До Geely дожили, а что пережили? Каким был путь белорусской иномарки "для народа"

На недавнем совещании по вопросам реализации инвестиционного проекта по организации производства по сборке легковых автомобилей Александр Лукашенко в очередной раз напомнил, что производство легковых автомобилей в нашей стране является его давней мечтой"Моя мечта, чтобы мы имели не только производство большегрузных автомобилей, грузовых, средней грузоподъемности, тракторов, но и легковых автомобилей, близких к народному, чтобы наша страна могла обеспечивать потребности юридических и физических лиц в собственных легковых автомобилях", - заявил глава государства.


Слова белорусского лидера, в первую очередь, были сказаны в поддержку строительства нового завода «Белджи», который в настоящее время возводится между Борисовом и Жодино. Планируется, что с запуском первой очереди производства здесь будет выпускаться в год до 60 тыс. автомобилей под китайским брендом Geely и 120 тыс. с запуском второй очереди. Это пока что планы, а реальность такова, что мечта Президента о собственном белорусском производстве легковушек могла еще 20 лет назад воплотиться в реальность...


Сегодня мы поговорим о почти забытом производстве первых белорусских иномарок, которое было налажено еще в прошлом веке. А также приценимся к реальности, изучив предложения  СЗАО "Белджи"  и  СП ЗАО  «Юнисон» - нынешних реальных поставщиков доступных автомобилей для народа.

В далеком 1996 году на дзержинском заводе «Агромаш» могло начаться производство первой белорусской иномарки. Увы, чуда не произошло

Skoda 

«С чего начинается Родина», — поется в известной советской песне Вениамина Баснера. Ответ все мы знаем: с картинки в твоем букваре. А история производства легковых автомобилей в Беларуси могла начаться еще в 1996 году при активной поддержке зарубежных инвесторов. Холдинговая компания «Пуше», которая в те времена являлась генеральным импортером чешского концерна Skoda, планировала наладить на базе дзержинского завода «Агромаш» ( прим. в 2011 г. переименован в "Амкодор-Дзержинск") сборку автомобилей Skoda Felicia и Felicia Combi. Предполагалось, что на внутреннем рынке автомобиль будет реализовываться по цене 10 300$, но основные надежды, конечно, возлагались на российский рынок.


Под капотом Skoda Felicia в разное время побывали 1,3-литровый (58, 64 и 68 л.с.), 1,6-литровый ( 75 л.с.) бензиновые двигатели и 1,9-литровый экономичный дизель ( 64 л. с.). Коробки передач были только механические


По некоторым данным, весной 1996-го компания выполнила все основные работы по монтажу  оборудования  и была близка к тому, чтобы начать сборку чешских автомобилей. В планах компании было планомерное наращивание мощности производства до 10 тыс. автомобилей в год. Однако, планам не суждено было сбыться. Неожиданно руководство холдинга принимает решение свернуть бизнес на Родине и переносит все бизнес-активы в Украину. Причины этого решения до сих пор непонятны.

Универсал Skoda Felicia Combi - это тот же самый хэтчбек, но с увеличенным на 354 мм задним свесомЗадняя дверь и фонари у них совершенно одинаковы


Некоторые специалисты видят причину ухода «Пуше» с белорусского рынка в очередной смене системы налогообложения тех лет и ряде непопулярных для частного бизнеса решений, принятых в правительстве. Как бы то ни было, факт остается фактом: белорусские «Шкоды» народ не увидел.

Ford 

Годом позже, в 18 километрах от Минска в деревне Обчак, на предприятии «Форд-Юнион»,  которое является прародителем белорусско-британского СП ЗАО “Юнисон”, наладили сборку легковых автомобилей Ford Escort и микроавтобусов Ford Transit


Участниками СП выступили Ford (51% акций), белорусское правительство (26%) и компания "Лада ОМС" (23%).  


На первом этапе планировалось собирать 6 тысяч автомобилей в год. Но на поверку оказалось совсем иначе. Всего было выпущено 2300 машин.


Увы, морально устаревшая модель по цене (порядка 8-9 тысяч долларов) не заинтересовала покупателей и в течение нескольких последующих лет в Обчаке выпускалась непрофильная продукция. В частности, было налажено производство зубных щеток.

Lublin

Тем не менее, неудачи с «Фордом» не сломили дух руководства «Юнисона». За это время в предприятие было инвестировано 12 миллионов долларов – деньги немалые по тем и нынешним временам. Естественно, инвестор ( прим. основным инвестором являлась английская компания Fenox) хотел видеть результат и в очередной раз призрачная надежда выпустить доступный "автомобиль для народа" вновь обрела свои реальные очертания...

Первый "Люблин" сошел с конвейера в 1993 году, а «Люблин-3» был разработан инженерами компании Daewoo Motors в 2001 году на польском заводе в Люблине  


Первый проект  по выпуску этих небольших коммерческих грузовиков  в мае 2004 года представил председатель наблюдательного совета ЗАО "Юнисон" ( прим. тогда еще и глава комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности нижней палаты парламента) Алексей Ваганов.

2,4-литровый турбодизель был оснащен механической системой подачи топлива Bosch (ТНВД). Мощность двигателя – 102 л.с., а работающая с ним в паре 5-ступенчатая КП была позаимствована у KIA

Начало выпуска первой партии машин было назначено на 15 мая, а уже в июне 2004 г. Машины должны были найти своих первых клиентов.  Всего до конца года предполагалось изготовить 1 тыс. автомобилей. В 2005 г. объем производства должен был увеличиться до 5 тыс. шт., к 2010 г. — до 10 тыс. Увы, собрали всего 1000 шт.



Но перспективы у производства были. К примеру, самый главный конкурент в лице «Газели» уступал белорусскому «Люблину» если не ценой ( прим. "Люблин" оценивался порядка 18 000$), то наличием двигателя стандарта Евро-2. А с 1 января 2005 года вводился запрет на  въезд автомобилей на дороги Европы из-за отсутствия двигателя Евро-3. И как раз таки  "Люблин-3" такой двигатель имел. Дизельный двигатель Andoria (4CTI90-1BE6) объемом 2,4 л и мощностью 102 л.с., оснащался  5-ступенчатой механической КП и, помимо всего прочего, отличался умеренным аппетитом (10 л/ 100 км.). 
 
Однако  все упоминания о данном проекте практически полностью исчезли со страниц белорусских газет и интернет-порталов в следующем, 2005-ом году. Конечно, это указывало на возникновение серьезных проблем, которые стали проявляться по мере реализации проекта Uni ( прим. под таким названием в дальнейшем планировалось продавать белорусский грузовик).



А тот факт, что еще 30-31 октября 2004 г. в рамках рабочего визита в Иран белорусской делегацией во главе с А. Вагановым было подписан договор с компанией  Iran Khodro о сотрудничестве в создании сборочного производства легковых автомобилей Samand, косвенно подтверждает вышесказанное. На реализации проекта  «Люблин-3» уже тогда было принято решение поставить жирную точку.

Samand

В том же 2004 году белорусское правительство создало проект по сборке автомобиля Samand из иранских машинокомплектов.  А в августе 2006-го первая машина сошла с «отверточного» конвейера.

"Саманд" представлял собой перелицованный французский седан Peugeot 405 с 1,8-литровым 100-сильным двигателем. Цена нового автомобиля на старте продаж в Беларуси составляла порядка 13 000$ 

В 2007 году хотели собрать 6000 машин, а в перспективе - по 50 - 60 тыс. машин в год. Но на практике оказалось, что белорусы упорно не желают седлать иранских скакунов. По некоторым данным,  СП ЗАО «Юнисон»  в 2007 г.  было произведено 231 шт. автомобилей «Саманд», в 2008 г. – 288 шт., в 2009 г. – 281 шт, в 2010г. – 369 шт, в 2011 г. –235 шт. Данные последних лет у руководства ЗАО «Юнисон» получить не удалось, но вряд ли общая цифра превышает отметку в 2000 собранных экземпляров. И это самый оптимистичный прогноз.

С 2015 г. Samand в Беларуси больше не собирают – это подтвержденный руководством факт

Не секрет, что большинство автомобилей реализовывалось при помощи административных «кнута и пряника» . Большинство «Самандов» отправились в различные госорганы и государственные предприятия.


Рынок "старшего брата" покорить также не удалось: стремительный прогресс крупнейших китайских автопроизводителей (прим. Lifan, Great Wall, Haima) и выход их продукции на рынок РФ, поставил крест даже на самых пессимистичных перспективах продаж. "Саманд", как  и эпоха, которая его породила, давно должен был стать историей. Но стал ей лишь в этом году.

Chery Riich X1

В 2011-м в качестве эксперимента из нескольких китайских  машинокомплектов было собрано три кроссовера Chery Riich X1. Видимо, чтобы прощупать рынок. По некоторым данным, это была умело скопированная копия Chery Beat. Только вместо полного привода белорусский вариант был переднеприводным.

Белорусский "икс" оснащался 1,3-литровым двигателем (82 л.с.) и 5 -МКПП. Привод в отличии от оригинала - только передний

Судьба первых трех экземпляров решилась быстро: машины продали по цене 6 700$, но больше к идее сборки китайских Chery на предприятии «Юнисон» не возвращались.

Zotye

В 2013 году руководство «Юнисона» сделало еще один решительный, но, как показало время, опрометчивый шаг. На мощностях предприятия  стартовало производство новой модели  - Zotye Z300.

Автомобиль представляет собой китайскую копию Toyota Allion. Выглядит недурно -  оснащен неплохо. Но не берут - цена кусается..


Под капотом у «Зотье» 1,5-литровый бензиновый мотор (112 л.с.),   который работает как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Но вот цена несколько смущает потенциального покупателя - 205 млн. рублей (11 230$). И это в те времена, когда за белорусские Peugeot и "поло седаны" отдают меньше "десятки"!

Возможно, производство "Зотье" является своеобразным имиджевым проектом руководства. Кто знает... Правда, под словом "производство" здесь опять же надо понимать сборку  автомобиля из отдельных импортных машинокомплектов. Но на выходе получается уже белорусский автомобиль под собственным брендом, потому как Zotye производится до сих пор по лицензионному соглашению. 

Мы дозвонились до организации ООО «Интергланс-М», которая занимается реализацией этого автомобиля. Из телефонного разговора выяснилось, что на складе новых Zotye Z300 нет, но на заводе ожидают своих клиентов 62 автомобиля. "Если у вас есть интерес, то через два-три часа машина будет у нас. Стоимость в розницу – от 8000 до 12 000 долларов за топовую комплектацию. Кожаный салон, подогрев сидений, кондиционер, АBS и ESP – все это есть в этой машине. И, поверьте, это хорошее предложение за эти деньги. Здесь все, как в настоящих Toyota. Даже багажник из салона открывается", - рассказал сотрудник отдела продаж.


За текущий год было реализовано 26 автомобилей. Что касается прошлогодних продаж, то руководство «Юнисон» упрямо хранит молчание. Видимо, не желая разглашать коммерческую тайну…

Geely

В том же  2013 году белорусскую общественность буквально ошарашили новостью о том, что зарегистрированный в 2011 году резидент СЭЗ СЗАО "БелДжи" организовал сборку автомобилей китайских  Geely SC7 на переоборудованных площадях ОАО "Борисовский завод Автогидроусилитель".

Интересно, что в январе 2013 года  А. Лукашенко также высказался  о «народном» белорусском автомобиле. Тогда белорусский лидер признался, что производство легковых автомобилей в Беларуси всегда  было его президентской мечтой. "Это давно было моей президентской мечтой. Производим автобусы, большегрузные автомобили и не можем произвести для народа нормальный автомобиль", - рассказал Президент. Глава государства выразил уверенность, что автомобили Geely приемлемы как по цене, так и по качеству. "Я одобрил этот автомобиль, но для меня важно, что мы дадим своему человеку новый автомобиль. Рачительный человек, который умеет экономить, купит этот автомобиль", – добавил Лукашенко.

Как и в случае с Zotye, основой Geely является Toyota. Только для модели SC7 донором стала Corolla выпускавшаяся в 2000-2006гг.


Первые автомобили – седаны SC7 с бензиновым двигателем 1,8 л. (127 л.с.) - сошли с конвейера в марте 2013 года. Стоимость модели  на старте продаж составляла  12 990 долларов США, естественно, в белорусском эквиваленте по курсу Нацбанка.

Длина Geely SC7 составляет почти 4,7 метра, что на 30 см больше минимальной длины, которую когда-то планировали ввести для автомобилей такси. Из-за этого ни один таксист сделал выбор в пользу белорусско-китайского производства 

Недешево. И это тут же отметили многие эксперты, а потенциальные покупатели не спешили пересаживаться на отечественных "китайцев". Тем более тогда начался бум на компактные городские кроссоверы. На предприятии решили следовать общему мировому тренду, представив на "Моторшоу-2013" новый кроссовер Geely EX7.

Сборка модели началась 18 октября 2013 года и вскоре первые машины отправились в салоны дилеров. На старте продаж цены начинались от 18 990 долларов. Главным и самым серьезным соперником белорусского кроссовера назывался Renault Duster.

На выбор покупателям доступны два бензиновых двигателя: 2.0 (139 л.с.) и 2.4 (148 л.с.). Первый работает в паре только с 5-ступенчатой МКПП, второй - с 6-ступенчатым "автоматом" австралийской фирмы DSI

Что касается реализации продукции "Джили", то в 2013 году было произведено (!) порядка 2 500 машин. Правда, в продажах другие цифры: в Беларуси была реализована 461 машина, в Казахстан отгружено 1015 экземпляров и в Россию отправилось  235 машин. Следующий 2014 год был более успешным для компании. На внутреннем рынке удалось реализовать 1 841 автомобиль. При этом на предприятии было собрано порядка 7,5 тыс. автомобилей (5,5 тыс. отправлены на внешние рынки в РФ и Казахстан). Лидер модельного ряда – модель SC7  ( 1238 ед), кроссовер Geely EX7 разошелся тиражом в 453 ед, LC-Cross – 150 машин. 

Сегодня на белорусском предприятии налажено производство трех моделей: седана Geely SC7, кроссовера Emgrand X7 и мини-кроссовера городского типа LC-Cross.

Во второй половине 2016  года предприятие планирует наладить сборку новейшего премиального седана GS9, который у нас будет называться Emgrand GT

По состоянию на ноябрь СЗАО "Белджи" на территории Беларуси суммарно реализовало 734 автомобиля. Лидер продаж - Geely SC7 с результатом 369 шт. Кроссовер Geely Emgrand Х7 разошелся в количестве 325 шт. и самая маленькая машина Geely LC-Cross продана в количестве 40 единиц. Geely SC7 сегодня оценивается в 157, 4 млн рублей ( 8 620$), за кроссовер Emgrand Х7 просят226, 2 млн. ( 12 390$), а компактный LC-Cross продают по цене110,4 млн руб (8 580$).


Opel, Cadillac и Chevrolet

Еще один проект берет свое начало  в апреле 2014-го, когда в Беларусь пожаловал президент и управляющий директор по России и СНГ компании General Motors Энди Данстан.

Американец побеседовал c белорусским премьером (прим. в декабре 2014 г его сменил А.Кобяков) Михаилом Мясниковичем и, вроде бы, стороны  договорились, что уже 3 июля с конвейера на заводе в Обчаке под Минском сойдет первый легковой автомобиль совместной сборки. Правда, тогда стороны не решили, под каким именно брендом будет выпущена первая модель — Opel или Chevrolet. А некоторые экcперты даже не исключали  возможность выпуска Cadillac. 

Что удивительно, но их предположения через год сбылись! Летом 2015 года первые экземпляры Cadillac Escalade, Opel Mokka и Chevrolet Tahoe были собраны из машинокомплектов в Обчаке и отправились в Россию. Увы, для белорусского рынка эти машины не предназначены по вполне понятной причине – дорого!

Cadillac Escalade с белорусскими корнями предлагается исключительно с полным приводом и 6,2-литровым двигателем V8 мощностью 420 л.с.



Эти шикарные внедорожники продаются совсем по другой цене – от 63 350$ за «Эскалэйд» и 50 350$ за «Тахо». Даже мечтать с белорусскими зарплатами о таких машинах вредно! А вот "Мокка" мог бы белорусу и приглянуться - в РФ за машину просят 10 200$


Новое, четвертое поколение Tahoe оснащается 6,2-литровым двигателем V8 нового поколения мощностью 406 л.с.

Что касается Оpel Corsa, то в июле 2014 г. генеральный директор "Юнисон" Валентин Пикуль неожиданно сообщил, что на заводе собрали всего три автомобиля.  Мол, производственные мощности решено отдать под другие более перспективные проекты. И сегодня мы уже знаем какие именно.


С февраля 2015 года  производство сконцентрировано исключительно на моделях концерна GM (Cadillac Escalade, Opel Mokka иChevrolet Tahoe ) и PSA (Citroen C-ElyseeBerlingo, Peugeot 301, 3008, 508, Partner). В процентном соотношении это порядка 60 на 40 соответственно.


Седан Peugeot 301 предлагается в трех уровнях комплектации: Access, Active и Allure.  На выбор покупателю доступны два бензиновых мотора объемом 1,2 л (72 л.с.) и 1,6 л (115 л.с.) соответственно. Коробки передач также две:  5-ступенчатая "механика" и 4-х диапазонный "автомат". Все версии адаптированы для местных климатических условий и дорог: предусмотрен увеличенный клиренс, стальная защита картера, полноразмерное запасное колесо, 100% оцинкованный кузов. Цена базовой модели на сегодняшний день - 144 млн. рублей (7 890$).


Вторая французская модель собранная в Обчаке - это рестайлинговая версия кроссовера Peugeot 3008. Паркетник предлагается в двух топовых комплектациях -  Active и Allure.


Данная модель куда более серьезная и лучше оснащенная машина. В начальной версии уже значатся двухзонным климат-контроль, стеклянная панорамная крыша и биксеноновые фары. На выбор доступны  два бензиновых двигателя с одинаковым объемом, но разной мощности: 1.6 VTi (атмосферный, 120 л.с.) и 1.6 THP (турбированный, 150 л.с.). В качестве КПП предлагается классическая "механика", либо 6-ступенчатый "автомат". К слову, у российского дилера среди силовых агрегатов значится еще и дизель 1.6 HDi (115 л.с.), а для европейцев доступна и гибридная версия паркетника. У нас таких моторов, как, собственно, и простых версий  нет. Ну, а ценник стартует с 309,2 млн руб.*  (16 935$)*.

Бизнес-седан Peugeot 508  "роднай" сборки предлагается с одним турбированным двигателем объемом 1.6 л. (150 л.с) с 6-АКПП в двух комплектациях - Active и Allure.  Стоимость базовой версии сегодня от 410 млн руб (порядка 22 450$)*.


Автомобиль в комплектации Active оснащен ESP, мультимедийной системой, полным эклектропакетом, подогревом передних сидений, датчиком дождя, круиз-контролем,  2-зонным климат-контролем, парктроником, фронтальными, боковые и оконными подушками безопасности и 17-дюймовыми литыми дисками. 

В топовой модификации Allure ко всему вышеперечисленному добавляется проекция приборов на стекле, система бесключевого доступа и запуска двигателя, светодиодные фары, кожаный салон и система навигации.

Peugeot Partner Tepee представляет собой многоцелевой развозной фургон. "Партнер" белорусской сборки предлагается в одной комплектации, но с богатым базовым оснащением.

Среди оного кондиционер, 2 сдвижные двери, аудиосистема CD/MP3, зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом, светодиодные дневные ходовые огни, стальная защита картера двигателя и противотуманные фары. В качестве двигателя доступен единственный агрегат - бензиновый мотор объемом 1,6 л мощностью 110 л.с, который работает в паре с 5-МКПП.  Цена на новинку стартует с от 294 млн руб.*, что в пересчете на американскую валюту составляет порядка 16 100$*. 

Практически брат-близнец - фургон Citroёn Berlingo - также предлагается только в одной комплектации. Под капотом идентичный "львиному"  бензиновый 110-сильным двигатель объемом 1,6 литра. Коробка передач -  "механика". Дизеля в гамме нет.


Среди опций можно отметить кондиционер, 2 сдвижные двери, современную аудиосистему, 2 подушки безопасности, ABS, EBD, AFU, противотуманные фары, а также складное заднее сиденье 1/3-2/3. Стоимость такой машины начинается от 241,1 млн бел. руб. ( 13 260$).

Еще один  Citroёn  белорусской сборки - модель C-Elysée - продается у нас от 149 млн бел. руб (8 160$). Для покупателей доступны два бензиновых мотора VTi «Евро-5» объемом 1,2 л (72 л.с.) и 1,6 л (115 л.с.), которые комплектуются как 5-ступенчатой механической, так и 4-диапазонной автоматической трансмиссией на выбор.  


Автомобиль предлагается в трех уровнях комплектации: Dynamique, Tendance и Exclusive. Вне зависимости от комплектации автомобили полностью адаптированы для нашей страны. Это значит, что белорусский "Елисей" может похвастать увеличенным клиренсом, стальной защитой картера, полноразмерным запасным колесом и 100% оцинкованным кузовом.

По состоянию на начало декабря 2015 года продано почти 500 автомобилей Peugeot и Citroen белорусской сборки. С одной стороны может показаться, что это мало. Но с другой стороны, белорусские Peugeot появились в продаже только в апреля текущего года, а продажи Citroen стартовали еще позже - с июня. "Самые продаваемые модели это, разумеется, седаны среднего класса - продано более 250 автомобилей Peugeot 301 и Citroen C-ELysee. Большой популярностью пользуются компактвэны для бизнеса и семьи - продано более 100 экземпляров Peugeot Patner Tepee и Citroen Berlingo Miltispace. Не менее популярен и кроссовер Peugeot 3008 - реализовано почти 100 автомобилей. Также стоит отметить, что несмотря на значительное падение продаж в сегменте бизнес-класса, мы планируем до конца года продать не менее 50 седанов Peugeot 508. Учитывая, что продавать данную модель мы начали только во втором полугодии, то результат на первого периода продаж более чем высокий", - поделился с нами информацией директор по маркетингу «ПС АВТО ГРУПП»  Валентин Тригорлов.



Получается, все-таки белорусская мечта о доступном новом легковом автомобиле не такая уж и утопия? Правду говорят: глаза боятся, а руки делают. Как видим, в правительстве эту поговорку выучили назубок. По крайней мере, в отношении  «отверточной»  сборки  иномарок с белорусской пропиской. А там уже и до полноценного производства недалеко – строительство нового завода Geely идет стахановскими темпами.  И если сегодня суммировать все отечественное производство легковых автомобилей, то получим весьма значимую цифру (разумеется, в масштабах нашей страны) -  13 моделей. Считайте сами: Geely SC7, Emgrand X7 и LC-Cross собираются в Борисове. Zotye, Peugeot 301, 508, 3008, Partner и Citroen C-Elysée и фургон Berlingo  - в Обчаке под Минском. Там же, пусть и не для нашего рынка, производят Cadillac Escalade, Opel Mokka и Chevrolet Tahoe.

Потенциал, как видим, есть. Другой вопрос  - есть ли реальный рынок сбыта отечественной продукции? Потребность внутреннего рынка в самые  лучшие годы (2014) едва приблизилась к отметке в 50 000 новых автомобилей. Но учитывая, что в общем количестве проданных машин без пробега (50 тыс) лишь половина (25 тыс.) была реализована местными дилерами, становится понятным реальное положение дел. 20-30 тыс новых автомобилей - это и есть тот реальный потенциал белорусского рынка новых авто. Россияне также уже наелись "своими" иномарками. По оценкам экспертов, российский рынок новых автомобилей продолжит падение вслед за баррелем нефти. Да и не сказать, что любой белорусский товар выглядит конкурентоспособным в единой среде Таможенного союза. Треугольник экономических отношений в последнее время выглядит сильно деформированным и каждая страна-участница тянет одеяло на себя. Так что говорить сейчас о взаимовыгодных отношениях и одинаковых условиях ведения бизнеса крайне сложно.

Так кому продавать "сваё беларускае"? Наш брат выдохся, обнищал, но.. не сдается! Остались еще те, кто пристально следит за курсом российского рубля, а потом быстро достает  валютную заначку и отправляется за машиной в Россию. Таких стало меньше, чего не скажешь о предложениях российских автосалонов. Как и прежде стоимость отдельных моделей не оставляет никаких шансов предложениям белорусских дилеров. Но если говорить начистоту, то  для большинства наших граждан новый автомобиль по-прежнему - недостижимая мечта. И пусть хитрый слоган «дешевле десятки» будоражит сознание каждого пятого, но итоговая цифра в "расчетнике" каждого второго возвращает в суровую белорусскую реальность, к старому доброму "бэушному" автомобилю. Увы, с прошлогодними зарплатами при нынешнем валютном курсе на новый не скоро насобираешь. Добавить больше нечего. Жыццё - як ёсць.

 * Цены актуальны на момент публикации материала. Все расчеты производятся в белорусских рублях.  

 

Фото: автора, из открытых источников

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.