Состояние дел на рынке «бэушки» порой навевает грусть, а иногда вызывает вполне резонный вопрос: из каких соображений сформировалась цена за тот или другой экземпляр? Иной раз смотришь: вроде бы «живой» автомобиль, а цена за него выставлена даже ниже чем по рынку, случается и обратная ситуация, когда за иномарку с диагнозом «автохлам» просят слишком большие деньги. В чем феномен? Давайте попробуем разобраться на конкретных примерах. Чтобы проверить, всегда ли цена определяет состояние автомобиля, мы выбрали в каталоге дорогие, среднерыночные и дешевые предложения двух популярных среди белорусов моделей и поехали их смотреть вместе с экспертами по подбору авто компании Selectcar.
Итак, начнем со Skoda Octavia 2011 года, чья хорошая репутация надежного семейного автомобиля отразилась на стоимости подержанных экземпляров. Самая дешевая «Октавия» во время нашего рейда предлагалась за $7900. Никаких изысков: базовый 1,4-литровый мотор, «пустая» комплектация и российская сборка. По словам продавца, стоимость ее содержания вполне компенсирует слабую динамику маломощного мотора. За время владения он заменил ремень ГРМ, установил камеру заднего вида, как бонус — два комплекта резины и модельных ковриков, металлическая защита двигателя.
А что по состоянию? Оказалось, что самая дешевая Skoda не в самой лучшей кондиции. Красились бампера, крышка багажника, двери с правой стороны, а левая стойка, начиная от крыши, практически полностью показывает больше 2 мм шпатлевки. Кроме того, по левой задней арке и порогам полезли «жуки». «Судя по всему, низкая цена обоснована не только состоянием (бита-крашена), но и бедной комплектацией и откровенно слабым "атмосферником" для Octavia», — отмечает эксперт, предложив владельцу опуститься сразу до 6500 у.е. Но хозяин «Шкоды» согласен подвинуться только на 400 долларов. Либо советует искать дальше.
В среднем по рынку за «Октавию» просят $8500-8900. Попавшийся нам на глаза вариант аналогичного года с 1,6-литровым мотором под капотом и на «механике» хотят продать за 8900 у.е. В цифры 105 тысяч км на одометре владелец не верит и сам. Салон в крайне уставшем состоянии, перешили руль и набросили чехлы, чтобы хоть как-то скрыть реальный пробег машины.
Увы, это мало спасает, а про кулису КПП, наверное, и вовсе забыли.. «Навскидку настоящий пробег этой Octavia с учетом ее состояния — около 300-400 км. Даже не хочется садиться за руль, чтобы проехаться», — честно признается эксперт.
Однако хозяин машины настроен оптимистично. Причина продажи простая: в семье Octavia стала третьей лишней, решили оставить «тройку» BMW и Passat B6. Менялось лобовое стекло, а в наличии зимняя резина, но по ней предусмотрена дополнительная плата. И вообще желающих посмотреть эту «Шкоду», как уверяет мужчина, хватает, только вот результаты осмотра не сильно радуют наших экспертов.
Режет глаз потрескавшаяся шпатлевка на крыле или смущает большой зазор между крылом и капотом? Или просто указываешь на неисправность повторителей поворотов. На все замечания по машине мужчина буквально разводит руками и на все дается всего лишь один ответ, мол, машина приехала в таком состоянии из России и меня все устраивает. «В первый же день звонили перекупы, предлагали $7 тысяч, максимум 8, но за такие деньги я ее не отдам», — пресекает попытки торга владелец.
И это при том, что, по словам эксперта, «это абсурд, машина в крайне плачевном состоянии, ее оценить крайне сложно». Ладно еще, когда подобное видишь в сегменте до 2 тысяч долларов, другое дело — 2011 год.. «Кузов весь крашеный и битый, причем все сделано настолько некачественно, что складывается впечатление, будто ее восстанавливали где-то в российской глубинке. Все арки просто запылены поверх с баллончика, на правом переднем крыле трескается шпатлевка, а на пороге в проеме двери, похоже, ее укладывали валиком. Зазоры спереди кривые, левая фара не закреплена», — перечисляет специалист, он просто шокирован, какие машины везут из России, а потом пытаются продать на родине.
Интересно, если машина по среднерыночной цене оказалась в настолько удручающем состоянии, что ожидает нас при встрече с самой дорогой Octavia? С такими мыслями мы подъезжаем к машине с 1,4-литровым турбомотором за $9700. За три года владения за ней, видно, следили, ставили не «китай». С продажей, как водится, молодой человек не спешит, если уж предложат хорошую цену, тогда можно и сговориться.
Владелец честно рассказывает, что серьезных нюансов нет: «Единственное, если заправляешься на "Белоруснефть", то раз в 7 тысяч может выскочить ошибка EPC, но тяга не пропадает. Если "Лукойл", тогда раз в месяц либо вообще ничего. Но я внимания на это не обращаю. На одной СТО сказали почистить дроссельную заслонку. Кроме того, на 120 тыс. км менял цепь ГРМ в полном комплекте, потом сцепление. Заменил и передние тормозные диски, колодки по кругу».
Специалист сторговался на 700 у.е. с начальной стоимости, рассудив, что здесь чешская сборка и досмотренное состояние. Плюс ко всему, в довесок владелец отдаст и резину. Эксперт наконец приободряется:
— Есть ощущение, что это "живой" автомобиль и по результатам осмотра, и по рассказам владельца. Подкрашивались две правые двери и крыло по причине царапин. Ржавчины и "жуков" замечено не было. В радиаторе кондиционера выбиты соты, его лучше заменить. К работе двигателя вопросов нет, стоит лишь упомянуть, что 1,4 TSI имеет плохую репутацию из-за растяжения цепи и расхода масла, но в данном случае комплект цепи заменен, что владелец подтверждает документами с СТО. Мотор с объемом 1,6, напротив, считается более надежным и недорогим в обслуживании, однако по динамике он довольно вялый.
По такому же принципу проверим и функциональный семейный автомобиль с эмблемой VW на радиаторной решетке, и это Touran 2007 года: 1,9-литровый TDI, «механика», семиместный салон, что в совокупности превращает его в настоящего народного любимца. В день нашего рейда самый дешевый дизельный минивэн предлагали за $7950. Надежный мотор BLS, аккумулятор новый еще на гарантии, чистый и аккуратный салон — связанная женой накидка украшает задние и передние кресла.
По кузову красилось правое крыло, и там вновь выскочил «жучок». На колеса обута зимняя модель «Белшины» Artmotion Snow, но, как уверяет продавец, ее акустический комфорт оставляет желать лучшего. А цену поставил одну из самых низких, потому что не видит смысла ее завышать: «нужно адекватно смотреть на вещи, машина не новая, и к ней могут возникнуть вопросы».
Продается «Туран» из-за длительных командировок, хочется купить для жены что-нибудь более компактное и юркое. Цена небольшая, так что и торг символический — 150 у.е., а в придачу четыре колеса и один железный диск. «Красились два крыла, в целом кузов в достаточно нормальном состоянии. Расстроило только, что сзади на верхней стойке пробивается более 2 мм шпатлевки. Из нюансов — гудит выжимной подшипник. Пусть цена и самая дешевая, но ошибок диагностика не обнаружила», — озвучивает вердикт подборщик авто.
Volkswagen Touran 2007 года с 1,9-литровым дизелем в интернете выставлен в среднем за $8700, и один из них стоит на площадке в Ждановичах. С реальным хозяином удалось пообщаться только по телефону: машину еще не сняли с учета, а продажей владелец решил сам не заниматься, попросив знакомого на рынке показывать минивэн покупателям.
Никакой полировки, химчистки, выставили в таком виде, как есть. Зато по кузову он действительно неплохой: только косметический окрас крышки багажника, внизу по дверям и аркам, без шпатлевки, а значит, без серьезных аварий в прошлом. «С другой стороны, из-за того, что большинство элементов в родной краске, местами образовалась ржавчина, в частности по нижней кромке левой водительской двери. Мотор работает стабильно и ровно. По результатам компьютерной диагностики выявлены ошибки по свечам накаливания, центральному замку и обогреву правого зеркала. Еще один плюс этой машины в том, что она, как говорят, не "фуфлилась". Но должна быть и цена: думаю, за $7500-8000 за ней приедут и заберут», — считает эксперт.
За самый дорогой Volkswagen Touran 2007 года в практически идеальном состоянии просят $10.500, по телефону рекламируют, что минивэн покупался в салоне дилера и с тех пор находился в одних руках. Оригинальный пробег (174 тысячи км), никаких ДТП, ни грамма шпатлевки, хранение на крытом паркинге, двигатель и коробка работают, как часы. Наверное, придраться к чему-либо будет сложно? «Если вы искали "живой" дизельный Touran — вы его нашли», — интригует продавец. В предвкушении, что вновь подтвердится «дорогое — значит хорошее»..
Вмятина на капоте из-за упавшего с крыши снега где-то в Австрии, плюс ко всему он весь в сколах, трещина на лобовом стекле, красились двери с правой стороны, крышка багажника, передние крылья, а правый порог заменили совсем недавно из-за того, что он сгнил вусмерть: «Проржавел, это же "немец". Переваривали его, обошлось все примерно в 600 у.е.», — просто объясняет владелец машины, на которой, как утверждает парень, 10 лет в основном ездила мама.
Дорогой минивэн пока еще никто не смотрел, да и цену такую владелец выставил лишь потому, что с продажей совсем не спешит: «Просто хочется отдать его в хорошие руки, в любом случае мы поторгуемся, придем к общей стоимости и все будет классно. Не хочу отдавать Touran деду, который будет картошку возить». Но хвалебную речь молодого парня прерывает грустный голос эксперта: «Шпатлевка есть на крышке багажника, переднем левом крыле и задней правой арке». По крайней мере, по арке минчанин отчитался, что это связано с вваренным недавно порогом.
По цене же мы сегодня вряд ли сойдемся, ведь владелец готов ждать покупателя аж до лета, а значит, уступать будет неохотно, тем не менее специалист называет 8 тысяч — и реакция предсказуемая, но в цене парень ощутимо подвинулся: «Ну блин, может быть только больше — готов за $9300». По дороге эксперт озвучивает пришедшую в голову мысль: «Если тот Touran, который стоял на рынке, тоже помыть и сделать химчистку, то он будет выглядеть не хуже, чем данный экземпляр. Цена невероятно и необоснованно завышена. Как показывает практика, в подобных случаях не нужно бояться торговаться, владелец на старте уже уступил 1200 долларов, но справедливо снижаться до 8 тысяч и даже ниже, учитывая состояние авто и стоимость его восстановления». А его цена, увы, объясняется очень просто: владелец завысил ценник, апеллируя к тому, что не слишком спешит с продажей и готов ждать несколько месяцев...
**
Кто бы что ни думал, но цена не всегда определяет состояние автомобилей, иногда она формируется довольно странным образом, так что на поверку дорогая машина оказывается вдруг не самой лучшей, а более дешевый по рынку экземпляр, на удивление, не оправдывает худшие ожидания. «Вроде бы логично, что дорогой — значит хороший, и наоборот. Но в Беларуси на цену влияет скорее совокупность факторов, таких как мотор, комплектация, скорость продажи и личные мотивы (к примеру, переезд, покупка жилья). И, конечно, состояние, ведь чем лучше авто сохранилось, тем, естественно, оно будет стоить дороже. Но, замечу, дорогая цена не гарантирует отличное состояние автомобиля», — делится мнением наш эксперт.
То, что цена не всегда является индикатором хорошего или плохого состояния автомобиля, мы сегодня явно увидели на примере Touran: самый дорогой вариант не оправдал наших чаяний на запрошенную сумму, и, по сути, среднерыночный и самый дешевый экземпляры (не будь у последнего шпатлеванной стойки) не сильно отличались от него, если брать в расчет состояние. Со Skoda ситуация сложилась другая: самая дорогая модель чешской сборки оказалась в реально ухоженном состоянии, и ее владелец легко шел на торг, тогда как Octavia по средней цене превзошла в негативном смысле более бюджетный автомобиль.
Так что аксиомы в этом деле никакой и нет, выбирайте машины с умом, внимательно проверяйте их внешнее и техническое состояние, историю владения, полагаясь на личный опыт либо обращаясь к экспертам. Главное — искать и обязательно лично приезжать смотреть, не боясь торговаться.
av.by выражает благодарность компании Selectcar (помощь в подборе и покупке авто) за помощь в подготовке материала