Чтобы тормоза не «кипели»: когда и как менять тормозную жидкость

Тормозная система — ключевой элемент активной безопасности на дороге. Поэтому она должна обслуживаться методично и регулярно, а не в последнюю минуту. Что именно подразумевает такое обслуживание и как часто нужно его выполнять, чтобы тормоза не подвели в самый ответственный момент?

Тормозная жидкость — почему это важно?

Ключевая составляющая безопасности тормозной системы — это тормозная жидкость. Именно она помогает превратить нажатие на педаль тормоза в силу, которая замедляет или останавливает автомобиль даже на самой большой скорости. Именно от её качества и состояния зависит, насколько безотказной будет работа тормозных колодок, а также других устройств, обеспечивающих безопасность машины: противобуксовочной системы TCS, системы помощи при старте в гору, системы динамической стабилизации автомобиля ESP. Между тем, согласно статистике, каждое третье авто передвигается с выработавшей свой ресурс тормозной жидкостью.

Самая большая опасность несвоевременной её замены — риск образования так называемой паровой пробки: содержание воды в отработанной тормозной жидкости становится слишком высоким и её температура кипения снижается. Среди возможных последствий — более длительный ход педали тормоза, слабое торможение, а в худшем случае даже полный отказ тормозов.

И если о паровой пробке слышали многие, то вот о том, что тормозная жидкость — единственная смазочная жидкость в транспортном средстве, которая со временем разъедает и разрушает гидравлические компоненты, задумываются намного реже. Как и о том, что выгоднее и дешевле вовремя заменить её, чем тратить во много раз бо́льшую сумму на ремонт или замену гидравлического блока. Специалисты Bosch рекомендуют менять тормозную жидкость каждые два года или каждые 30 000—40 000 км.

В зависимости от оснащения оборудованием существует два различных метода замены тормозной жидкости. Если автомобиль не снабжён ESP® или ASR, проводится стандартная прокачка тормозной системы. Если автомобиль оснащён системой ESP® или ASR, важно использовать для прокачки специальный диагностический инструмент. Иначе часть отработанной жидкости останется в тормозной системе и испортит новую.

Как выбрать тормозную жидкость

Лучше всего обратиться к руководствам по техническому обслуживанию производителей. Но некоторые практические рекомендации всё-таки можно привести.

Почти все современные автомобили работают с тормозными жидкостями на основе гликоля, известными как тормозные жидкости DOT. Есть и исключения, когда тормоза функционируют на гидравлических жидкостях. Поэтому проверьте, совместима ли ваша тормозная система с DOT.

Имеет значение и год выпуска автомобиля. Так, например, самая продаваемая на нашем рынке тормозная жидкость DOT 4 уже не соответствует текущим потребностям европейского рынка. Дело в том, что она подходит для автомобилей, оснащённых ABS первого поколения без ESP®. Но в ноябре 2014 года система ESP® стала обязательной в Евросоюзе. Так что, если ваш автомобиль выпущен после этой даты, лучше использовать тормозную жидкость с низким уровнем вязкости (например, Bosch DOT 4 HP), которая подходит для первых поколений ESP®.

Более высокая цифра в маркировке тормозной жидкости вовсе не означает, что сама жидкость лучше или современнее. В качестве примера специалисты приводят DOT 5.1. Да, она действительно обеспечивает более высокий запас прочности, поскольку её температура кипения выше, чем DOT 4. Но достигается это за счёт высокой вязкости — а для автомобилей, оснащённых ESP®, такой вариант не подходит. Эта тормозная жидкость предназначена для относительно тяжёлых транспортных средств (малотоннажный транспорт, автомобили с прицепами, фургоны и т. д.).

Тем не менее тормозные жидкости, совместимые с системой ESP®, продолжают эволюционировать. Например, появилась ENV6 — новая разработка компании Bosch. По данным изготовителя, она обладает высокими смазывающими характеристиками, входящими в перечень требований автопроизводителей к тормозным жидкостям. Она сочетает высокую температуру кипения с очень низкой вязкостью, а интервал замены составляет три года.

Но главным залогом безопасности по-прежнему остаётся ответственность автовладельца: лучше всего будет работать та тормозная система, в которой вовремя меняют тормозную жидкость.

Фото: bosch

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.