Emgrand 7 New и Monjaro. Гендиректор «БелДжи» рассказал, каких новых Geely ждать в 2023 году

Emgrand 7 New и Monjaro. Гендиректор «БелДжи» рассказал, каких новых Geely ждать в 2023 году

Сегодня без китайских автомобилей Geely авторынок Беларуси представить не получится. Юркий Coolray, солидный Atlas Pro и модное кросс-купе Tugella уже давно не ассоциируются с дешёвой китайской подделкой, которую взял, погонял да выбросил. Это по-настоящему качественные и дорогие машины с передовыми технологиями Volvo. Да и разбирают их на раз-два-три! (Хотя тут соглашусь, что льготная магия сделала своё дело.)

Но первый старт — он главный самый. Поэтому я бы не стал ругать те самые 1,9% годовых, которые позволили белорусам попробовать качественный китайский продукт, со вкусом прожевать, проглотить и… снова вернуться за добавкой!

Ну а журналисты av.by уже не в первый раз возвращаются на завод-гигант под Жодино, чтобы своими глазами увидеть, что сделано на предприятии, и получить компетентные комментарии от высших должностных лиц по любым вопросам. О ситуации на белорусском авторынке, перспективах появления новых моделей Geely, модернизации и планах развития в интервью главному редактору av.by Дмитрию Макаревичу рассказал генеральный директор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский.

— Как вы оцениваете общее положение дел на белорусском автомобильном рынке в конце года и удастся ли заводу «БелДжи» выйти на запланированный объём и произвести 25 тысяч автомобилей до 31 декабря?

— Прежде чем перейти к цифрам, обратимся к общей тенденции, царившей в автомобильной сфере в уходящем году. Первое, что мы увидели, — это снижение объёма продаж как на российском, так и на белорусском рынках. В силу известных причин спрос на легковые автомобили в этом году (за 11 месяцев 2022 г. — Прим. авт.) значительно сократился. Покупатели обращали внимание как на скачок курса доллара, так и на снижение объёмов кредитования и, конечно же, на уход некоторых автомобильных марок. Уже сейчас можно говорить, что российский рынок сократился как минимум на 50% — с 1,5 млн до 700—800 тыс. единиц, а белорусский рухнул и того больше: мы видим по меньшей мере трёхкратное снижение продаж. При этом доля Geely на отечественном рынке значительно выросла, за октябрь-ноябрь он вплотную приблизился к Lada. Значит, каждый второй автомобиль, проданный в Беларуси, выпущен на нашем предприятии. Это не может не радовать.

— Что же касается непосредственно деятельности завода «БелДжи», то в сложившейся ситуации нам пришлось полностью менять логистические цепочки поставок. При больших объёмах это весьма сложная задача. Конечно, можно было с европейских портов уйти во Владивосток, но когда рост грузоперевозок увеличивается десятикратно, за один день решить такую проблему не представляется возможным. В марте-апреле пришлось быстро адаптироваться к новым условиям. Поэтому во втором и третьем кварталах мы решали проблемы по обеспечению бесперебойного производства, а с октября уже стали отдавать готовые автомобили на рынок.

— За девять месяцев текущего года мы произвели 12 000 машин, и такой же план поставлен на последние три месяца. Сегодня нам полностью удалось насытить все девять салонов, действующих в Беларуси: машины есть, людям не нужно ждать «Джили» два-три месяца. В 2022 году на предприятии мы выпускали три модели: Geely Coolray (40%), Atlas Pro (40%) и Tugella (20%).

А был ли рестайлинг? Изучили новый Geely Tugella

— Что касается поставок в Россию, то там дистрибьютором является компания Geely. То есть именно она отвечает за сервис, развитие и поддержание дилерской сети в РФ. На фоне того, что многие иностранные автобренды уходят, растёт количество дилеров «Джили». Собственники бизнеса понимают: салоны пустуют, а машины нужно продавать.

Как сейчас налажены бизнес-процессы с дилерами? Ведь с выходом постановления № 713 многие бонусы отменились...

— Скажу прямо: регулирование в области продажи легковых автомобилей вошло в противоречие с практикой, сложившейся на мировом рынке, и очень удивило наших китайских коллег. Оценка дилерских структур по результатам месячных, квартальных, компетенционных и объёмных показателей — это важнейший элемент, который исключается из цепочки продвижения легковых автомобилей. У нас, производителя, нет другого пути, кроме как бонусы превратить в скидки и отпустить на волю и сервис, и объёмы продаж автомобилей.

— Возможно, в некоторой степени дилерам стало работать проще, потому что все вознаграждения они получают сразу. А раньше приходилось бороться за эти бонусы, так сказать, зарабатывать, демонстрируя свою эффективность.

— Мы уже обратились в Министерство промышленности, консультировались с МАРТ по поводу того, что легковые автомобили надо исключать из списка регулирования. Потому что здесь цены регламентирует рынок! Такая система сработает только в минус, причём, когда используются фиксированные надбавки и скидки, в сложнотехнических изделиях мы запросто можем получить увеличение входных цен с обещаниями премий или бонусов по результатам года. Всё это ведёт в тень, поэтому я очень надеюсь, что в министерстве примут верное решение.

— Могу сказать: нас услышали и уже сейчас отрабатывается новый механизм. Думаю, по легковым автомобилям вопрос решится до Нового года.

— В Казахстан одна за другой стали заходить крупнейшие компании КНР. В этой стране уже продаются машины Changan, JAC и Great Wall. А с недавних пор появилась продукция Geely. Есть ли основания полагать, что где-то под Алма-Атой вскоре возникнет такой же завод, как в Беларуси?

— По имеющейся у меня информации, компания Geely не планирует открывать новые сборочные производства ни в России, ни в Казахстане. Здесь мы будем работать в рамках нашего завода. Что касается поставок готовых машин, то они возможны. И это не расходится с политикой компании, согласно которой следует показывать самые новые модели на рынке ЕАЭС, для того чтобы определить, какие из них экономически целесообразно создавать здесь. Потому что каждое производство — это в первую очередь затраты, а чтобы окупить затраты, необходимо иметь конкретные объёмы для реализации. А для проверки теоретических исследований нужно провести практические продажи в небольшом объёме.

Geely Monjaro (KX11). Первый белорусский обзор

— Именно поэтому на российском рынке мы уже показывали, например, Geely Monjaro. Отмечали восторженную реакцию людей, которые видели этот автомобиль.

Недавно в СМИ появилась информация, что Geely в Беларуси стоят дешевле, чем в РФ, но россиянам их почему-то не продают. С чем это связано?

— Действительно, летом был момент, когда цены в Беларуси на тот же Geely Coolray были ниже, чем в России. Я связываю это с тем, что как раз тогда мы ввели скидки на наш модельный ряд (1 июня дилерам поручили «провести рекламную акцию». — Прим. авт.) и машины подешевели на 15%. Потом такие же мероприятия провели и в России, и в настоящее время разница между ценовым предложением в сопредельных странах не превышает 2—3%.

— А вот что касается якобы ограничений на покупку россиянами автомобилей в Беларуси, то со стороны нашего предприятия не было никаких указаний/рекомендаций в адрес дилерской сети о запрете реализации автомобилей Geely гражданам РФ. Разница лишь в условиях постановки на учёт: Россия не признаёт белорусский ЭПТС. Кроме того, импортированные авто не обслуживаются по гарантии российскими представительствами марки. Но иные правила, чем у нас, действуют в любой другой стране.

Режим работы завода сейчас — 7 дней в неделю и 12 часов в день. Сколько автомобилей удаётся собрать за одну смену и какая модель превалирует?

— Нынешняя производственная мощность предприятия — 120 единиц в сутки. Но так как последнее время мы перешли на семидневку и работаем по 12 часов в день, за смену удаётся собрать 170—200 машин. Большая часть из них — это Atlas Pro, хотя в целом по году Coolray доминирует.

— Сколько человек сегодня работает на предприятии и как изменились зарплаты сотрудников за последний год? Может ли заводчанин купить новенький Geely c существенной скидкой?

— Численность персонала за этот период не изменилась — у нас по-прежнему занято около 1 400 человек. Средняя заработная плата за октябрь — 1 432 руб. То есть по отношению к 2021-му по этим показателям мы не сильно выросли, но и не упали.

— Что касается скидок сотрудникам предприятия, то первая промышленная партия новой модели, которую мы ставим на конвейер, реализуется среди работников завода, дабы исключить любые риски для клиентов. К примеру, когда появился «Кулрей», кроссовер можно было купить по стоимости на 15% меньшей, чем розничная цена машин, ушедших в серию. Считаю, это неплохая экономия.

— Также на все готовые автомобили распространяется уникальное заводское предложение, по которому сотрудники могут приобрести авто с рассрочкой платежа. Ежемесячная выплата рассчитывается индивидуально исходя из заработной платы. Не скажу, что все, но многие этим пользуются. Потому что машина реализуется без дилерской наценки в 5%. А это тоже немаленькая сумма.

— Очевидно, что в связи с уходом многих автомобильных брендов открываются и новые возможности. Предприятие уже перешло на семидневку, чтобы нарастить производство. Не думаете ли вы в 2023 году установить двухсменный режим работы и таки приблизиться к первоначально поставленной правительством задаче — выпустить 60 000 автомобилей за год?

— Решение о переходе на полноценный двухсменный режим работы — очень ответственный шаг. Люди, которые придут на завод, должны быть уверены, что их не набрали на какой-то короткий срок, а пригласили на работу с долгосрочной перспективой. Но сейчас мы живём в сложное время, и что-то прогнозировать на длительный период очень трудно. Поэтому совместно с китайской стороной нами разработан двухуровневый план развития.

— По первому сценарию целевой показатель — 33 000 автомобилей. 6 000 из них предназначены Беларуси, оставшиеся 27 000 уедут в Российскую Федерацию. В то же время мы понимаем: появилась новая ниша, которая для Geely раньше была недосягаема. Это машины в кузове седан или лифтбек. Как мы знаем, в данном сегменте длительное время доминировала Lada. «Веста» всегда продавалась хорошо. Подобное утверждение верно и для VW Polo или Kia Rio — модели также успешно находили своего покупателя. Но сейчас эта ниша свободна. На наш взгляд, спрос на такие автомобили сохранится и дальше, поэтому Geely Emgrand 7 New (SS11) вполне может увеличить долю наших клиентов в этом сегменте. До 1 500 машин мы планируем поставить на белорусский рынок в следующем году.

— Что касается второго сценария развития, то его судьбу во многом решат показатели первого квартала 2023-го. Да, мы помним задачу, которую ставило перед предприятием правительство, — 60 000 новых автомобилей в год. Если целевые показатели первых трёх месяцев будут выполнены, впереди не замаячат очередные «чёрные лебеди» и условия на рынке для нас окажутся благоприятными, будем доукомплектовывать производство новыми кадрами (работаем с тремя колледжами) и постепенно переходить на полуторасменный, а потом и на полноценный двухсменный режим работы.

— Сколько новых автомобилей будет продано, по вашим прогнозам, в 2023 году в Беларуси?

— 20 000 новых автомобилей — вполне достижимая цифра. Предположу, что Lada всё же сможет устранить пробелы в виде недостающих компонентов в производстве и наконец-то выйдет из нокдауна, в который попала. Также сегодня по параллельному импорту идёт много наработок. Это всё происходит не так быстро, как хотелось бы, но дело движется. По моей информации, только по категории седанов сертификацию сейчас проходят шесть-семь китайских моделей. Это говорит о том, что производители из КНР нацелены на белорусский рынок, они активно ищут пути сбыта своей продукции.

Год назад вы упоминали, что в 2022-м на предприятии пройдёт модернизация цеха покраски и сварки: планировалось докупить роботы, чтобы практически полностью исключить ручные операции в процессе окраски и выполнять больше сварочных работ, в том числе мелких деталей. Также были озвучены мысли о целесообразности появления цеха штамповки. Что из задуманного удалось воплотить в реальность?

— Модернизация в том запланированном объёме на предприятии не выполнена. И этому есть объективные причины. Так, во-первых, на нас в значительной степени повлияли все сложности, с которыми столкнулся рынок весной. Во-вторых, мы внепланово решили поставить на конвейер седан, а о его появлении год назад даже не думали. Но раз ниша для новой модели освободилась — такое решение имеет больший приоритет. Следовательно, финансовые средства будут направлены на реализацию этого проекта.

— Что касается перспектив появления цеха штамповки, то здесь важно правильно оценивать объёмы производства. Нижний порог — выпуск не менее 60 000 автомобилей. Опять же, сегодня вовсе не обязательно строить свой цех. Можно обратить внимание на уже готовые мощности. Например, на заводе «ПСМА Рус» в Калуге сегодня без дела простаивает огромный цех штамповки.

Новый седан Geely Emgrand 7 New уже показывали в Беларуси по случаю пятилетия завода «БелДжи». Производство каких новых моделей запланировано на 2023-й и ждать ли появления свежей партии электрокаров Geometry C до конца декабря?

— В следующем году планируем поставить на конвейер седан Geely Emgrand 7 New (SS11) и новый большой внедорожник Monjaro (KX11), который уже прошёл сертификацию. Появление этих двух моделей на рынке запланировано на второй квартал 2023-го. Цены мы не объявляли, но по стоимости Emgrand 7 New будет точно дешевле «Кулрея».

Geely Emgrand 7 New (SS11). Фото: bpc.by

— Geely Tugella продолжим собирать методом крупноузловой сборки. Причина тому проста: белорусское предприятие всё же ориентировано на российский рынок, куда «Тугелла» напрямую поставляется из Китая. То есть машины, которые создаются на «БелДжи», предназначены исключительно для Беларуси. Менять что-то в этой цепочке мы не планируем.

— А вот что касается планов по выводу на рынок, к примеру, рестайлинговых Geely Coolray и Atlas Pro, то мы знаем: в Китае они уже продаются. Однако постановка на конвейер даже одной новой модели несёт серьёзные финансовые затраты. Это не просто так взять и привезти комплектующие. Много времени уходит на переоснащение и перенастройку оборудования, переобучение специалистов, адаптацию новых технологий и закупку необходимых компонентов: тех же красок, герметиков и проч. Думаю, серьёзно к этому вопросу мы вернёмся не раньше 2024-го.

— А вот до конца текущего года ждём прибытия как минимум 40 электрокаров Geometry C. В 2021-м мы получили только 50 машин из 300. Если ситуация с полупроводниками и другими автокомпонентами наладится, то в 2023 году 400—500 «электричек» в страну привезём. Цены (по крайней мере, на ближайшую партию) также серьёзно не изменятся.

**

Наш разговор неторопливо подходил к логическому завершению. Когда мы поднялись из-за стола и крепко, по-мужски, пожали друг другу руки, я напоследок попросил Геннадия Браниславовича рассказать о той модели Geely, которую он особенно выделяет. Ответ — удивил! Оказывается, такая машина на «БелДжи» уже приезжала, но вот на конвейере не прижилась...

— Мне очень нравится Geely Preface c 2-литровым турбомотором. Сам на такой езжу. Мы изучали спрос на эту модель, но, к сожалению, были вынуждены отказаться от её производства. Ещё, как мне кажется, наш рынок хорошо воспринял бы Geometry E — это субкомпактный «паркетник» с запасом хода на одной зарядке до 400 км. Если бы такой электрокар появился в Беларуси, он многих порадовал бы! Меня в том числе.

Подписывайтесь на наши новости в Telegram