«Китайские „электрички“ — наше будущее на 5—7 лет». Основатель компании по доставке электрокаров рассказал о состоянии рынка

«Китайские „электрички“ — наше будущее на 5—7 лет». Основатель компании по доставке электрокаров рассказал о состоянии рынка

В 2022 году часть дилеров покинула белорусский рынок. Но в тяжёлое время случается и прорыв. В октябре в Минске открылся салон электромобилей из Китая с внушительным ассортиментом машин, представляющих различные марки. А как сейчас чувствует себя рынок «электричек»? Смогут ли они стать достойной заменой авто с ДВС или это уже настоящее и будущее белорусских автовладельцев? Разбираемся вместе с экспертом — основателем и руководителем electro-car.by Яном Шараповым.

«Желающий купить авто через пять лет будет чётко выбирать между ДВС и электротягой»

— Ваша компания занимается доставкой электромобилей из Китая уже три года. Почему выбрали электрокары и почему именно китайские?

— Именно китайские электрокары сегодня — очень выгодное приобретение. Все инновации электротранспорта и флагманские модели родом из Китая. Они и по цене всех уделывают, и собираются не хуже, чем Tesla. 

У китайцев нет опыта по сравнению с мировым рынком? Нет, это у мирового рынка нет столько опыта, сколько уже приобрели китайцы.

Желающий купить авто через пять лет будет чётко выбирать между ДВС и электротягой. Во-первых, электрокары дарят эмоции. Одной поездки за рулём хватит, чтобы ощутить весь кайф линейного ускорения, движения на одной передаче, когда с одного нажатия на педаль выжимается весь крутящий момент. Планируем давать людям электрокары на тест-драйв на одну-две недели за небольшую арендную плату, чтобы клиент понял, нужно ему это или нет.

Второе — огромная экономия в обслуживании. Объясню на примере заправки и зарядки. Берём одномоторный электрокар — уже известный на нашем рынке б/у Geometry A (стоимостью порядка $18 000 c доставкой под ключ в Минск) с батареей на 23 кВт⋅ч на 100 км и сопоставимый с ним по динамике автомобиль с ДВС — это как минимум 180 сил с расходом топлива примерно 13 литров на «сотню». Получается, что зарядить на Malanka электрокар стоит 9 рублей на 100 км, а авто с ДВС заправить — 32,5 рубля. Разница более чем в три раза! А если владелец живёт в частном доме и имеет собственную зарядную станцию, экономия ещё больше: 1,84 рубля за 100 км пути! При этом едет электромобиль намного бодрее обычных машин, а главное — тихо.

BYD Han EV

Плюс ко всему у нас не было ни одного клиента, который продал бы здесь свой электрокар и не заработал бы. Например, один из них купил у нас новую машину (мы реализуем 95% новых) в 2020-м и сбыл в нынешнем году, выручил таким образом деньги и взял себе тачку подороже. Однозначно беспроигрышный вариант.

Стоит учесть сложившийся на белорусском рынке дефицит. Поэтому китайский автопром — это наше будущее на ближайшие пять-семь лет. В салоне сейчас стоит Han за 63 тысячи долларов (15 000 км пробега, 2021 года выпуска). Предложите хоть какую-то похожую альтернативу с 500 «лошадьми» на ДВС! И с таким же уровнем комфорта.

— Как за это время изменился рынок электротранспорта в Беларуси?

— Рынок стал намного дружелюбнее к китайским электромобилям. Ведь китайцы уступают европейцам в инженерной мысли. Не именно в качестве сборки, комплектующих, подвески — это они заимствуют у корейцев. Но даже когда садишься в Volkswagen ID.4, понимаешь, что это законченный продукт, со своей философией, практичностью.

Volkswagen e-Lavida 2021 new

В Беларуси здравое законодательство в сфере электротранспорта: отменены НДС до 1 января 2026 года и таможенная пошлина на ввоз до 1 января 2024-го. От акцизов у нас «электрички» полностью освобождены. Так, стоимость растаможки легкового автомобиля для Беларуси не превышает $400.

В стране явно не нацелены строить заводы и собирать электрический транспорт, как бы мы этого ни хотели и какое бы финансирование ни дали. Но уже то, что государство позволяет насыщать рынок электротранспортом, круто. Пример такой же политики — в Грузии, где растаможка ещё дешевле, чем в Беларуси. Так машины для населения станут не какой-то проблемой или роскошью, а обычной дозволенной вещью.

«Рынок США и Европы более цивилизованный, а восточные страны — это бардак»

— Расскажите: как выстроен процесс доставки электромобилей из Китая?

— Мы продаём машины либо по наличию, либо под заказ с китайского завода. Представляем клиента и оказываем агентские услуги, сопровождаем сделку. Но мы не официальный экспортёр и не несём ответственности за средства заказчика. А приходят к нам потому, что дешевле никто не делает. Наш сотрудник растаможивает машину, производит все оплаты. Финальная стоимость для клиента за всё — 550 долларов.

Цикл доставки сложный. Задействованы шестнадцать фирм в четырёх странах. Они постоянно работают над каждой сделкой: решают вопросы страхования, логистики, оказывают брокерские услуги. И если рынок США и Европы более цивилизованный (покупаешь машину и сразу получаешь и комплектующие, и запчасти), то восточные страны — это бардак.

В Китае интернет-торговля транспортом не так развита, как где-либо, из-за плотности населения и высокой возможности продать тачку человеку из соседнего дома. Там в целом другие понятия ведения бизнеса, ответственности. Если наш славянин договорился о чём-то, то кровь из носу будет стараться всё решить. А с азиатами сложнее. Но мы уже научились с ними сотрудничать. Очень хочется работать с Азией, но с такими условиями, как на Западе.

— А что со сроками доставки? Повлияли ли различные ограничения, связанные с пандемией и внешнеполитическими событиями?

— Наша работа стандартно перекраивается раз в полгода. Ищем более выгодные, надёжные, адекватные и быстрые решения.

Начинали мы с доставки контейнерами через Клайпеду, но позже решили перевозить через порт в Одессе, хотя и за те же деньги и сроки. Но контейнеры стали дорожать — с 4 до 18 тысяч долларов. Перевозка в контейнере только одной машины обходилась клиенту в 6 тысяч долларов. Это без учёта погрузки, разгрузки, автовозов и прочего.

Из-за этого перешли на работу с RO-RO — это крытые суда с перфорированным полом, где проделаны отверстия, к которым крепятся машины. По сути, многоярусные крытые парковки в море. Они шли до порта в Черноморске. Но к концу февраля 2022-го мы уже всё перемещали автовозами по суше из Китая. Сегодня это самый гибкий способ в логистике.

Как правило, если нет никаких обстоятельств, мешающих стандартной работе, то доставка занимает от полутора до трёх месяцев. И как раз сейчас они есть: в Казахстане ввели ограничение на ввоз машин. 

Связано с тем, что из Китая в Европу едет много товаров на Новый год и другое. Серьёзно вырос товарооборот по суше через пропускной пункт. И почему-то логика в Казахстане такая: зачем пропускать много, если можно мало, а зарабатывать получится те же деньги?

Из-за задержек в Хоргосе (очередь из 15 000 единиц техники) мы все новые заказы направляем контейнерами в Беларусь. Да, это раза в полтора-два дороже, чем автовозами. Закладываем на доставку два месяца. Те, кто перемещает автовозом, получат электрокары, к сожалению, только в марте 2023-го. Контейнеры — это дорого и вынужденная мера, откажемся от них в начале января.

«Если бы к каждому дому по плану подходило десять зарядок, то все уже давно ездили бы на электрокарах» 

— Как вы оцениваете инфраструктуру для электрокаров в Беларуси? Какой, на ваш взгляд, она должна быть в ближайшем будущем?

— Когда мы стартовали с проектом, инфраструктура уже была хорошо развита. Сейчас она продолжает развиваться.

Другой момент — для зарядки китайских электрокаров нужен разъём GB/T. Российские производители ЭЗС уже поставили у себя более 100 станций с китайским разъёмом. У нас же этот процесс идёт медленно. Причём у Malanka уже есть наработки станций с такими разъёмами. Тестировали их на Tesla в 2021 году, они поставлялись в Казахстан. Но пока нет заказчика для производства и массовой установки в Беларуси.

Решение — иметь с собой переходник. Мы создали свой на китайских компонентах, сейчас его тестируем. Есть пять опытных образцов. Будем отправлять в Россию на разработку. Надеюсь, что в 2023 году порадуем сертифицированным продуктом. Это не только плюс для наших клиентов, но и хороший задел на будущее. Любой бизнес, который захочет выйти на рынок электромобилей в Беларуси, придёт туда, где есть сертификация. А инфраструктура не адаптируется за одну минуту. Ей нужны будут такие «костыли».

Для грамотного понимания рынка государству не обойтись без диалога с предпринимателями, бизнесом. И мы к этому готовы. Ставить станции зарядки для электрокаров нужно грамотно. Мощностей в районах не хватает, чтобы у каждого дома поставить по шесть станций.

BYD Han EV

Энергосети сейчас размещают их как попало. И когда во дворе пять китайских «электричек», а стоит четыре станции для европейских и американских электрокаров, возникает вопрос: почему так? Malanka, например, собирает данные и аналитику, видит, какие машины и где подключаются к зарядке. И этим всем можно пользоваться.

Инфраструктура — то, что ускоряет процесс реализации электрокаров. Люди боятся брать их только из-за «плохой» инфраструктуры. Если бы к каждому дому по плану подходило десять зарядок, то все давно уже ездили бы на электромобилях.

— Хорошо, в Минске не проблема зарядиться. Но выезжаешь за МКАД — и появляются вопросы. Какой мощности аккумуляторы у электрокаров, представленных в вашем ассортименте? Бытует мнение, что батареи совсем не любят наш климат.

 — Сейчас машины спокойно преодолеют с 100-процентным зарядом около 300 км. По трассе человек будет проезжать минимум две-три станции. Даже если некоторые из них не работают, зарядиться можно на других. Логика электромобилистов немного иная. Они заряжаются не тогда, когда осталось 2%, а всегда, пока есть где.

Li One 2021

Что касается батарей и климата: электрокары в нашем ассортименте спокойно работают при температуре в диапазоне от −20 до +50 градусов по Цельсию. А с 2020 года производят почти все электромобили с охлаждением и подогревом батареи. 

Вопрос ещё и хранения. Если машина будет дожидаться хозяина на крытом паркинге или в тёплом гараже, то вообще никаких проблем не возникнет с батареей. На улице, допустим, при −20 градусах авто включится, но не даст полное напряжение, пока не прогреется. Батарея умная и понимает, что охлаждение или перегрев — это деградация. Даже когда на морозе поставите электромобиль на зарядку, она дождётся прогрева и только потом будет потреблять максимум энергии.

Siming M-NV

«Я никогда не говорил, что электромобили — это про экологичность»

— Кстати, о батареях и их производстве. Много вопросов вызывают проблемы с утилизацией аккумуляторов и с добычей лития. Всё-таки электрокар — это экологичный транспорт? 

— Я никогда не говорил, что электромобили — это про экологичность. Давайте разбираться. Сегодня уже созданы технологии вторичного использования лития. Вопросы с добычей решатся в долгосрочном будущем точно.

Один из главных аргументов против электромобилей — 80% всей электроэнергии «грязные», получены из угля, нефти и т. д. Но человечество сегодня не обладает теми технологиями, которые позволили бы электричество от энергии солнца, ветра, волн и землетрясений использовать для выработки, накопления, поступления в сеть и передачи электромобилям. Абсолютно все довольствуются «грязным» электричеством.

Другое дело, что весь мир стремится к будущему с «зелёной» энергией. Да, это произойдёт хорошо если к 2050 году. Нужно развитие технологий на всех этапах. Но электрокар — продукт, который уже готов потреблять такое электричество!

Пусть сейчас электрокар не «чище» ДВС, но он даёт задел на экологическое будущее. Вопрос денег, желания, инициатив и государственной политики. А уже, как мы знаем, к 2035 году все новые машины будут электрические почти везде.

Многие видят проблемы, а я вижу возможности. Электрокар не заряжается на 100% чистым электричеством, но мы можем к этому прийти. А способен ли ДВС заправляться экологичным топливом?

Партнёрский материал

Electro-car.by работает с 2019 года. Офисы расположены в Беларуси и Китае.

Компания предоставляет максимально большой выбор электромобилей в наличии и под заказ по выгодным условиям. Доставка авто под ключ: клиент подписывает договор, вносит оплату и через оговорённый срок получает свою машину. Сделка сопровождается на всех этапах: от проверки машины в Китае до безопасной транспортировки клиенту.

Автосалон находится по адресу Минская область, Минский район, Новодворский с/с, 83, район д. Б. Стиклево (БЦ Team Building).

+375 (29) 649-99-43, +375 (33) 649-99-93.