"Да хоть в долларах, хоть в евро!" На рынке продолжают рассчитываться валютой


Не секрет, что в рамках политики дедолларизации расчеты в иностранной валюте на территории Беларуси строжайше запрещены. Однако для многих предпринимателей табу на прием платежей в «зеленых» бумажках стало чем-то вроде притчи во языцех и тем самым мифическим правилом, который стерпит бумага. У них своя правда. И это несмотря на недавний инцидент, связанный с продажей автозапчастей за доллары, – для бизнесмена из Брестской области он обернулся не просто головной болью, а настоящим суровым наказанием – штрафом в размере 100 б.в. (18 млн. рублей). Но может ли огласка подобных случаев стать стимулом для изменения ситуации: торговцы гоняются за прибылью, покупатели ищут, где подешевле. И те, и другие – одинаково не святые и совершают сделки в иностранной валюте. «Но так ли это на самом деле?» - задумались мы и отправились на один из самых популярных авторынков города Минска.

Согласно легенде, мы приезжаем на рынок автозапчастей под видом покупателя и пытаемся купить моторчик в бачок для омывателя лобового стекла для автомобиля BMW 3-series (E46). Сперва интересуемся товаром, прицениваемся, а затем спрашиваем, можно ли расплатиться в иностранной валюте.

Вкратце повторимся, что, согласно президентскому Указу от 09.02.2015 под номером 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций», торговые сделки в иностранной валюте запрещены. В частности, за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства грозит штраф от 50 до 100 б.в., а для ИП и юрлиц – от 100 до 200 б.в. При повторном совершении – соответственно до 200 и до 300 б.в.
"Налоговая инспекция проводит регулярные контрольно-проверочные мероприятия, направленные на выявление нарушений порядка при осуществлении валютных операций. За 10 месяцев текущего года проведено порядка 200 рейдов по всей Беларуси, в результате которых 227 человек привлечены к административной ответственности", - заверили нас в пресс-центре Министерства по налогам и сборам РБ.

Тем не менее на фоне единичных случаев, получающих широкий резонанс в обществе, предприниматели смотрят на все это с долей здравого скепсиса и, не моргнув глазом, принимают иностранные деньги в обмен на фары, бампера, решетки и моторчики. В чем несложно было убедиться во время нашей проверки.

В одном из павильонов открытого рынка мужчина предлагает «бэушный» насос для омывателя стоимостью 10 долларов. В соседней палатке на том же ряду новый аналог предлагают оценить на свое усмотрение: «А сколько дадите за новый и стопроцентно рабочий?» - спрашивает мужчина с хитрым прищуром глаз.

Любопытно: «ипэшник» торгует только фарами и решетками радиатора, а белая коробочка с моторчиком для омывателя случайным образом отыскалась среди груды запчастей. Мол, досталась ему в подарок от знакомого футболиста. «Подарить не могу, только продать. Новый стоит 20 долларов, но так и быть отдадим за 15!», - наконец определяется мужчина. А на вопрос, в какой валюте можно расплатиться, отвечает с иронией: «Да хоть в евро! А можно даже картошкой!»

Однако не везде царит подобная демократия по ценам. Прогуливаясь от ряда к ряду замечаешь, как цифры на ценниках кардинально меняются. К примеру, в соседнем павильоне «бэушная» запчасть стоит уже 20 долларов. «Почему так дорого?» - спрашиваю у продавца. «Так у меня же бутик!» - невозмутимым тоном отвечает местный деляга. С нескрываемым интересом разглядываю продавца, а заодно и павильон с названием на западный манер – мужчина средних лет в шапке набекрень и сигаретой в зубах не сильно смахивает на консультанта аналога французской лавки, да и непонятно, за что и почему рыночному «бутику» досталось такое модное название. «Хорошо, отдам за 15 долларов, но это минимум», - внезапно соглашается снизить цену мужчина.

А я тем временем продолжаю поиски необходимой «бэушки», прогуливаясь между рядами и время от времени натыкаясь на новые запчасти, коих на открытом авторынке быть категорически не должно. Один из предпринимателей расставляет все точки над «i». «Все верно, здесь только бэушный авторынок, а новыми запчастями приторговывают исподтишка. Выгодней взять старый, но оригинальный моторчик. К примеру, у меня. Отдам за 10 долларов, и можно рассчитаться в иностранной валюте. Новый оригинал, кстати, стоит намного дороже», - как на духу выдает продавец.

«10 долларов. Нормально?» - спрашивает еще один торговец открытого рынка. Новый, но похожий на китайский моторчик в фирменной упаковке заставляет призадуматься о целесообразности этой покупки и толкает на поиски детали уже в закрытом торговом комплексе - АвтоМОЛЛ «Кольцо». Там конкуренты работают в чистых и теплых помещениях с кондиционерами. Можно сколько угодно блуждать между рядами, но здесь цены звучат только в белорусских рублях. А продавцы в один голос твердят: «Лучше купить новую китайскую деталь, чем неизвестно какую, но «бэушную».

Почему так, объясняет владелец одной из торговых точек, имеющей специализацию по запчастям немецкой марки BMW. «В Китае дешевое производство, и там умеют делать очень качественные автозапчасти. Поэтому многие продвинутые покупатели, а их в нашей стране становится с каждым разом все больше и больше, предпочитают купить новую китайскую деталь, нежели «бэушную», - резюмирует он.

Но тут же добавляет: «Оригинальная запчасть, конечно, лучше китайской, но она дорогая, и ее, естественно, нет в наличии. Ее красная цена – 1 млн. 200 тысяч». В сравнении с вариантом из Поднебесной, стоимость которого здесь составляет 330 тыс. бел.руб. Попытки купить моторчик для омывателя в долларах не обвенчались успехом. «Это вообще-то запрещено. Поспрашивайте у других», - отвечают предприниматели торгового центра.

С одной стороны, им здесь теплее, а с другой – рентабельность и доходность однозначно преобладают на стороне первых. Потребительский интерес сегодня уверенно сместился в сектор б/у запчастей, а значит более дешевых деталей. Кошельки автовладельце заметно опустели, и первым делом с мыслью «Где купить недорогую запчасть?» водители отправляются штурмовать открытые авторынки. У них и покупателей больше, и размер выручки посолиднее. Этим, собственно, и объясняется, к примеру, разница в ценах на аренду торговых мест на открытом рынке и в торговом центре АвтоМОЛЛ «Кольцо».

«Стоимость аренды павильона в торговом центре составляет 15-20 евро за метр квадратный (в зависимости от сектора) на первом этаже и 5-10 евро – на втором этаже (в зависимости от категории товара). Разбежка в ценах напрямую зависит от выгодного месторасположения. В торговом центре наблюдается общее падение рентабельности бизнеса по сравнению с открытым рынком, представляющим больший интерес для белорусского покупателя. Сектор б/у запчастей более популярен. Поэтому стоимость аренды торговой площадки на рынке в открытом формате варьируется в диапазоне 22-24 евро. Все цены указаны в евро по курсу Нацбанка с НДС за квадратный метр», - рассказала нам девушка из отдела продаж АвтоМОЛЛа «Кольцо».

К слову, по словам специалиста, администрация торгового комплекса только предупреждает предпринимателей о том, что принимать платежи в иностранной валюте строго-настрого запрещено. С ее стороны контроль осуществляется лишь за соблюдением условий, прописанных в договоре аренды. А следить за валютными операциями – удел сотрудников налоговой инспекции.

Торговцы открытого рынка неспроста бросают бандитские взгляды исподлобья. Им есть чего остерегаться: помимо того, что некоторые из них нелегально приторговывают новыми запчастями, все «ипэшники» как один принимают оплату в иностранной валюте и, похоже, чувствуют себя на своей территории очень вольготно. Их коллеги из павильонов торгового центра, напротив, ведут себя более осторожно и, завидев долларовые купюры в руках, спешат отвести взгляд, кивая в сторону соседних прилавков.

Видно, открытый формат рынка с прицелом на категорию б/у товаров больше прижился в сознании белорусского потребителя. И продавцам здесь все ни почем. Правда, расплачиваться зеленой валютой не прочь как рядовой покупатель, так и местный купец.

 

Фото: автора

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.