. С ценами ситуация неоднозначная: тот, кто растаможил машину со скидкой, ставит их немного ниже рынка — в среднем долларов на 500-800. Хотя, согласитесь, никто не будет терять свой заработок, поэтому стоимость снижают лишь те, кто хочет быстро продать».

«А я считаю, что этот указ — преступление, — неожиданно заявляет продавец. — Нецелевое использование льготной растаможки негативно сказывается на экономике. Вы знаете, что ее возмещают из бюджета РБ, а нам остается только 7% из таможенных пошлин? Лучше бы за эти деньги построили больницу или детский сад... Поймите, единицы растаможивают машины со скидкой для себя, остальное везут для продажи. Да, пока нет запрета на реализацию таких экземпляров, но кто его знает, что будет потом. Сегодня так, а завтра начнут проверять и попросят доплатить…»

**

На сезонный спад продаж продавцы авторынка не жалуются, хотя машин стало поменьше. Автомобилей из ЕС и США пусть не в больших масштабах, но однозначно прибавилось, и определенную роль льготная растаможка в этом сыграла. Цены из-за указа тоже снизились, хотя некоторые продавцы не хотят продешевить и с большой неохотой переписывают прайс.

Меньше всего было замечено машин из России: повсеместно попадались отдельные экземпляры, но в основном везут под заказ трейдиновые варианты свежих годов и с небольшими пробегами. Как говорят продавцы в Малиновке, из-за 140-го указа сегодня в тренде «дизеля из Европы» и бензиновые иномарки из США преимущественно с объемами 2,0 литра.

Читайте также: