Не первый год из Европы в Беларусь пригоняют дизельные универсалы в возрасте от трёх до пяти лет и с пробегами 150—200 тысяч км. Большие интервалы обслуживания и поиск запчастей соотечественников уже мало пугают, ведь они получают комфортабельный, вместительный и экономичный автомобиль, который будет радовать хозяев как минимум ближайшие несколько лет. Сегодняшний герой приобрёл мало распространённый у нас Opel Astra K, не особо задумываясь о стоимости его содержания. Это всё-таки не премиального класса авто. Однако спустя полгода владения мужчина готов честно рассказать, чего ожидать от покупки дизельного «европейца» и есть ли в нём какой-то подвох.
Дизельный универсал из Мюнхена
Вадим передвигался на автомобилях разных марок. Последним был Volkswagen Passat B5 — он задержался у белоруса на целых 11 лет. Однако пополнение в семье подтолкнуло к смене машины на что-то новенькое и более вместительное.
— Изначально думал присмотреть вариант на нашей «вторичке», но родственник, у которого есть друг, связанный с автопригоном, посоветовал купить нормальную машину из Европы. На аукционе изучал ряд моделей, подходящих под следующие критерии: тип кузова — универсал, должен быть «проходной» дизельный мотор и «автомат» (чтобы также могла ездить супруга). Мы делали ставки на Skoda Octavia, Opel Zafira, Insignia, но целый месяц не везло. А потом выстрелил вот этот Opel Astra K. Решили, что стоит брать. Тем более двигатель — 1.6 CDTI (136 сил), есть 6-АКПП, да и машина была обслужена. Пробег — 172 тысячи км.
Opel Astra 2017 г. в. с 1.6 CDTI и 6-АКПП обошёлся в $12 200 (с учётом растаможки, доставки и прочих расходов)
По словам Вадима, такой километраж вызывал некоторые опасения, но в целом состояние дизельного универсала порадовало. Хотя не получилось без мелких нюансов, свойственных машине с пробегом. На кузове имелись незначительные царапинки, была вмятинка на двери, затёртый пластик в салоне и дефекты на пороге с водительской стороны. Кроме того, по какой-то причине в Европе меняли правое заднее стекло.
ЛКП кузова — слабое место модели: чуть дотронулся — остаются царапинки
С таким порогом авто приехало из Германии. Владелец планирует его отполировать и заклеить защитной плёнкой
— На самом деле особой любви к «Опелям» я никогда не испытывал, считая, что у них неказистый дизайн и ржавые кузова. Правда, эта тачка — другое дело. Она просто огонь! Симпатичный внешний вид, просторный салон и комплектация — почти полный «фарш». Есть много чего: подогрев руля и передних сидений, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, голосовое управление, бесключевой доступ. Могу сказать, какие опции сюда не установили: это функция открывания багажника с ноги, электропривод и регулировка крышки по высоте, а также кожаный салон с массажем и памятью положений, обогрев заднего дивана, подзарядка для задних пассажиров и система мониторинга слепых зон.
— В некоторых комплектациях под блоком климат-контроля размещается салонный блок предохранителей, крышка которого может иметь полезный функционал — к ней реально подключить штатный держатель смартфона с зарядкой или ароматизатор. В моём случае отсутствует адаптер для подключения, вместо него — кармашек, в который едва помещается современный телефон.
В некоторых версиях здесь имеется штатный держатель телефона или ароматизатор. В данном случае — просто полочка
Матричные LED-фары — это крутая опция
Посередине центральной консоли расположена мультимедийка IntelliLink Navi 900 со встроенной навигацией, которая совместима с Android Auto и Apple CarPlay. Необходимо только предварительно активировать данную функцию в информационно-развлекательной системе и подсоединить смартфон с помощью кабеля USB. На цветной дисплей водителя выводится разная информация, включая данные по сервису, расходу топлива, датчикам шин и пр.
— Штатная навигация работает чётко, без зависаний. Музыка звучит неплохо, но можно было сделать её и лучше. А вот матричные LED-фары — это круто! При дальних поездках — вообще супер.
Во всех фарах имеется по восемь светодиодов, каждый из которых отвечает за свой сектор «обстрела». Управляет ими камера, закреплённая на лобовом стекле за зеркалом заднего вида, — она прекрасно распознаёт встречные и попутные автомобили, а также умеет учитывать погодные условия.
Владелец в полном восторге от матричных LED-фар
Машина оснащена многими новейшими ассистентами: читает дорожные знаки, видит дорожную разметку и самостоятельно подруливает в пределах полосы, если водитель отвлёкся. А ещё, обнаружив препятствие на пути на скорости до 40 км/ч, она применяет экстренное торможение. Если же скорость была выше, то сначала звучит тревожный сигнал, загораются красные светодиоды на панели, а затем активируется тормозная система. При этом самостоятельно избежать столкновения автомобиль не сможет, однако уменьшит скорость и, как следствие, силу удара.
Цветовое оформление салона бывает разным и зависит от комплектации. В этом «Опеле», например, чёрный потолок и тёмный интерьер.
— О полезном пространстве скажу так: салон нельзя назвать тесным. Места как для передних, так и для задних пассажиров достаточно. Поначалу у меня возникали сомнения насчёт простора на втором ряду. Думал, будет как в Mercedes W203: когда вылезаешь, ноги бьются о порог. К счастью, эти опасения не подтвердились. Даже взрослому седоку хватает места и в ногах, и над головой.
На заднем ряду взрослые пассажиры будут чувствовать себя вольготно
Сиденья имеют множество регулировок, а также выдвижную переднюю часть для коленей. Это удобно. Всевозможных отсеков для хранения вроде бы хватает, но они небольших размеров, а в бардачке недостаёт подсветки. Маленькие отделения есть также слева от руля и в подлокотнике. В нём же расположен USB-разъём для чтения мультимедиа.
В салоне хватает разных ниш для мелочовки. Минус в том, что они небольших размеров, а ещё в бардачке нет подсветки
В багажнике можно спать
Длина универсала Opel Astra составляет 4 702 мм (колёсная база — 2 662 мм), ширина — 1 809 мм, высота — 1 499 мм. Вместительность багажного отделения в походном положении составляет 540 литров и 1 630 литров со сложенными спинками второго ряда (при этом образуется практически ровная поверхность пола).
— Места в багажнике достаточно. Когда ездили семьёй и с компанией друзей отдыхать на озеро Плисса в Витебской области, раскладывали задний ряд и спали там. Кроме того, перевозил чугунные батареи, которые заняли половину салона. Всё поместилось. Запасное колесо не предусмотрено. В комплекте шла сумка с баллоном и компрессором для ремонта прокола.
Встречаются машины, в которых есть не только электропривод, но и функция открывания крышки багажника ногой
Багажник вместительный. Во время отдыха на природе Вадим с супругой даже спали там
— Не было также знака аварийной остановки. Знакомый перегонщик рассказывал, что в Европе нельзя стоять на обочине, поэтому в машинах отсутствуют домкраты, ключи и прочее. Случись что — быстрый ремонт, вызов эвакуатора — и на шиномонтаж. В боковые ниши багажника можно положить аптечку, огнетушитель. Эта сетка (так называемый собачник) шла в комплекте.
Запасное колесо не предусмотрено. Вместо него положили баллон и компрессор для ремонта прокола шин
Едет бодро, расходует мало
— Считаю, 136 «лошадок» (320 Нм) разгоняются очень резво, динамика у машины хорошая. На 190 км/ч она летит легко, даже шума никакого не слышно! И очень радует расход топлива. Смотря как ехать, но на трассе реально уложиться в 4—5 литров. В городе универсал потребляет в среднем 6 литров. Недавно посмотрел моментальный расход: если ехать с одной скоростью не газуя, то на БК в городском цикле можно увидеть и 3 литра. Шумоизоляция здесь не супер — скорее посредственная, но терпимая.
В городе универсал расходует около 6 литров, а на трассе можно уложиться в 4—5
— Меня устраивает, как Astra ведёт себя на дороге: она разгоняется бодро, рулится на отлично. Подвеска комфортная, разве что на брусчатке может постукивать. Но это не потому, что она «ушатана», — такова её особенность. Спереди стоит независимая подвеска типа МакФерсон, а сзади — торсионная балка, дополненная механизмом Уатта, с подруливанием в поворотах.
Дорогой цепной привод — это самый главный минус
Универсал приехал из Германии как раз под сервис замены масла, поэтому первым делом Вадим стал интересоваться вопросом, какое масло заливать. Это дилемма для многих владельцев свежих европейских машин.
— Искал информацию на просторах интернета и в итоге остановился на Kroon-Oil 5W-30, 5-литровая канистра которого стоила 104 рубля. Там, в ЕС, межсервисный интервал — 25 тысяч, а я соблюдаю регламент в 7—8 тысяч. Масло в АКПП решили поменять частями. Замена выходит в районе 300 рублей. Единоразово отдать такую сумму накладно. Насколько я знаю, с завода его ни разу ещё не обновляли: производитель не рекомендует менять трансмиссионное масло, которое рассчитано на весь срок службы.
В разделе «Запчасти» av.by удастся найти нужные позиции на разные модели
— Что касается расходников, то на рынке можно отыскать заменители. Так, топливный фильтр Mann обойдётся в районе 90 рублей, масляный Hengst — 40, но есть и дешевле: воздушный Mann — 40, салонный — от 15 до 40. Передние тормозные диски Bosch — 250 рублей (задние — примерно столько же). Я не менял диски с колодками, потому что это уже было сделано в Германии.
— Что планирую заменить, так это форсунки омывателя стекла: там с них льются три струи, а хочется, чтобы распыляло. А ещё мне было очень обидно, когда через два месяца после покупки я поймал камень на трассе. Лобовое стекло не менял — на сервисе просто заклеили скол, чтобы лучи не расползались больше.
С элементами подвески сложнее в силу малого возраста машин и не очень большой их распространённости у нас. В продаже не найти новые запчасти — получается взять только б/у. Пока машина свежего года, цены кусаются. Как правило, у «Опелей» рвутся пыльники. Многие владельцы стараются их менять, чтобы не сломать раньше времени амортизатор. Это недёшево. Один пыльник из Польши — 60 рублей. Амортизатор в сборе под заказ будет стоить 130 долларов. Одна светодиодная фара — $250.
Цена б/у светодиодной фары — $250
— Перед приобретением машины я не задумывался о стоимости её содержания: думал, куплю — а там уже как-нибудь обслужу. Это же не премиум. На разборках даже бэушных деталей пока не слишком много. Из Англии потихоньку тянут эти модели, но б/у запчасти там не очень хорошего качества. В отчёте аукциона на фото было видно, что в багажнике лежат «16-е» колёса, но мы не забрали их — растаможка тоже стоит денег. Универсал приехал на зимней резине с колпаками, а в сезон я поставил подержанные Continental. Стоимость комплекта — 200 рублей. Почему бы и не взять — это нормальная цена для белорусов. Да и я не из тех людей, кто будет выбрасывать деньги на ветер.
Владелец поставил подержанный комплект шин хорошего европейского бренда и не жалеет. Цена вопроса — 200 руб.
— В целом никаких сюрпризов от дизельной «Астры» ждать не стоит. Я выделил бы лишь пару моментов. Первое — это цепь ГРМ. Её замена — дорогостоящее мероприятие: плюс-минус $1 000. Большинство владельцев моделей с этим дизельным мотором (B16DTH) сталкиваются с проблемой звона цепи. Он может проявляться как после запуска, так и во время движения.
— Вся проблема кроется в натяжителе цепи. Читал в интернете, что кто-то проводит его обновление, но и это не всегда полностью убирает недостатки. Да что там говорить — у некоторых людей даже после замены комплекта ГРМ периодически звенит цепь. Это главный изъян таких дизелей.
Самый большой минус мотора — дорогостоящая замена цепи ГРМ: она потянет на $1 000
— Пока цепь конкретно не зазвенит, менять её не планирую. Расстаться с такой солидной суммой денег будет морально тяжело, она ударит по семейному бюджету. А что поделаешь?..
Второй нюанс — на пробеге 200 тысяч следует обслужить АКПП (6T45 3-го поколения). На данный момент коробка работает без нареканий, даже не чувствуется переключение передач.
6-АКПП довольно прочна при своевременном облуживании и щадящей эксплуатации
Что по надёжности 1.6 CDTI?
До 2019 года дизельная линейка Opel Astra была представлена 1,6-литровым CDTI с разными версиями форсировки. Это полностью алюминиевый (из лёгких сплавов выполнены блок, картер и ГБЦ) двигатель, «заточенный» под нормы Евро-6. Само собой, он требователен к качеству топлива, масла и применяемых расходников.
Цепные приводы ГРМ и масляного насоса размещены со стороны маховика, что означает необходимость снятия мотора для их замены и ведёт к увеличению стоимости работ. При этом реальный срок службы цепей составляет в среднем 150—200 тысяч км.
На автомобили до 2019 года с 1.6 CDTI в качестве опции ставился 6-ступенчатый «автомат», который можно назвать вполне надёжным при условии своевременного обслуживания и щадящей эксплуатации. В противном случае коробка страдает от перегрева, а «грязное» масло при растягивании сроков его замены ведёт к проблемам с довольно чувствительным гидроблоком.
**
— Ни разу не пожалел о покупке Opel, — итожит Вадим. — Пока автомобиль свежий, никаких проблем с ним не предвидится. Единственным затратным вложением станет замена цепи ГРМ, всё остальное стоит приемлемых денег, если выбирать аналоги. Да и это комфортабельный, хорошо оснащённый универсал, имеющий красивый внешний вид, просторный салон и экономичный расход топлива. Не хотелось бы загадывать наперёд, но планирую поездить на авто пять-шесть лет. По крайней мере, пока не надоест.