Большое интервью с Айком Симоняном: «Соревнованиям быть!»

Большое интервью с Айком Симоняном: «Соревнованиям быть!»

Этот год стал переломным для всех представителей автосферы: рост цен на запчасти, сокращение количества тематических мероприятий — то, с чем столкнулись и крупные компании, и рядовые автолюбители. Трудности не могли не затронуть автоспорт, однако организаторы чемпионата Беларуси по дрифту и генеральный партнёр проекта Parimatch решили не сдаваться, хотя старт сезона всё же пришлось перенести с апреля на июнь. На текущей неделе началась регистрация участников: наконец прояснилась ситуация с локациями и расписаниями гонок. По этому поводу мы встретились с Айком Симоняном — человеком, который буквально подарил нашей стране профессиональный дрифт. Сейчас он является действующим лицом в чемпионате и Racing.by, поэтому, как никто другой, может рассказать о том, что сейчас происходит в сфере и чего ждать от грядущего сезона. 

«Мы не могли начать сезон в апреле» 

— Первые заезды в этом году должны были стартовать ещё 10 апреля в Пинске. Однако в середине марта стало известно о переносе соревнований. Расскажите, как далось это решение и как календарь гонок выглядит сейчас?

— Обычно мы свой календарь на будущий год формируем уже в финале сезона. Поэтому в ноябре-декабре 2021-го мы расписали грядущий пятиэтапный чемпионат Беларуси, совмещённый, возможно, с #NEZDRIFT. Были планы и на Кубок Восточной Европы EEDC 2022, который традиционно проходит в сентябре… Но февральские события всё это перечеркнули: у нас не было возможности проводить соревнования, которые давно не локальные. Наш чемпионат интернациональный: большая часть пилотов — спортсмены из Украины, Прибалтики. В Беларуси была высокая степень неопределённости, всё замерло. Именно поэтому начало сезона отложили. 

— Но в конце апреля всё-таки решили, что соревнованиям быть. Первые заезды назначены на 5 июня. Локация — стадион «Заря» в «Стайках». Чемпионат будет также пятиэтапным.

— Второй этап пройдёт 19 июня в «Раубичах», а через месяц после этого, 17 июля, — в горнолыжном комплексе «Логойск». В августе и сентябре нас ждут Пинск и «Стайки». 

Мы намерены провести и Кубок Восточной Европы. На данный момент видим существенные препятствия, но надеемся, что у нас получится это сделать. 

— Будут ли меняться конфигурации трасс?

— В «Стайках» изначально будет та же, что и в прошлом году. Она очень интересная и полюбилась пилотам своей особенностью — прыжком с горы вниз. В «Раубичах» ничего нового не придумаешь, но и там есть изюминки: разгон в туннель, слепая постановка, выезд к зрителям… Логойск — то же самое, но в прошлом году мы сделали ещё одну перекладку. Посмотрим по пожеланиям пилотов, потому что из-за увеличения дистанции  начался больший расход резины. В Пинске ничего не изменится, текущая конфигурация является очень техничной и интересной. Финал — снова «Стайки», где мы будем делать уже другую конфигурацию. 

«Украинских пилотов не будет, прибалтийским участвовать запретила их федерация»

— Когда началась регистрация участников заезда? И есть ли шансы там увидеть знакомые лица пилотов из других стран? 

— Основной костяк у нас будет, конечно же, из белорусских гонщиков. С прибалтийскими спортсменами я поддерживаю отношения. Более того, с некоторыми из них я дружу много лет. К сожалению, они даже при большом желании к нам приехать не смогут: есть запрет от их национальных автомобильных федераций на участие в соревнованиях в Беларуси. С украинскими пилотами вы сами понимаете ситуацию — у них просто нет возможности появиться на чемпионате. 

— Ждём российских участников. Кого именно? Регистрация только началась (она стартовала 23 мая), поэтому пока рано называть фамилии гонщиков, которые к нам приедут. Чемпионат у нас открытый — заявиться может любой спортсмен с национальной лицензией. Известно одно: количество и состав не такие, как всегда. Но и к нынешней мировой обстановке мы тоже не привыкли.  

— И всё же: можете спрогнозировать примерное число участников?

— Мне все задают этот вопрос, но я даже предположить не могу. Знаю, что некоторые белорусские гонщики, которые сейчас не в стране, до нас доедут. Например, будут Роман Кондратенко (начнёт сезон на своём чемпионском Nissan Silvia S15, а позже пересядет на другое авто), Николай Литвин (произвёл рестайлинг машины), Владислав Шубадёров, Денис Клищевский, Павел Капшай и другие опытные белорусские пилоты, которые так радовали своими успехами в прошлом году. Все, у кого автомобили были готовы к апрелю, скорее всего, тоже поучаствуют. Кто-то приедет на старом авто, некоторые — на новых. У нас были большие надежды на этот сезон: теперь участники чемпионата могут использовать только шины одного производителя на задней оси — моношину SportRS. Это должно уравнять пилотов и по бюджету, и по технической составляющей спорта. Нельзя будет ехать на дорогих зацепных покрышках и получать больше мощности, имея при этом преимущество. Нововведения сделают спорт более интересным и конкурентоспособным. Российский чемпионат RDS GP также перешёл на эту моношину, и уже видны положительные изменения.

— Сейчас у нас цель собрать топ-16. Хотя и раньше гонки проходили в этой сетке: даже если было 29 пилотов, то квалификацию проходили только 16. Поэтому зрители в количественном смысле вряд ли что-то потеряют. Надеюсь, и в качественном тоже. Наши спортсмены достаточно сильные и прикатанные, локации для них не новые. Этот год довольно сложный, но мы должны продолжать развитие самой быстрорастущей и популярной автоспортивной дисциплины, наши пилоты конкурентны в регионе. Мы начинали в 2009 году, и такой успех надо развивать.

— Прошлые годы, вероятно, тоже были непростыми из-за коронавирусных ограничений. Как с ними справлялись?

— Через год нас преследуют те или иные сложности, от нас абсолютно не зависящие. Это вещи, на которые нельзя повлиять, поэтому просто нужно подстроиться под имеющиеся условия и двигаться дальше, иначе ничего не будет. Я думаю, наша аудитория нас поддерживает и всё понимает: ждём, что они придут поболеть за любимых пилотов, которые будут на треке. 

— Если говорить о 2020-м, то сначала нам казалось, что вся шумиха — это ерунда. А потом получилось наоборот. Естественно, мы тоже перенесли старт сезона, а позже провели только одно мероприятие в Логойске вместо чемпионата. Это единственный год, когда его не было. А 2021-й показал, что пауза спорту никак не помешала: в прошлом сезоне прошёл сильный чемпионат, впервые пьедестал заняли исключительно белорусы при довольно мощной представленности иностранных пилотов. Кубок Восточной Европы и вовсе произвёл фурор: у нас было много сильных пилотов, очень интересная гонка. После этого мы строили масштабные планы на будущее, которые нам приходится корректировать на ходу. 

— Если говорить о каких-то ковидных ограничениях вроде определённой рассадки зрителей, то нас они не затронули, потому что мероприятия проходят на открытом воздухе и больших пространствах. С въездом иностранных пилотов в страну тоже не было проблем. Кто-то вообще сдавал тесты прямо у нас в поликлиниках… Мелкие сложности, в целом они никак не повлияли на процесс. 

Скорее говоря, белорусам было трудно куда-то выехать, а я в прошлом году много ездил и судил иностранные чемпионаты — это целая эпопея. 

«Каким будет этот сезон? Непредсказуемым!»

— В нынешнем году значительно повысились цены на обслуживание авто. Коснулось ли это белорусских пилотов? Возможно, кто-то поставил спорт на паузу?

— Машины в основном готовились в межсезонье до повышения цен. Стоимость шин выросла — несильно, процентов на 10—15%. Что касается запчастей, то их теперь сложнее достать из-за логистики и санкционного влияния. Регистрация участников закончится 3 июня — тогда уже станет понятно, кто с нами остался. К слову, попасть на трек можно и в день гонки. За пару часов до соревнований будут проводиться проверка, контроль и регистрация. Там немного другие условия, но всё же. 

— А как обстоят дела с поиском спонсоров?

— В прошлом году мы наработали довольно много партнёров, были уже договорённости и на этот. Например, один из украинских партнёров вынужден отказаться от участия, потому что их бизнес остановился. Ещё одна компания не окажет поддержку из-за санкционной политики. Генеральным партнёром остаётся Parimatch — и мы благодарны им за веру в нас в эти непростые времена.

— Мы не можем сократить бюджеты, потому что уже есть определённый уровень, которого мы обязаны придерживаться. Если мы поймём, что придётся делать что-то плохо, то лучше мы вообще не будем этим заниматься. Репутация важнее, чем коммерческая составляющая. Условия для пилотов и зрителей, трансляция, инфраструктура — всё мы оставляем на том же уровне. А также ищем способы стать лучше. 

— Конечно, трудности на нас влияют: сложно постоянно начинать всё заново. Но, думаю, с этим сталкиваемся не только мы. Спонсоры не находятся за один день, да и бюджеты компаний формируются в конце года. У многих и вовсе они были пересмотрены и сокращены по понятным причинам. 

— Но нельзя сказать, что теперь соревнования будут неинтересными. Можно просто сходить на этап в классе PRO2, посмотреть, как ребята катаются, и получить немало эмоций. Мы на виду — возможно, партнёры появятся и захотят нас поддержать. 

— Расскажите про билеты для зрителей.

— Зрители — наш приоритет, мы благодарны нашей преданной аудитории за поддержку, вы заряжаете нас и пилотов на новые победы! Частью нашей стратегии является доступность дрифта, цены билетов на дрифт в Беларуси в несколько раз ниже, чем в той же России. У нас есть три вида билетов. В разных локациях они могут меняться в зависимости от инфраструктуры. В «Стайках» самый доступный вариант билета — это «Стандарт» (25 рублей). Места находятся на склоне, он немного резковат, но с него открываются самые классные виды. Надеюсь, погода будет солнечной и там окажется приятно находиться и смотреть сверху на гонки. Детям до десяти лет билет «Стандарт» вообще не требуется (важно, чтобы ребята были в сопровождении взрослых), а при покупке четырёх и более билетов «Стандарт» в предварительной продаже мы предоставляем дополнительную скидку 15%, так что рекомендуем приобретать билеты заранее.

— Также мы выстраиваем трибуны двух типов. Категория «Премиум» (50 рублей) предполагает, что ты можешь купить определённое место. «Комфорт» (40 рублей) — занимаешь то, что свободно. По обзору они почти одинаковые. У обладателей «Комфорта» и «Премиума» есть право входа в технический парк, где можно пофотографироваться с машинами и пообщаться с пилотами. Предварительная стоимость билетов ниже, чем в день соревнований. Эти трибуны пользуются большим спросом, половина премиум-трибуны уже распродана.

— В финале беседы хотелось бы вас попросить подвести итог: каким будет этот сезон?

— Непредсказуемым! Точно не таким, каким мы его представляли осенью прошлого года, но тем интереснее: белорусские пилоты получат больше шансов на победу. Будем скучать по некоторым иностранным пилотам (как и они по нам) и надеяться на скорую встречу.

Партнёрский материал

Компания Parimatch — лидер беттинг-индустрии Беларуси, победитель в номинациях «Букмекерская компания» и «Популярный онлайн-продукт для развлечений» («Бренд года», 2021), «Букмекерская компания года» и «Онлайн-казино года» («Выбор года», 2021), «Мобильное приложение для ставок № 1» («Номер один», 2021). Parimatch — это самая быстрая регистрация, гарантированные выплаты и мгновенный вывод денег.

Фото: Алиса Зацаринная, racing.by