«Мы их продолжим покупать». Как работает торговля «битками» из США на фоне невиданных санкций

За последние полторы недели, с момента начала войны в Украине, экономическая ситуация в стране молниеносно изменилась в худшую сторону. Европейские, южно- и североамериканские государства успели ввести целую массу санкций и ограничений, касающихся как бизнеса, так и жизни обычных граждан. К ним присоединились и множество крупных частных компаний, начавших самостоятельно уходить с рынка, отключая услуги и останавливая производство. В зону турбулентности угодила и доставка бэушных автомобилей из США в Беларусь, которая практически полностью выстроена на сотрудничестве с американскими онлайн-аукционами и европейскими логистами.

Как в таких сложных условиях продолжают работу белорусские компании, специализирующиеся на привозе машин из-за океана? Своим опытом поделился Евгений Михневич, владелец компании carsusa.by.

«По-другому поступать сейчас нет возможности»

— Что по состоянию на 3 марта (время проведения интервью. — Прим. авт.) у вас происходит с доставкой автомобилей из США в Беларусь?

— Работа продолжается: контейнеры приезжают, проходят границу. С трудом, но процесс идёт. Со вчерашнего дня, ввиду новых санкций, все контейнерные морские линии, работающие с портом Клайпеды, запретили перевозку контейнеров в Беларусь. Всё, что мы успели забрать, отправлено в Минск. Последующие контейнеры планируется выгружать в литовском порту — у нас там есть свой терминал, где оформляются документы. И на грузовых тралах машины поедут сразу в Беларусь. По-другому поступать сейчас нет возможности.  

— Как это повлияло на вашу компанию?

— Пока никак. Мы ещё раньше, до всех событий, закрыли практически все свои представительства в регионах. Работает офис в Минске, в Мозыре поставлен на паузу. Если кто-то захочет купить машину, можно обращаться напрямую к нам. Это не связано с нынешней ситуацией, просто назрела необходимость из-за упавшей эффективности работы партнёров.

Получается, что доставка из литовского порта в Беларусь подорожает?  

— Да, по независящим от нас причинам. До сегодня все простои, которые были из-за антиковидных ограничений на американских аукционах, мы брали на себя и оплачивали за свой счёт. А в ряде портов, том же Нью-Йорке, остаётся напряжённая обстановка, порт толком не работает. И если автомобили не будут в течение определённого времени забраны, их вернут для продажи на аукционы, а нам придётся погасить штрафы. Чтобы такого не произошло, мы своим клиентам предложили новую площадку — можно перевезти все эти машины туда. Да, будет дороже (насколько — зависит от того, где находится автомобиль), но это ликвидирует возникшую проблему, которую надо срочно решать.

Также нам теперь придётся обязательно разгружаться в Клайпеде. Это в любом случае сулит простои, поскольку нам перевозчик сообщает, что отправлено более 600 контейнеров, из которых 200 автомобилей только наши. Не получится их все выгрузить за раз, будет поздний возврат контейнеров, что влечёт штрафы. Они ложатся с этого дня на клиентов: мы не можем покрывать их за свой счёт, поскольку речь идёт о действительно больших суммах — примерно до 700 долларов, в худшем случае.

Важно подчеркнуть, что деньги будут взиматься не со всех клиентов, а по факту, когда контейнер с конкретными машинами придёт в Клайпеду. И в этот момент мы проинформируем, надо ли доплачивать какую-то сумму или нет. Доплаты за машины, которые мы заказываем сейчас или которые ещё ждут отправки из Америки, могут и не появиться, всё будет зависеть от дальнейшей внешнеполитической и экономической ситуации.

— Насколько теперь доставка машины после покупки на аукционе может растянуться по времени?

— Сейчас доставка из США в Клайпеду составляет от 3 до 6 месяцев. А из Клайпеды в Минск — около трёх недель.

Если порт Литвы закроют, будем искать альтернативные пути.

— Что происходит с динамикой спроса у людей, планирующих купить машину?

— Рассказываю как есть. У меня было порядка 25 заказов до 24 февраля — это клиенты, готовые приобрести автомобиль. Из них уже порядка 20 человек сказали: «Давайте возьмём паузу, мы не знаем, что и как будет». Но остались те, кто не против продолжить сотрудничество.

При этом стоимость машин на аукционах упала на 20—30%, потому что претенденты на покупку из России и Украины «отвалились». И сейчас появилось окно возможностей, благодаря которому реально взять автомобиль ещё более выгодно, чем раньше.

— Что клиентов, с которыми вы общаетесь, больше всего пугает?

— Динамика боевых действий в Украине. Только из-за этого люди берут паузу в сделке. Плюс у нас прилично изменился курс доллара, который вырос больше чем на треть. Похожая ситуация была летом и осенью 2020 года — тогда тоже сильно упал спрос.

— А вы что скажете сами: стоит сейчас покупать машину или нет?  

— Пока наши американские партнёры не сказали: «Стоп, не покупаем автомобили», — мы продолжим работать. Например, на текущей неделе мы приобрели Volkswagen Jetta 2018 года за 2 750 долларов. До этого такие машины продавались от 4,5 тысячи и до 5 тысяч долларов.

«Машину отправят, всё согласно контракту»

— Автовладельцы опасаются, что литовская граница и порт Клайпеды могут закрыться для белорусских и российских компаний. Как в таком случае быть?

— Наша транспортная компания взяла паузу на ближайшие две недели. Они пока из Америки ничего отправлять не станут, чтобы посмотреть, как будут развиваться события. Потому что, если закроют Литву, наши перевозчики найдут альтернативные линии отправки. Например, через Финляндию: там есть прямая граница с РФ, обстановка спокойная и нет очередей. Если вдруг что-то закроется, мы будем искать другие маршруты. Да, это может оказаться чуть дольше, но главная цель — привезти автомобиль клиенту, не сильно при этом увеличив расходы.

— Что вам говорят ваши партнёры из США, какие у них планы? Речь прежде всего об американских онлайн-аукционах. Copart уже заявил, что приостанавливает работу в России.

— Не только в России, но и в Беларуси, хотя в официальном пресс-релизе об этом не говорилось. Но страшного ничего нет. У нас есть американские партнёры — местные компании, которые предоставляют нам доступ на аукционы. Соответственно, их никто не прикроет.

Слухи, что купленные машины на заблокированных после введения санкций аккаунтах не отдадут, не имеют под собой никакого основания. Если все услуги будут оплачены, машину отправят согласно контракту.

Также мы сейчас стараемся забрать все купленные автомобили из Америки и привезти их как можно быстрее в Литву. Да, это потребует дополнительных расходов, но лучше доплатить и получить машину, чем наоборот.

— Не будет ли проблем с транспортными компаниями, занимающимися перемещением грузов по большой воде?

— Тут всё в порядке, потому что для логистов финальным клиентом является порт Клайпеды. Поскольку Литва состоит в Евросоюзе, к ним экономических претензий быть просто не может. Этот маршрут в любом случае сохранится.

— Часть банков утратила возможность работать с валютой (долларами и евро). Также для некоторых отключена система международных платежей SWIFT. Как в такой ситуации платить американским площадкам?

— Как я предполагаю, SWIFT для всех белорусских банков всё равно не отключат. Останутся те, которыми можно будет воспользоваться. Но даже если услуга исчезнет окончательно, есть другие банки-корреспонденты, через них также можно будет переводить средства. У нас на данный момент все платежи уходят в Америку через Грузию. Возможно, это займёт чуть больше времени, цены на пересылку средств увеличатся, но ничего кардинально не изменится.

— Что, на ваш взгляд, может быть самым опасным, после чего машины перестанут покупаться и ввозиться?

— Если только что-то резко поменяется. В подобном случае авто точно никому не будут нужны. В остальном всегда найдутся альтернативные пути того, как можно привезти машину из США. Есть вариант Грузии, Казахстана и прочих маршрутов. Вопрос только, какие это будут пути и во сколько выльются затраты. Сейчас мы всё это анализируем, и в течение месяца выяснится, как станем работать дальше.

Возможно, стоимость перевозки изменится, если корабли пойдут не через Клайпеду. Однако если ничего и не поменяется, то цена доставки всё равно возрастёт, но не так сильно. Плюс если всё-таки спадёт спрос и уменьшится поток автомобилей, в Клайпеде их станет проще выгружать без простоев, то расходы на доставку вообще почти не изменятся.

Не каждый белорус сейчас готов приобрести автомобиль. Даже на местном рынке, я думаю, тоже динамика минимальная. Вопрос в том, будут ли люди в ситуации общественного стресса и напряжённости продолжать покупать машины. В любом случае мы не перестаём работать и не теряем оптимизма по поводу нормализации ситуации.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили c «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» (carsusa.by) — компанией, занимающейся покупкой автомобилей на американских аукционах, транспортировкой машин в Беларусь, а также комплексным ремонтом под ключ. Сотрудники мастерской проводят кузовные, слесарные и рихтовочные работы с использованием профессионального оборудования. У компании также есть собственная автомойка, где машину могут почистить и отполировать, — клиентам на эти услуги дают скидки 50%. Из других бонусов «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» — бесплатный эвакуатор в пределах города Минска и таможни, скидки на запчасти и ремонт, если клиент производит его на партнёрской СТО. Компания работает в Минске, Гродно, Бресте, Мозыре, Гомеле и сейчас активно ищет партнёров в других регионах Беларуси для налаживания взаимовыгодных отношений. За новостями следите в Instagram-аккаунте «МЕЛГРУППЛИМИТЕД». 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen