Россиян на рынке нет. Кто покупать будет? Эксперты рассказали о будущем новых и бэушных авто в Беларуси

Россиян на рынке нет. Кто покупать будет? Эксперты рассказали о будущем новых и бэушных авто в Беларуси

Традиционно к концу каждого сезона мы собираем мнение игроков белорусского автобизнеса о состоянии сферы, будущем отрасли и намечающихся трендах. Сегодня — не исключение. Мы задали вопросы трём экспертам, а теперь готовы показать, что они ответили.

Гендиректор «Атлант-М»: «Вывод на рынок JAC и Exeed полностью оправдывает ожидания»

Первую серию вопросов направили генеральному директору «Атлант-М» — Игорю Сукачу. По его мнению, по сравнению со второй половиной прошлого года рынок оживился.

— Что сейчас происходит с продажами новых автомобилей? Можно ли сказать, что рынок активизировался и начинает постепенно восстанавливаться после потрясений прошлого года?

— Безусловно, рынок по сравнению со второй половиной прошлого года оживился. Вернёмся немного назад. С марта 2022-го потребитель пребывал в некоторой растерянности: с одной стороны, по разным причинам достаточно серьёзно подорожали автомобили, с другой — стали исчезать привычные марки.

При этом сами бренды не всегда в должной мере информировали рынок о своих решениях, очевидно тоже пребывая в растерянности. В целом это всё давало надежду на то, что в ближайшее время всё восстановится: и цены вернутся, и марки возобновят поставки, и заживём как встарь. Потребитель замер.

50 тысяч долларов за Geely Monjaro: почему стоит купить китайский флагман?

— Празднование Нового года стало для многих определённым триггером. Именно в этот момент пришло осознание: в ближайшей перспективе привычные марки не появятся, а изменение цен имеет объективные основания, и это не наша специфика, а мировая. Потребитель понял, что ситуацию, сложившуюся в автомобильной отрасли, пора принять. И если назрел вопрос о приобретении автомобиля, то его пора решать.

В этой ситуации клиенты начали присматриваться к рынку более внимательно. Сформированный отложенный спрос нашёл удовлетворение в первую очередь в тех брендах, к которым мы все давно привыкли, которым доверяем и которые в том числе производятся в нашей стране. К этому времени в Geely решили логистические вопросы и наладили ритмичное производство, что отразилось на наличии машин на складах. А открытие нового салона Geely «Атлант-М» оказало в вопросе наращивания объёмов продаж самое положительное влияние.

— К тому же в «Атлант-М» появились новые бренды: JAC, Exeed. Это расширило выбор, чем люди воспользовались. Определённое оживление произошло и в сегменте коммерческого транспорта: мы видим интерес клиентов к Volkswagen и Ford, а также то, как почти мгновенно эти автомобили находят своих покупателей. 

Проехали 500 км на JAC JS6. Рассказываем о впечатлениях, расходе топлива и недостатках

— Какие результаты по продажам и интересу потребителя демонстрируют вышедшие на рынок новые китайские бренды: JAC и Exeed?

— Мы в компании «Атлант-М» отказались от определения «китайский». Вопрос не в том, где произведён автомобиль, а в том, что новые бренды для многих наших потребителей — no name, неизвестны. Предположу: если бы на рынок выходил любой другой малознакомый нам бренд, он столкнулся бы с точно такими сложностями. Автомобильную марку нужно узнать, в неё нужно поверить, ей нужно доверять.

Когда мы решали вопрос о расширении портфеля брендов, о включении в него JAC, Exeed и других брендов, о которых вы скоро услышите, мы тоже закладывали определённую динамику и результаты. Сейчас с уверенностью могу сказать: JAC и Exeed полностью оправдывают ожидания! Конечно, они пока несопоставимы с былыми объёмами продаж известных марок. Но результатами мы гордимся, — отмечает Игорь Сукач.

Новый автоцентр Exeed открылся в Минске. Названы цены на весь модельный ряд

— Пришествие каких брендов ожидается в ближайшее время? Очевидно, часть соглашений с производителями держится в секрете, однако, возможно, о выходе на рынок каких-то марок уже можно говорить открыто.

— В ближайшее время (речь идёт о паре месяцев) мы выводим на рынок Jetour. А вот информацию об остальных брендах пока не будем афишировать до окончания переговоров: переговоры любят тишину, — интригует гендиректор «Атлант-М».

Первую партию раскупили в пути. В Беларусь опять начали возить новые Mazda

— На прошлой неделе «Атлант-М» объявил о возобновлении продаж автомобилей Mazda. Значит ли это, что стоит ждать возвращения в Беларусь и других мировых марок?

— Если вы придёте в автоцентр Jaguar/Land Rover, то увидите абсолютно новые модели этих брендов, которые мы предлагаем нашим клиентам. В салонах Kia также удивитесь широкому модельному ряду и новым автомобилям в наличии.

Это не значит, что бренды поменяли позицию. Это означает, что «Атлант-М» нашёл поставщиков, договорился о том уровне цен (с учётом дополнительных расходов на логистику, гарантию, таможенную очистку), который был бы привлекательным для клиентов. И это основная задача в рамках параллельного импорта.

— Привезти автомобиль в целом не проблема. Важно сделать это так, чтобы цена для потребителя была приемлемой. Подчеркну, что все привезённые нами автомобили прошли полную таможенную очистку и поддерживаются гарантией за наш счёт.

С Mazda у нас были определённые вопросы: мы долго не могли найти поставщика, который мог бы предложить приемлемую цену для наших клиентов. Однако сейчас этот этап пройден, поэтому мы приглашаем всех поклонников Mazda и других наших брендов в автоцентры «Атлант-М». 

«Китайские товарищи», которые у всех на слуху. Какие автомобили предложат белорусам в 2023 году

— Чего ожидать белорусскому потребителю в ближайшее время? Что будет с ценами и финансовыми программами покупки новых автомобилей?

— Неизбежно придут новые бренды, которые будут завоёвывать рынок и доверие покупателей. Дилеры (не только мы, но и все на рынке) будут стремиться к тому, чтобы новый продукт стал интересен.

Не стоит забывать, что у «Атлант-М» есть предложение, которое не связано ни с одним из действующих автобрендов. Буквально недавно мы привезли партию электрических авто, которые успешно конкурируют с лучшими американскими электромобилями в этой нише. Вы уже можете выбрать их на сайте atlantm.by, а в скором времени станет доступен и тест-драйв.

Что касается финансовых инструментов: если ситуация в банковской сфере не изменится, то финансовые продукты будут улучшаться и приближаться к тем программам, которые предоставляет Geely с государственной поддержкой, — завершил Игорь Сукач.

Пригон авто из США: «Наиболее серьёзная проблема — оплата, контейнеры по-прежнему идут»

Вторым оратором материала стал Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных белорусских аукционов по продаже автомобилей и других транспортных средств. С ним обсудим состояние сферы пригона машин из США, которым его компания также занимается.

— Недавно появилась новость, что один из банков, через который всё ещё проходили переводы средств аукционам в США, подключается к санкциям. Подобные переводы и так были дорогостоящими, но теперь может закрыться и этот способ. Пока мы ждём конца мая, чтобы получить подтверждение новости, — тут недолго осталось.

К примеру, три недели назад из пяти переводов дошли два. Остальные попали обратно к отправителям. Комиссию, естественно, банк не вернул. Для понимания: она весьма ощутимая. Официальная комиссия — 2% и $75, но есть условие: валюту сначала нужно сдать, а потом купить по внутрибанковскому курсу. В итоге потеря достигала 5—5,5%. Представьте масштаб, если стоимость автомобиля — 60 тысяч долларов.

Я не знаю, как переводят средства другие фирмы, но лично мы ищем новые пути через третьи страны. Проблема стала ребром, хотя раньше цепочка была отлажена. В итоге это всё приведёт к конечному удорожанию автомобиля.

«Покупают на аукционе труп за $17 000, продают — за $70 тысяч». Жодинец рассказал, почему BMW i8 сложно купить

— Может ли это означать приостановку доставки авто из Америки в ближайшее время?

— Не думаю… Знаете, у нашего человека такой менталитет: чем сложнее — тем интереснее. Как правило, когда попадаешь в подобную ситуацию и выходишь из зоны комфорта, иногда находятся более простые или эффективные решения.

Отсеются только те клиенты, которые и так сомневались, боясь рисковать. Скрипя зубами, они купят новое авто на белорусском рынке. Как ни крути, «биток» из США обойдётся дешевле машины по среднерыночной стоимости.

Получается, пока наиболее серьёзная проблема — оплата. Контейнеры по-прежнему идут через Клайпеду и добираются до Минска.

— Ужесточились правила прохождения таможни в Европейском союзе. Если раньше какие-то запчасти от машины лежали в багажнике или салоне и на них особо не обращали внимания, то теперь для перевозчика это смерть. Его могут отправить на досмотр или развернуть.

Увеличились санкционные списки деталей, которые могут прийти в Клайпеду вместе с автомобилем. Те, кто хотел доукомплектовать машину и включить в инвойс, чтобы эти компоненты официально проехали границу для растаможки, теперь не имеют такой опции. В Клайпеде проверяют классификацию запчасти. Если она в санкционном списке, то её попросту не отдают.

— Что теперь с ассортиментом на американских аукционах? К примеру, последнее время в США не было наводнений, а значит, тех же «утопленников» станет меньше.

— Начну с конца. В принципе, мы почти всегда отговариваем людей от «утопленников», потому что на данный тип повреждения нацеливаются те, кто наслушается сказок и счастливых историй от друзей. Мол, подтоплена по коврики, сама машина — огонь и дёшево обошлась. Естественно, охотники за халявой сразу захотят такой вариант. Когда автомобиль приходит утопленный по крышу (по сути, мусор), то человек испытывает шок. Шанс на удачу — около 20%.

Основной ассортимент аукционов не изменился. Дефицита предложений точно не наблюдается.

«Конечно, оформлена на льготника». Какие варианты «непроходных» машин из ЕС уже продаются в Беларуси

— Какие типы повреждений чаще всего выбирают белорусы?

— В основном минимальные — вне зависимости от места их расположения. Заказчики стараются избежать резки и сварочных работ кузова. Вытянуть на стапеле, минимально подшпатлевать, окрасить — готово! Белорусы «наелись» сильно битых машин.

Особенно сейчас появилось много фирм и даже ипэшников, которые пренебрегают бюджетом своих клиентов. Говорят, мол, за $2—3 тысячи получится восстановить, а человек по незнанию доверяет такому специалисту. В итоге ремонт обходится в восемь, десять и более тысяч долларов. Подобные случаи не единичны, хотя, к счастью, сейчас народ поумнел и подходит к вопросу разумнее. По крайней мере, у нас такая статистика.

Бывают единичные ситуации, когда информация о повреждениях автомобиля в поисковиках исчезает. В специализированных базах остаётся, а в открытом доступе — нет. Естественно, это резонно отпугивает покупателя: значит, машина была сильно бита.

Белорус захотел привезти «непроходной» Citroen C3 из Европы. Получилось?

— Белорусская «вторичка» сейчас перенасыщена дорогими автомобилями. Означает ли это, что заказчики обращаются к более бюджетным предложениям на аукционах?

— Мы занимаемся пригоном автомобилей под заказ, поэтому как таковой статистики у нас нет. Согласно отзывам клиентов, которые приобретали машины для последующей перепродажи, рынок на данный момент замер.

— Совсем бюджетные не заказывают: теряется смысл пригона, ведь увеличились расходы на доставку и перевод средств. Покупая себе, ничего не экономите (финальная цена окажется на уровне рыночной), а для перепродажи — снижается маржа. На дорогих машинах логистика «размазывается» легко.

Конечно, дешёвое авто проще продать: круг потенциальных покупателей шире. Премиальный сегмент стоит колом. Если хорошо скинуть цену, то приезжают перекупщики из России. Обстановка на рынке сейчас зависит от курса российского рубля.

«Купить б/у автомобиль и не переплатить за него не получится»

Мнением об обстановке в сегменте подержанных автомобилей поделился Дмитрий Макаревич, главный редактор портала av.by.

— С начала весны база объявлений на av.by стабильно растёт. В ближайшие дни мы выйдем на 50 000 частных объявлений*. Интересно, что последний раз мы видели такие цифры в начале 2021 года. Очевидно, что люди стали чаще выставлять автомобили на продажу. Отчасти это органический рост, связанный с традиционным весенним всплеском активности на рынке. С другой стороны, это явное свидетельство того, что объявления начинают накапливаться. То есть в какой-то момент предложение превышает спрос и машины уже не улетают как горячие пирожки по тем ценам, за которые их хотят продать белорусы, — комментирует ситуацию собеседник. — Из других наблюдений: отмечу, что сегодня на белорусском автомобильном рынке стало меньше свежих машин из США.


Динамика количества объявлений у частных лиц и компаний*

— Причина кроется в том, что денежные переводы из Беларуси за океан до сих пор непредсказуемы: деньги могут или вовсе не дойти до адресата, или «зависнуть» на полпути. На фоне сокращения ассортимента американских «битков» количество машин из Европы значительно увеличилось. Выросли и цены на них. И тут всё очевидно: белорусский автомобильный рынок «бэушки» по-прежнему привлекателен для российского покупателя. Но с небольшой оговоркой: пока курс доллара относительно рубля стабилен. В противном случае при конвертации валют финансовая выгода уже не кажется столь очевидной. А если учесть и форму расчёта с местным продавцом (белорусы неохотно принимают российские рубли) плюс сопутствующие издержки (СБКТС, утильсбор, регистрационные действия в ГАИ, расходы на жильё и дорогу), то выгода и вовсе может оказаться эфемерна.

— Что будет происходить с ценами на белорусской «вторичке» дальше? На мой взгляд, явных предпосылок для роста цен в ближайшие несколько месяцев нет. Пока в стране действует льготное кредитование (минимальная ставка на Geely — 7,95%), а стоимость трёх-пятилетних иномарок из Европы и без того для белорусов высока (в рассрочку или кредит их не продают), накручивать прайсы перегонщикам нет смысла. Наоборот, они заинтересованы быстрее продать проходную Audi, BMW или Mercedes и отправиться в Европу за очередной машиной.

 
— По нашей информации, в последние месяцы средний срок продажи свежепригнанного авто увеличился до 1,5 мес. А ещё в начале года россияне охотно раскупали все варианты в среднем за три-четыре недели. Однако маловероятно и то, что цены на европейских аукционах снизятся. Во многом на такую ситуацию повлиял ковид: автомобильный рынок повсеместно столкнулся с удорожанием производства. Например, из-за нехватки микросхем и усложнившейся логистики значительно выросли цены на новые машины.

Эксперт уверяет: сегодня купить б/у автомобиль и не переплатить за него не получится. Продавцы редко соглашаются на серьёзный торг, а достойные предложения появляются редко. Тут заметна и другая позитивная тенденция для отечественного рынка: последний год-два белорусы могут продать дороже свой автомобиль, который они приобрели три года — пять лет назад. Однако большинство потенциальных покупателей сталкивается с тем, что на «вторичке» им нечего взять взамен.

— Уже во второй половине 2022 года стало очевидно: отсутствие адекватных предложений от представителей европейских и азиатских марок и возросший «хапун» со стороны россиян на перегретом вторичном рынке активно смещают приоритет белорусов в сторону китайского производителя Geely. Люди стали раскупать доступные автомобили в шоурумах дилеров, что в конце года позволило Geely стать абсолютным лидером продаж. Собственно, и в текущем году продукция «БелДжи» является номером один в стране. Во-первых, на покупку действуют доступные кредитные программы, во-вторых, потребителю представлен широкий модельный ряд, ну и в-третьих, важную роль сыграло значительно возросшее общее доверие населения к бренду, — отмечает эксперт.

Двойной удар! Изучили две версии Geely Emgrand 7 New

— Сегодня мало кто всерьёз верит в то, что китайский «Джили» сгниёт за пару лет. Да, кузова прошлых поколений Emgrand страдали от коррозии. Но сейчас на реальных примерах доказано: гарантийный срок «Атласы» и «Кулреи» выдерживают без особых проблем. Эти машины продолжают ездить дальше, и их продолжает поддерживать огромный завод, который не где-то там, за тысячи километров, а здесь, в нашей стране, — говорит Макаревич. — Не могу не отметить, что на белорусский рынок выходят и новые, доселе неизвестные нашему потребителю китайские марки. Так, если в 2022-м на рынке появился только один новый бренд — JAC, то в текущем году компанию ему составили Exeed, Skywell и FAW. Вот-вот должны появиться Jetour и иранские автомобили Saipa. Правда, их перспективы в нашей стране, на мой взгляд, туманны.


— Тот же лифтбек JAC J7 за шесть месяцев разошёлся тиражом чуть более 100 экземпляров. У других дилеров китайских марок счёт вообще идёт на единицы. О чём это говорит? Доверие потребителя формируют не столько богатая комплектация и доступная цена, сколько безупречная репутация, передовые технологии и устойчивое восприятие качественного и законченного продукта. Увы, у многих китайских марок этих качеств как не было, так и нет. И, похоже, самих производителей в КНР это мало беспокоит: китайцы продолжают миллионными тиражами штамповать машины, не забывая обновлять свои модели чуть ли не каждый год, когда в европейском автопроме так называемый рестайлинг происходит не раньше чем через три года — пять лет.


— Та продукция, которая морально устарела в Китае, отправляется на внешние рынки. Например, в Россию, где китайские производители сейчас успешно наращивают свою долю из-за ухода американских и европейских автоконцернов. Ёмкость российского авторынка в количественном выражении составляет 1,5—1,6 млн авто в год, когда в Беларуси в лучшие годы продавали 50—60 тыс. новых машин. Да, привезти и продать автомобиль — не проблема. Куда важнее наладить техническое обслуживание, ремонт, а также обеспечить клиентов необходимыми запчастями даже после снятия их с производства. Вот с этим могут быть вопросы. И, на мой взгляд, без мощной локальной поддержки это не добавляет веса некоторым перечисленным моделям made in China ни в качестве, ни в ликвидности, ни в цене при последующей перепродаже.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram