Джип-триал в Борисове: внедорожный экстрим в зимних условиях!

Морозное субботнее утро, серебристый иней на деревьях, а горизонт залит первыми лучами солнца. Всё говорит о том, что погода выдалась удачная. Полтора часа езды и мы на танковом полигоне «Французская вышка», где выстроилась череда разнообразной техники.

Сразу вспоминаю прошлогодний этап соревнований на Кубок БАВФ & Jeep Club по джип-триалу, который также проходил в Борисове. И, как мне кажется, зрителей и экипажей здесь собралось не меньше.

В целом, в нынешнем году количество участников в данной автоспортивной дисциплине было довольно-таки скудным. Но если сравнить все этапы текущего года, то в Борисове получился самый многочисленный из них. Покорять «Французскую вышку» приехали 29 автомобилей и более 10 квадроциклов.

По уже привычному для нас распорядку территория полигона была разделена на 6 триальных секций, где потихоньку скапливались внедорожники. Автомобили выступали в трёх категориях: «Оригинал», «Стандарт» и «Про-модифайт».

Перед каждым экипажем была поставлена задача: с девяти часов утра и до пяти часов вечера справиться со всеми подготовленными секциями. При этом каждый участник мог сам выбирать очередность их прохождения. Правда, бывало и такое, что некоторые спортсмены по тем или иным причинам могли не уложиться в указанный промежуток времени, естественно, в таких случаях им грозило максимальное количество штрафов.

Расположенную вблизи реку полностью сковало льдом, да и сама земля была достаточно промерзшей. Одним любителям внедорожной езды данное обстоятельство оказалось лишь на руку, ведь трассу не раскатывали предыдущие автомобили, а другие наоборот столкнулись с проблемами проскальзывания.

Перед стартом многие участники внимательно изучали трассу, прорабатывая определенные стратегии её прохождения. Также поступил и бывалый экипаж под номером 157 (Данила Долматов и Дмитрий Ламако, г. Минск), который выступал на автомобиле Mitsubishi  Pajero III в категории «Оригинал». К слову, до обеда они уже успели пройти 4 секции. «Это первая гонка после двухсезонного перерыва, поэтому проходить секции оказалось не так-то просто. В большой степени это связано с погодными условиями, грунт стал твёрдым, на улице мороз и очень скользко, что для меня тоже необычно», - делится своими впечатлениями Данила. «Ничего нового!», - иронично добавляет штурман Дмитрий.

Нынешний автомобиль Данилы - Mitsubishi  Pajero III 2006 года выпуска. Машина уже в базовой комплектации имеет определенную подготовку для такого рода соревнований. Если копнуть в историю, то этот автомобиль буквально вырос из многочисленных побед команды Mitsubishi на Дакаре в 2000-х годах. «У нас есть небольшие изменения по амортизаторам и пружинам, то есть все в оригинале, но лишь усилено. Плюс ко всему, в автомобиле установлен дизельный мотор объемом 3,2 литра, который выдает 370 Нм крутящего момента, что достаточно мощно для такого небольшого автомобиля. Также есть блокировки: межосевая и задняя. Благодаря совокупности всех этих факторов, а также хорошему дорожному просвету и весу машина едет, как мне кажется, очень конкурентоспобно в триале », - дополняет владелец внедорожника.

Раньше экипаж штурмовал бездорожье на автомобиле Kia Sportage, который участвовал  вклассе «Стандарт». Как рассказал пилот, перед началом заездов штурман сделал ему следующее наставление: «Мы должны проехать не только там, где проезжала Kia, но и там, где она не проезжала!». И пока у них это действительно получается!

Категория «Стандарт» на этот раз была, пожалуй, самой многочисленной. И следующий экипаж под номером 285 (Житков Павел и Русецкий Сергей, г. Минск), выступающий на автомобиле Suzuki Samurai, как раз оказался в ней. Павел участвует в соревнованиях уже около года. А началось все с того, что он решил построить дом там, где нет дорог. В результате пришлось купить такую машину. «Мне понравилось то ощущение, когда ты едешь и не смотришь на дорогу, потому как знаешь, что сможешь проехать практически везде. Потом подружился с ребятами, увлекся и стал ездить на соревнования», - отмечает автомобилист.

Экипаж стартовал с секции под номером 6, которая показалась им достаточно спокойной, однако все самое интересное ждало их впереди. «На данный момент мы прошли 4 секции из 6. Пока все идет хорошо. На одной, правда, получили штраф, но это не так страшно», - уточняет пилот.

По словам Павла, секции сложные, но в то же время очень интересные. «Сама трасса почти всегда одинаковая – это очень важно, потому как в иных погодных условиях она то разбита, то раскатана и все время меняется, то есть через 10 минут можно приехать, а она уже будет совсем другой. Так что заморозки здесь лишь на пользу сыграли», - добавляет участник.

Данный вид автоспорта привлекает к себе внимание еще и тем, что он довольно безопасный. «Ты получаешь свою порцию адреналина, но без серьезного риска», - считает Павел.

Триальный Suzuki Samurai, также как и другие представители 4х4, претерпел ряд доработок. «В автомобиле стоят спортивные рессоры, серьги (то, на чем крепятся рессоры), стоковый мотор и хорошая износоустойчивая резина Fulda Tramp 4x4 Trac. Машина слегка завышена, все остальное стандартное. Главный плюс Samurai в том, что эти машины маленькие и легкие. Правда, наряду с плюсами, есть и свои минусы. База у них короткая и в случае отката получаешь большие штрафы по сравнению с другими внедорожниками», - поясняет владелец автомобиля.

Самая интересная категория «Про-модифайт» также неожиданно порадовала обилием участников. Наблюдая, как экипаж под номером 477 (Лейченко Вячеслав и Лейченко Алексей, г. Лепель) резво штурмовал пятую секцию на автомобиле УАЗ Hunter, сразу возникло непреодолимое желание с ними пообщаться. «Машина участвует в категории «Про-модифайт» и полностью построена с нуля. Две передние части и два передних моста взяли от автомобиля УАЗ. В процессе дальнейшей постройки задний мост еще будет доворачиваться. Двигатель форсированный, от автомобиля Opel Frontera - 2, 5 turbo », - рассказывает Вячеслав.

Экипаж участвует в соревнованиях по джип-триалу уже третий год. Все доработки по автомобилю производили самостоятельно. На вопрос о полученных от сегодняшнего дня впечатлениях Вячеслав ответил: «Лишь одни эмоции!».

Что касается квадроциклов, то для них были построены свои секции, где участники выступали в одной общей категории. Внимание привлек Yamaha Grizzly 700. Повсеместно известный своей надежной репутацией мотовездеход принадлежит Чернову Павлу (г. Жодино) и, как показывает практика, отлично справляется с самыми трудными задачами.

Павел уже давно болел автоспортом, а в детстве серьезно занимался картингом. Впоследствии стал ездить на охоту на уазике, потом его пригласили на трофи-рейд. После успешного выступления он уже по-настоящему увлекся подобными дисциплинами и начал ездить на джип-триал, спринт и ралли-рейды. В 2009 году попал в аварию на спортивном автомобиле. «Практически год пришлось восстанавливаться, после чего серьезный спорт на автомобилях мне уже не грозит ввиду проблем с позвоночником. Но, тем не менее, по-прежнему не хватает адреналина, вот и решил попробовать себя в триале на квадроцикле», - делится своей историей Павел.

На данный момент участник уже прошел три секции, а три еще впереди. Борисовский триал Павел прокомментировал следующим образом: «Гораздо более организованно по сравнению с прошлым годом. По-моему даже увеличилось количество участников на автомобилях. Более грамотно выстроены секции, может быть менее травматично-опасны, но в то же время довольно-таки сложные в прохождении».

В Беларуси квадроциклетный триал сейчас делает свои первые пробные шаги, так как подобные соревнования проводятся только второй год. Идея с участием мотовездеходов возродилась лишь спустя четыре года. Дело в том, что ранее в триале действовали белорусские правила и квадроциклы также полноценно принимали участие, в том числе и в карусельной гонке. А когда ввели правила евротриала – мотовездеходы остались за бортом. «В прошлом году собралась инициативная группа, и решили просто прокатиться для себя. И как раз это попало на последний этап чемпионата РБ по джип-триалу. Всем ребятам понравилось, в итоге приехали и в этом году», - уточняет владелец квадроцикла.

Дисциплина молодая, она еще только обкатывается. И если в дальнейшем будет тот же интерес со стороны участников, то есть вероятность, что организаторы пойдут навстречу и пропишут соответствующие правила и требования. То есть появится установленный регламент, что определенно даст толчок к развитию данного вида автоспорта.На текущий момент у квадроциклистов нет деления на категории, хотя все мотовездеходы довольно разные. «Все квадроциклы подготовлены скорее для болотной местности, преобладающее число наших участников выступает в трофи-рейдах. Естественно, для триала нужна несколько иная подготовка транспортного средства. Высокий центр тяжести мешает ездить по таким откосам. То есть достаточно много нужно изменить в машине, чтобы она успешно здесь себя показывала», - считает Павел.

В основной своей массе здесь собрались утилитарные квадроциклы. «От трехсоткубовых до восьмисоткубовых вариаций. Да и подготовка, конечно же, у всех разная. Но если бы этот класс просуществовал несколько лет и квадроциклетный триал проходил не только на завершающем этапе, а на всех, то нашлись бы и люди, которых бы это заинтересовало, тогда и технику соответствующую приобретали бы. И к соревнованиям готовились бы», - рассуждает владелец Yamaha Grizzly.

На улице уже смеркалось, когда участники собрались для торжественного награждения. Переполненный позитивными эмоциями и яркими впечатлениями день завершился брызгами шампанского. По итогу соревнований призовые места распределились следующим образом. В категории «Оригинал» экипаж Данилы Долматова и Дмитрия Ламако на Mitsubishi  Pajero III, который до последнего лидировал с минимальным отрывом, занял третье место. На результат повлияла досадная ошибка, допущенная в последней секции. Экипаж задел вешку пройденных ворот, получил дисквалификацию и, как следствие, большие штрафы. На втором месте оказался экипаж под номером 109 (Эрнепесов Руслан и Матиевская Елена, г. Минск) на автомобиле Jeep Cherokee, а в лидеры вышли минчане Мошок Алексей и Мошок Евгения на Jeep Wrangler.

В категории «Стандарт» после долгой и напряженной борьбы, первую ступеньку пьедестала занял экипаж под номером 218 (Сидорик Александр и Поддячая Наталья, г. Минск) на Jeep Cherokee. На второй ступеньке пьедестала оказался наш постоянный гость из Москвы Савенко Сергей вместе со штурманом Богдановой Екатериной, которые выступали на автомобиле Mersedes-Benz. А тройку лидеров замкнул борисовский экипаж - Архипов Евгений и Посканной Сергей на Jeep Cherokee.

В самой нестандартной категории «Про-модифайт» золото забрал экипаж Стасюка Павла и Никулина Андрея на автомобиле Range Rover. Белюга Игорь и Грищенко Евгений на автомобиле УАЗ получили серебро. А Сергею Шику на Nissan Patrol досталась бронза.

Впереди многих из них еще ждала увлекательная скоростная гонка – джип-спринт, старт которой был намечен на утро воскресенья.

Более подробно ознакомиться с итоговыми результатами соревнований по джип-триалу можно здесь.

Татьяна Авсянович

Фото: Алиса Зацаринная

Автомалиновка

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.